Перейти к основному содержанию

83 года на сцене!

По послужному списку Галины Яблонской можно изучать историю франковцев
19 декабря, 17:45
ПОСЛЕДНЯЯ РАБОТА ГАЛИНЫ ЯБЛОНСКОЙ — ОБРАЗ ГАБРИЕЛЬ В СПЕКТАКЛЕ «ПОСТОРОННИЕ СРЕДИ НАС». СЛЕДУЮЩИЙ ПОКАЗ СОСТОИТСЯ 26 ДЕКАБРЯ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ИМ. И. ФРАНКО

В Центральном государственном  архиве-музее литературы и искусства Украины состоялся творческий вечер ведущей украинской мастерицы сцены. Кстати, сейчас готовится книга к юбилею Национального академического театра имени Ивана Франко, которую пишет Христофор Груша. Рабочее название этого произведения — «Ті, хто на палубі. Акторська команда франківців — 100-річний сезон», одна из глав будет посвящена Галине Гиляровне Яблонской, которая из всей нынешней актерской команды франковцев ступила на борт этого театрального  корабля первой, — еще в начале 1951 года! А недавно ее имя было внесено в Национальный реестр рекордов Украины — «актриса с самым длительным периодом деятельности на сцене — 83 года».

Галина Гиляровна родилась 2 января 1928 года в Умани на Черкасчине, в актерской семье. Впервые вышла на сцену в 1936 году, в роли Топси в спектакле «Хижина дядюшки Тома». Это было в Виннице. С 1944 года Г. Яблонская служила актрисой передвижных театров Проскурова, Каменца-Подольского, Могилева-Подольского, Днепропетровска. Кроме театральной, она сызмальства не знала другой жизни, просто жила на сцене и не искала славы.

Ее случайно увидели в провинции и пригласили в столицу. Дебютировала в Киеве ролью Гали в «Назаре Стодоле», постановка Амвросия Бучмы. Далее по послужному списку Галины Гиляровны можно изучать историю франковцев. Она работала с самыми выдающимися режиссерами этого театра — Игнатом Юрой и Сергеем Данченко, Леонидом Балабаном и Марьяном Крушельницким (он заставлял своих студентов ходить на спектакли Галины Яблонской — «чтобы видели, что такое живые чувства на сцене»). Актриса играла едва ли не всех героинь нашего классического репертуара — от упомянутой Гали до Софии в «Безталанній» и Маруси в «Марусі Богуславці». Почтенные = критика называла ее актрисой европейского уровня.

 Яркая личность — настолько, что будущий муж, летчик, увидел ее в салоне самолета и пригласил в пилотскую кабину. Небесный сюжет!—  Знаете, моя творческая жизнь складывалась не очень успешно, начало было удачное, я имела хорошие рецензии, а затем наступил период, когда я стала ненужной театру, — призналась в одном из интервью Г. ЯБЛОНСКАЯ. — Пришел новый руководитель, который расчищал дорогу для своей жены, а за моей спиной никакой поддержки не было, была только я и мои способности. Когда наступил тот тяжелый период, даже думала покончить жизнь самоубийством... но прошло время, и поняла, что это была школа жизни. Господь помог. Когда меня вытолкнули из театра, вынуждена была искать себя в чем-то другом, готовила концертные программы, активно работала на радио и телевидении. И, собственно, это привело к общественной работе...

Ученица Амвросия Бучмы и ровесница Наталии Ужвий, до сих пор радует зрителей своим мастерством. В частности, исполнением главной роли в спектакле «Одинокая леди» (постановка Петра Ильченко), где Галина Гиляровна играет старую актрису Лесю Богдановну. Эту пьесу Игорь Афанасьев не писал специально для нее, но пани Галина внесла в текст несколько монологов героинь, которых когда-то играла или хотела сыграть, от Наталки Полтавки до Роксоланы и Бабы Параски из «Кайдашевой семьи». Теперь это только ее история и больше ничья. История печальная и в то же время подсвеченная мудрой самоиронией и живой импровизацией. В спектакле есть эпизод, где Лесе Богдановне приходит напоминание о долгах за коммуналку. Однажды она в этом месте глянула в зал и хитро спросила: «А вы вовремя платите за квартиру?». Это было так неожиданно, что публика зааплодировала от восторга...

Много лет Г. Яблонская играет в аншлаговом спектакле «Шельменко-денщик» по комедии Григория Квитки-Основненко — роль Агафены Семеновны, а последняя ее работа — образ Габриель в спектакле «Посторонние среди нас» (это произведение является первопрочтением пьесы современного канадского драматурга Аарона Бушковски на украинской сцене).

— У Галины Гиляровни есть своя тема — отношение к человеку как главной ценности. Каждая ее роль на сцене пропитана ею, плюс умножена на искренность и эмоциональность, — считает Петр ИЛЬЧЕНКО, режиссер Национального театра им. И. Франко. — Гиляровна не наблюдает за развитием сюжета, а в каждый образ вкладывает личное эмоциональное отношение к персонажу. Лиричность или мелодраматичность придают разные краски в раскрытии ее героинь. Это качество очень ценно, и оно замечательно воспринимается зрителями. Искренность — одна из мощных сторон, которая привораживает. Галина Гиляровна свою карьеру начинала в 1950-х, активно сотрудничала с известными режиссерами, такими как Гнат Петрович Юра, который много внимания уделял этому.

Яблонская — профессионал наивысшего уровня, и работать с ней — большая честь. Актриса умеет передать целую палитру чувств. Ей веришь, ею восторгаешься. И именно этим мастерица привораживает зрителей, которые приходят в театр за эмоциями. А у Яблонской всегда эмоция присутствует. Знаете, спектакли, где играет Галина Гиляровна, часто с закрытием занавеса не заканчиваются, потому что начинается общение с коллегами и зрителями. Эти разговоры потом продолжаются за чаепитием и когда ее провожают из театра домой. У актрисы есть целая армия почитателей разного возраста, которые ценят то, что Яблонская очень коммуникабельная. Она много знает, видела и щедро делится своими знаниями с окружающими.

Галина Гиляровна — инициативная, энергичная и даст фору многим франковцам. Есть актеры-исполнители, то есть режиссер ставит задачу, и они ее выполняют, а Яблонская всегда является соавтором своей роли. И это чрезвычайно ценно, потому что поколения актеров старой школы любили способ исполнительства...

В активной фазе мы сотрудничаем с Галиной Гиляровной уже больше 20 лет. Она всегда собрана на репетициях, когда рождается спектакль. За ней интересно наблюдать, и когда кажется, все знаешь до последней точки произведения, потому что каждый спектакль всегда живой и неповторимый. Более двух десятилетий Яблонская играет в классическом водевиле «Шельменко-денщик», более десяти лет — в «Одинокой леди», и последняя ее работа роль Габриель в спектакле «Посторонние среди нас» показывает разные грани таланта мастерицы сцены. Хотя некоторые режиссеры обходят вниманием Яблонскую, и это жаль, потому что она замечательная актриса...

У Галины Гиляривни есть мечта — сыграть «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, и чтобы это был камерный спектакль. Театралы со стажем могут вспомнить легендарную постановку по этой пьесе 1983 г. Сергея Данченко в сценографии Данила Лидера, где играл звездный состав исполнителей — Юлия Ткаченко и Нонна Копержинская (Клер Цаханасян), Степан Олексенко (Иль), поставив диагноз застоя... Как считает Яблонская, сейчас это произведение Дюрренматта не утратило актуальности, и актриса предлагает свой взгляд на эту трагифарсовую историю. Ведь тема наказания и отплаты нынче набирает обороты. Это и экологические темы, и моральные темы, которые очень важны не только для нас, но и для будущих поколений...

Каждый выход актрисы на сцену — это мастер-класс для молодых франковцев и овации публики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать