Перейти к основному содержанию

«2 дня 2 ночи» новой музыки

В фестивальной картине Одессы ярче выглядели те представители, которые явили собственное, неповторимое, творчество
26 апреля, 10:21
ВЫСТУПАЕТ ТРУБАЧ ЕНЦ БРАХЕР (ГЕРМАНИЯ)

За 19 лет своего существования Фестиваль в Одессе стал ежегодной всемирной выставкой современного музыкального творчества. На протяжении двух дней и двух апрельских ночей на фестивальном подиуме экспонируются новейшие поиски в области профессиональной музыки разных стран мира. Что и говорить, в этом году в Одессе приняли участие композиторы и исполнители из семнадцати стран, а фестивальная панорама представила музыку 27 стран. Каждый раз к форуму в Одессе присоединяются новые участники: этой весной ими стали Корея, Турция и Бразилия. Презентация каждой из стран происходят в формате «нон-стоп», как многочасовой музыкальный марафон.

«Новая музыка» на Фестивале не ограничивается лишь знакомством с авангардистами, хотя предпочтение отдается языку, который диаметрально изменил представление об основах музыки — мелодии, гармонии, ритме и расширил ее средства и возможности до неслыханных пределов. Сейчас это уже история столетней давности, и лидеры авангарда сегодня уже являются классикой. В частности, в фестивальной программе прозвучали произведения К.Штокгаузена, Л.Берио, Э.Вареза, А.Жоливе, П.Булеза.

Конечно, на Фестивале звучали и образцы так называемой среднестатистической европейской музыки, написанные по лекалам авангарда середины прошлого века. Такие добротные, профессионально составленные, похожие между собой композиции часто встречаются на многочисленных международных фестивалях, не оставляя после себя художественного впечатления. В фестивальной картине Одессы ярче выглядели те представители, которые показали собственное, неповторимое творчество. Например, фольк-концерт и купальський хор Анны Гаврилец и мистерия-действо «Потусторонние игры» Ирины Алексийчук. Эти композиции и хоровые произведения Юлии Гомельской в совершенстве исполнил молодежный женский одесский хор «Ориана». Еще один замечательный певческий коллектив представил Фестиваль     — образцовый детский хор школы педагогической практики Одесской музыкальной академии. Впервые «2         дня 2 ночи» представляли разнообразие хоровых жанров — духовные, народные и современные акапельные произведения.

Отдельными страницами фестивальных программ становятся творческие портреты украинских композиторов. Одной из них был портрет Мирослава Скорика, в этом году — Александра Козаренко, который выступил также солистом-пианистом. С каждым годом Фестиваль становится моложе своими участниками, прежде всего украинскими. На его подиум приходят новые талантливые композиторы, которые расли вместе с Фестивалем. Золтан Алмаши, Ирина Алексийчук, Любава Сидоренко, Богдан Кривопуст, Анна Тихоплав, Алексей Шмурак, Асмати Чибалашвили, Кира Майденберг — те новые имена, которые постепенно занимают сегодняшнее музыкальное пространство, которые обучены теми педагогами, с музыки которых начинались «2 дня 2 ночи». Каждый раз большее предпочтение одесский художественный форум оказывает творчеству украинских композиторов. Очевидно, пришло уже время перейти к осмыслению места и назначение музыкальной Украины в международном пространстве.

Новая музыка «2 дней 2 ночей» — это также знакомство с неизвестными нам культурами, например, с аутентичным монгольским пением, которое продемонстрировала красавица Самдандамба Бадамхорол. Ее неповторимый голос с традиционным горловым пением словно передает звуковое пространство необъятной монгольской степи. На 19-й апрельской Одессе состоялось открытие музыкальной Кореи. Короткие, порывистые мелодии композиций Исан Юная, рожденные звучанием древнено эпоса, как будто подтверждают представление европейцев о корейской культуре, «культуре камней». Это произведение наряду с опусами композиторов США, Франции представил феноменальный флейтист и композитор из Канады Роберт Морис Айткен.

Современная музыкальная Америка среди прочего предлагает соединить в одно целое искусство музыки с искусством актерских жестов. Одним из ярких впечатлений 19-го фестиваля стал музыкально-актерский этюд Юлиана Белли («Афазия» для жестов и магнитопленки), который синхронным «сурдопереводом», жестами воспроизводил шумы, звуки, голоса, записанные на пленку. Еще одним образцом такого синтеза стала композиция американца Кайси Кангелози «Платонова пещера» для палочек, рук и пола.

Как и на предыдущих фестивалях, лидером 19-го была музыка ритма. Исполнители на ударных инструментах всех видов и жанров соревновались между собой в виртуозности и фантазии. Предметами для воссоздания ритма становились далеко не музыкальные объекты — от деревянного пола до бутылок с водой и горшочков для цветов. Главное при этом — мастерство и творческий подход. Возможно, ритмический тон Фестиваля еще 19 лет назад задал его президент и мэтр перкуссионного творчества Бернгард Вульф, который уже 40  лет возглавляет Ансамбль перкуссии Фрайбургского музыкального университета. Сейчас в Одессе существует его сателлит — Ансамбль перкуссионистов местной музыкальной академии.

Впервые на одесском форуме можно было увидеть и услышать новые для нас аутентичные инструменты: среднеазиатскую калимбу, тибетскую скрипку и тибетский горн, украинскую динжериду. Наряду с древними традиционными инструментами, музыканты придумывают и ищут новые возможности для творчества. Скажем, американка Дженнифер Гаймар привезла собственное ноу-хау — игрушечное фортепиано. Его механистическое звучание в сочетании с техно-поп-компакт-диском или с велосипедным горном и мегафоном создавали в воображении картины нереального и абсурдного, детского и техногенного миров. Полной противоположностью кукольному роялю выглядел и звучал громадный ксилофон — вертикальная деревянная конструкция. Мартин и Рой Грунефельды привезли свое музыкальное изобретение из Нидерландов, демонстрируя на нем собственные композиции. К верхним клавишам инструмента им приходилось добираться словно по лесенке.

Форум в Одессе — это и открытие новых имен. Вместе с упомянутым канадским флейтистом, звездой 19-го стала скрипачка из Швейцарии Габриэлле Бруннер. Магия ее искусной, виртуозной игры поражала и буквально завораживала слушателей. Было приятно, что для своей фестивальной программы Габриэлле выбрала также произведения Юлии Гомельской и Виталия Маника. Подчеркнем, что именно одесский фестиваль открыл пространство для сотрудничества зарубежных музыкантов с украинскими композиторами. Благодаря этому музыкальное творчество Украины звучит за ее пределами даже чаще, чем на родине.

На фестивальной сцене появляются новые исполнители, но наряду с ними работают и уже традиционные фестивальные ансамбли, которые специализируются на исполнении современной музыки. Один из них, «Senza Sforzando», основан еще в 2001 году талантливым пианистом Александром Перепелицей. В этом году он успешно дебютировал также в качестве дирижера. Ансамбль Senza Sforzando, в котором играют выпускники и студенты Национальной музыкальной академии им. А.В.Неждановой, демонстрирует ее интернациональный студенческий состав. Кстати, свой 19-й Фестиваль организаторы посвятили 100-летию родной alma mater. А уже на следующий после завершения этого действа день творческая команда фестиваля начала вырабатывать концепцию следующего, 20-го, юбилейного.

ТАКОЕ СОЧЕТАНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ И ТРАДИЦИЙ СЕГОДНЯ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ ТОЛЬКО В УКРАИНЕ

Алпер МОРАЛ, музыковед, вице-президент фестиваля новой музыки в Стамбуле (Турция):

— Вы впервые на фестивале «2 дня 2 ночи», но предварительно, знаю, прослушали диски с музыкой украинских композиторов, принимавших участие в этом форуме. Что вы можете рассказать об этом фестивале и о новой украинской музыке?

— Я очень высоко оцениваю этот фестиваль. Мы также организовываем интересные фестивали, однако идея формата этого фестиваля в виде двухдневного марафона мне очень интересна. Такая концентрация событий, как здесь, просто великолепная идея для достижения максимальной результативности.

По моему мнению, центральноевропейская музыка имеет большое будущее в современном мире. Украина, Турция, Хорватия, другие страны- те, которые вдохнут новую жизнь в современную мировую музыкальную культуру. На этом фестивале, например, большинство композиций, которые заслуживают самой высокой оценки, как раз из Украины.

— Можете назвать запомнившиеся имена?

— С удовольствием. Знаком с Кармеллой уже шесть лет и, будучи членом Международной ассоциации современной музыки, а с недавнего времени членом исполнительного комитета этой организации, давно знаю ее композиции и ценю их очень высоко. Мне очень близко и понятно то, что она делает, и тот смысл, который она в них вкладывает. Из имен, услышанных на этом фестивале, хотел отметить Викторию Полевую. Очень трудно писать произведения для фортепиано, мне понравился ее почерк, ее видение. И такое сочетание современности и традиций сегодня можно обнаружить только в Украине. И еще, не посчитайте меня дамским угодником, назову Юлию Гомельскую. Нет, у вас много очень интересных и перспективных создателей новой музыки, просто я всех еще не знаю.

МУЗЫКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕМИРНЫМ УНИВЕРСАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ

Бернгард ВУЛЬФ, дирижер, президент фестиваля «2 дня 2 ночи» (Германия):

— На протяжении 19 лет вы с Кармеллой организовываете этот фестиваль. Возможно, для истории человечества это не такой долгий промежуток времени, но для новой музыки — довольно серьезный срок. Какие изменения за это время произошли в создании новой музыки?

— Новая музыка в Восточной Европе отличается от таковой в Западной Европе. Особенно это было очевидно в то время, когда мы начинали этот фестиваль. Также новая узыка в Китае отличается от вьетнамской. У людей различные желания, различные эмоции, разная культура, слишком широкое разнообразие способов самовыражения. Я понял за все эти годы, что музыка не является мировым языком.

— Всю жизнь искренне считала музыку универсальным средством общения...

— Представьте, что исполняете произведения Моцарта среди жителей пустыни. Не все воспримут это произведение одинаково. Люди, для которых музыка — не просто прослушивание произведения уютным вечером, а неотъемлемая часть их каждодневной жизни, слышат совсем другое, чем, например, мы здесь в зале. Для них музыка значит нечто иное, возможно, музыка представляет собой концепцию выживания в стране. Помню случай, когда мы исполняли музыку перед 2000 кочевниками, сидящими верхом. Вам, наверное, трудно вообразить себе здесь 2000 наездников на лошадях, собравшихся на концерт под открытым небом. Спросил одного из них, что думает об этой музыке. В ответе прозвучало, что несмотря на то, что он ничего не понял, для него эта музыка звучала, как очень странная разновидность его народной музыки. Это, считаю, совершенный ответ, на вопрос, что современная музыка значит для людей. Ответивший мне человек не был ограничен рамками приличия или этикета. Он просто хотел больше узнать о новых для него людях. Вынес из этого случая один урок: какая-то музыка может быть близка людям, а какая-то — нет. Какая-то требует определенного уровня знаний, другая же этого не требует.

Некоторые страны живут в совершенно иной временной концепции, чем, например, мы с вами. Их музыка не движется никуда, она не должна передавать какую-то историю, настроение. У музыки нет временных ограничений. Например, некоторые индонезийские композиции могут звучать несколько часов. Можно выйти, вернуться и снова оказаться в моменте. Музыка тут не о времени, а о конкретном моменте бытия.

Именно поэтому считаю, что музыка не является всемирным универсальным языком. Современная музыка может быть ближе разным культурам, разным слоям населения, чем, например, музыка классическая. Фуги Баха в тропических лесах Африки вряд ли найдут много внимающих слушателей. Много лет назад читал в одном журнале о группе ученых, отправившихся в отдаленные уголки Африки- туда, где никогда не было контакта с тем, что мы называем цивилизацией. Они взяли с собой несколько аудиозаписей Моцарта, исполненные различными оркестрами. Больше всего туземцев впечатлили звуки настройки оркестра.

Хочу отметить, когда начинали этот фестиваль, аудитория была другой. Мы вынуждены были делать объявления каждые полчаса о том, что нельзя курить, нужно соблюдать тишину, не бросать пустые бутылки под ноги. По прошествии лет люди поняли, что мы предлагаем их вниманию новые, неизвестные до этого звуки, качественно иные концепции прослушивания музыки. Они имеют сейчас больше знаний о музыке. Радует, что молодые композиторы не стремятся имитировать кого-то, привносят новые идеи, ведут диалог. Это очень интересно.. Формат фестиваля в Одессе также нетрадиционен, люди не привязаны к своим местам, создается единение аудитории. Музыканты приезжают с этого фестиваля домой и делятся новыми концепциями, идеями. Музыка становится все более независимой от местных особенностей. Уверен, что мы должны использовать этот шанс, в следующем году на ХХ юбилейном фестивале дать новый, свежий импульс. Мы уже обсуждали с Кармеллой, что должны сохранить то, что хорошо, но и подумать, как изменить фестиваль к лучшему.

РАЗВИВАЮТСЯ ТЕХНОЛОГИИ, И    МУЗЫКА ПРИОБРЕТАЕТ СОВЕРШЕННО ДРУГИЕ ФОРМЫ

Галина ШПАК, хоровой дирижер, художественный руководитель женского хора «Ориана» (Украина):

— Впервые на фестивале современную музыку поет хор. Она довольно сложна для интерпретации — есть ли особенности работы, особенно с молодым исполнителями?

— Наш хор достаточно молодой, ему исполнится пять лет, но мы стараемся постепенно восходить вверх по ступеням современной музыки. Это непросто, ведь наше воспитание опирается исключительно на классику. Это и хорошо, и плохо. За рубежом тоже есть классическое образование, но оно не останавливается на XIX веке. Развиваются технологии, все движется вперед, естественно, и музыка приобретает совершенно другие формы. И поэтому необходимо искать методы новой работы с детьми. Если говорить об особенностях подготовки к исполнению — это в основном распевки, специфические распевки. К классическим трезвучиям добавляются секунды. Музыка эта сложна поначалу. Как только проходит период ознакомления с такой партитурой, она входит в сознание, то исполняется намного легче некоторых классических песнопений. Не знаю, с чем это связано, но наблюдаю уже не первый год с разными коллективами.

— Именно современная музыка дала вам возможность театрализовывать свои выступления?

— Да, это просится само собой. Внешняя картинка углубляет восприятие. Здесь соединяются одежда, движение, звук — все в комплексе. Кроме прочего, мы живем в современном обществе и не можем быть оторваны от него. А оно, подстегиваемое кино и ТВ, приучено к прерывистому, напряженному видеоряду. Но, говоря о себе, больше отталкиваюсь от содержания, от требования самой музыки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать