Перейти к основному содержанию

70 «бусин» Зинаиды Лихачевой

Как соединить народную традицию с лучшими достижениями Contemporary Art можно увидеть на выставке художницы уже сегодня
20 сентября, 11:12

В залах Национального музея украинского народного декоративного искусства с 20 сентября по 21 октября 2013 года будет экспонироваться выставка произведений современного искусства «Бусины Зинаиды Лихачевой. 2010—2013» (современная художественная одежда, украшения, аксессуары, инсталляции, видео-арт).

После успешного участия в международных показах (Oxford Fashion Week, Georgian Fashion Week, Russia Fashion Week, London Fashion Week) и в художественных выставках (Art Monaco, First Kyiv Biennale of Contemporary Art ARSENALE 2012, Art Kyiv Contemporary, Miami River Art Fair, New York Pulse, Art Copenhagen), свои художественные произведения за последние годы Зинаида Лихачева представляет в залах Национального музея украинского народного декоративного искусства.

Так, экспозиция ее выставки насчитывает более 70 произведений: это 70 своеобразных «бусин» художницы, среди которых авторские платья, блузы, ткани, аксессуары, нетрадиционные головные уборы, футболки, декорированные художественными принтами, которые воспринимаются зернами оригинального «украшения» творчества Лихачевой 2010-2013 годов в плоскости женской одежды.

Авторская интерпретация аутентичных орнаментальных мотивов и знаковых символов народного искусства, реминисценции украинского народнопоэтического и песенного фольклора, воспроизведенные современными средствами художественного выражения, а также чувственный опыт художницы с ее способностью к глубокому эстетическому и душевному переживанию высших достижений национальной культуры — все это совокупно является смыслом творчества самобытной киевской художницы Зинаиды Лихачевой, которая настойчиво и последовательно ищет органическую для себя «нишу» в художественном пространстве Сontemporary Art, однако убеждена в глубине и многогранности народного искусства как неисчерпаемого источника для современного мастера.

«Идеей этой выставки, — рассказывает Зинаида, — является раскрытие моего собственного ощущения украинской народной традиции в построении женской одежды, в традиционном для народного искусства воссоздании женского образа. Между тем первоочередным для меня является образно-пластичная трансформация сути этого явления и перенесения его в измерения современного искусства.

В образы женщин, которые я создаю самыми современными средствами выразительности искусства начала ХХІ века с применением достижений Contemporary Art, одновременно вкладываю свой восторг от углубления в украинские народные обычаи и традиционный быт, свои душевные переживания от восприятия старинной песенной лирики, свое наслаждение от созерцания сельских ландшафтов: все — до аромата земли и вкуса плодов, которые она дает.

Эта выставка является «живой историей» моего творчества, которое собрано по бусинке и нанизано на нить жизни. Это совокупность моих эмоций и чувств, моя реакция на окружающий мир, моя любовь к нему...»

Названия художественных коллекций Зинаиды Лихачевой не бывают случайными: в них обычно кроется ключ к расшифровыванию темы, которая волнует художницу, и к пониманию эмоционального настроения произведения («Свет солнца» (2010), «Эхо» (2010), «Сердце березы» (2011), «Осень такая милая» (2013). В предметах одежды, аксессуарах, украшениях из этих коллекций, которые отмечаются изобразительной изобретательностью их автора, ее чарующим ощущением красоты мира, погружаешься в стихию древних сакральных геометрических мотивов, которые возвращают к древнеславянской орнаментике и декору художественных тканей западноукраинских регионов, или радуешься плавным линиям и кругловатым абрисам, которые вызывают ассоциации с растительно-цветочными орнаментами ковров и вышивок Подолья и Полесья, или чувствуешь отзвук искусства модерна конца ХІХ — нач. ХХ вв. с его склонностью к графическому сплетению деревьев, ветвей, стеблей и цветов.

Коллекции «LiveinKiev», «Cocooned», «Еще» (все — 2011), «Phonetheus» (коллаборация с дизайнером Жан Пьером Браганзой, 2012); футболки с художественными принтами из серий «Родина-Мать» (2013), «Известные украинки» (2013); инсталляции «Прикосновение»(2012) и «Другой»(2013), декорация из проекта «Язык. Мы» (2012) Зинаиды Лихачевой, где господствуют как фигуративные, так и абстрактные формы, обозначенные индивидуальным образным и композиционно-пластичным мышлением художницы. Они увлекают своей особой настроенностью: в каждой есть определенная эмоция — лирическая или драматическая, однако неизменно страстная, темпераментная, импульсивная: близкая к женской душе, которая «трогает за живое».

В ансамблях современной женской одежды, которые разрабатывает Зинаида, почти обязательной их составляющей является монисто — украшение, которое в старые времена украинцы изготовляли из жемчуга, кораллов, разноцветных камней. Нитка или несколько ниток мониста на шее служили традиционным украшением молодой женщины и девушки. Монистом, больше всего красным, девушки украшали себя в праздник. Особо красивое ожерелье было обязательным элементом убора невесты. Для замужних женщин монисто было признаком того, что о них заботятся мужья. Уместно здесь вспомнить шевченковские строки: «А жіночку свою любив — І Господи єдиний! Як те паня, як ту дитину, він у намистечках водив...»

На выставке в НМУНДИ Зинаида особенно поразила своими монистами «в пол», длинною в полный женский рост, выполненными в авторской технике с применением текстильных материалов благородных красных, синих, коричневых цветов. Они воспринимаются и очень современными «артовскими» украшениями, и одновременно несут в себе ту же древнюю символику, о которой уже упоминалось.

Зина — художница, которая стремительно ищет свой путь в искусстве, свой авторский стиль, даже так — «национальный» авторский стиль. И поэтому все, что создает Зинаида Лихачева — «искусство с корнями».

В ее работах простота, изысканность, минимализм, ясность идеи, и, главное, есть ЧУВСТВО УКРАИНЫ. Она обращается к национальным архетипам, к нашим традициям и обрядам, трансформируя их не только в предметах женского наряда, но и в эмоционально мощных скульптурных композициях и инсталляциях, в живописи и в произведениях видеоарта, в художественных и музыкальных постановках, стремясь сделать их более современными, понятными, «живыми» и, таким образом, возвращая их нам.

В ее работах — такая же чистота переживания, которая присуща мастерам народного искусства. Привлекательны они тем, что нет в них места «инфернальным силам», которые нередко присутствуют в актуальном искусстве: работы Зины Лихачевой не несут ни зла, ни негатива.

Импонирует и то, что Зинаида, которая экспонирует свои работы «по всему свету», позиционирует себя исключительно как художник, «вскормленный» и «взлелеянный» украинской землей — как мастер современного искусства именно Украины, культурой которой она искренне гордится.

Фото предоставлено автором

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать