Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Афиша

16 апреля, 11:57
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ФИЛИППОМ ИЛЬЕНКО

ФИЛЬМ НЕДЕЛИ

«Молитва за гетмана Мазепу» — 23 апреля в кинотеатре «Лира»

В рамках творческого проекта «Музей кино» продемонстрируют фильм Юрия Ильенко, который был снят в 2001-м на Киностудии им. Довженко. «Картина снискала во многом скандальную славу, которая начиналась с радикального неприятия на Берлинском кинофестивале, — вспоминает кинокритик Сергей ТРЫМБАЧ. — Довольно быстро становился пустым зал и во время просмотров в Украине. Это и не удивительно — зрители ждали романтичной, интригующей истории, которая не раз очаровывала не только украинцев, но и довольно большое количество европейцев. Вместо этого сталкивались с проявлением жесткого постмодерного стиля, замешенного прежде всего на сюрреальних стратегиях выявления национального бытия. Только с недавнего времени, уже после смерти Юрия Ильенко, картину, судя по всему, начинают видеть по-другому. Возможно, потому что наша современная история все больше напоминает то, что мы видим в фильме. «Сколько у нас сегодня Украин? — спрашивает Мазепа (эту роль сыграл Богдан Ступка). — Утром было пять или шесть».

СПЕКТАКЛЬ НЕДЕЛИ

«Эрик XIV» — 23 апреля премьера в Национальном театре им. И. Франко

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Этого спектакля, проанонсированного режиссером Станиславом Моисеевым, когда он возглавил как художественный руководитель Театр им. И. Франко, театралы ждали почти три года (были разные объективные и субъективные причины для задержки, даже смена актерского состава), и вот скоро премьера. Пьесу Августа Стриндберга перевел на украинский язык Максим Яковлев, сценография — Андрея Александровича-Дочевского, а главную роль исполнит Евгений Нищук (это станет первой крупной работой актера в штате франковской труппы). «Эрик XIV» по-франковски — это эксцентрическая драма. Хотя события происходят в XVI в. в Швеции во времена короля Эрика XIV (его отец Густав I — основатель шведского государства), они очень созвучны с нашей современностью. Он владел латынью, французским, испанским, немецким, итальянским и финским языками. В совершенстве знал географию и историю, не говоря уже о военном деле и политике. Интересовался архитектурой, хорошо рисовал и создавал гравюры, играл на лютне. Историки считали, что Эрик XIV болел параноической шизофренией. Когда он стал королем, у него проявились подозрительность и склонность искать заговоры вокруг себя. При Эрике XIV усилился культ монархии главным образом, чтобы поставить род Ваза над другими шведскими аристократами. Эрик стал первым королем Швеции, велевшим обращаться к нему «Ваше Величество». Он делал шаги по централизации государства, боролся с междоусобными войнами, парламентом, имел четверых детей от жены Карин Монсдоттер и пятерых бастардов. Последние годы жизни провел в тюрьме, и даже оставаясь за решеткой,  Эрик был центром мятежей, 26 февраля 1577 года его отравили.

КОНЦЕРТ НЕДЕЛИ

«На бис» Василий Попадюк &Papa Duke band — 21 апреля во Двореце «Украина»

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Чарующая мелодия скрипки в его руках завораживает самых прихотливых музыкальных гурманов. Артистизм, виртуозная игра и безумная энергетика Попадюка способна творить чудеса. Его талантом восхищаются миллионы людей из разных стран. Украинец — по происхождению, канадец — по месту жительства и гражданин мира — по масштабам таланта. Харизматичный, энергичный и импульсивный скрипач на сцене перевоплощается в настоящего гуцульского мольфара. Ныне со Всеукраинским туром Василий Попадюк и Papa Duke Band успешно путешествуют по Украине, останавливаясь в разных городах. 21 апреля музыканты выступят «На бис» в нашей столице.

КНИГА НЕДЕЛИ

«Тут похований Фантомас» Юрия Андруховича

«Колонка» как историческая хроника — такова суть новой книги от издательства Discursus. В нее вошли коротенькие тексты, которые писатель делал для сайта «ТСН» в течение 2010—2014 лет. Через бытовые зарисовки, жизненные парадоксы и другие замеченные интересные вещи локального масштаба Ю.Андрухович изобразил фрагменты одного из драматичных периодов нашей истории в его восприятии, скажем так, литературо-центрической интеллигенцией. От болезненного прихода к власти Виктора Януковича в 2010-м, через процесс построения авторитарной «вертикали», медленной экономической стагнации, не слишком скрытого накапливания конфликтного потенциала в обществе — и до неминуемого прорыва накопленного осенью 2013-го, бурной зимы 2014-го и «гибридной войны». А в тени продолжалась обычная жизнь людей: визитами на родину «заробітчанок», воспоминаниями об армии, путешествиями, наблюдениями над ментальным измерением украинско-российских взаимоотношений и тому подобное. Где-то колонки Юрия Андруховича основываются на действительно интересных фактах, где-то их любопытство и свежесть вызывают большие сомнения. Однако в целом «Здесь похоронен Фантомас» получилась хорошим свидетелем эпохи.

ВЫСТАВКА НЕДЕЛИ

Живопись Давида Шарашидзе — в столичной галерее «Парсуна»

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГАЛЕРЕИ

Парсуна — один из ранних поджанров портрета, находящийся на грани сакрального и светского искусств, получил распространение в Восточной Европе в XVI—XVIII в. Продвигаясь с запада в Украину, парсуна обретает признаки иконографической плоскостности, условности и фольклорной декоративности, из светского портрета постепенно превращается в портрет-аллегорию. В своем восточном прочтении парсуна становится поджанром портрета, который переступает собственные исторические рамки. В настоящее время это понятие может обозначать обобщенный образ человека, с помощью которого художник пытается выразить определенную мировоззренческую философию, создать определенное коммуникативное пространство. Работы Шарашидзе — это не совсем портреты, но парсуны, — считает Иванна Стратийчук, искусствовед. Даже если вдохновением для образа художнику служил какой-то конкретный человек, состояние спокойствия, сосредоточения на самом себе делает всех изображенных персонажей похожими между собой. Образы Шарашидзе, на первый взгляд, могут показаться меланхоличными, но на самом деле они находятся в медитативном состоянии, передавая ощущение спокойствия во взгляде, в позах, в статической композиции всего произведения. Они самоуглубленные и самодостаточные, хотя пространство полотна часто позволяет и даже приглашает зрителя присоединиться к этой молчаливой медитации, не для полемики, но для общего наслаждения тишиной и простотой. Выставку «Парсуна» можно посмотреть до 10 мая.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать