Акценты Харькова и аплодисменты для поэта
На Книжном Арсенале состоялось публичное интервью Юрия Макарова с Сергеем Жаданом
Сквозь толпу поклонниц после презентации своей книги избранных стихотворений «Динамо Харьков» пробирается Сергей Жадан. Он садится на сцене возле Юрия Макарова, начинается публичное интервью. В день открытия IV Международного фестиваля «Книжный Арсенал» это - одна из главных акций (на этом отдельно сделан акцент в программке).
Новый формат публичного интервью очень похож на телевизионный: известный журналист Макаров беседует с известным писателем Жаданом. Поскольку на телевидении таких бесед не хватает (если честно, совсем нет), то культурным менеджерам приходится заполнять эту лакуну такими фестивальными форматами. К тому же есть одно преимущество - возможность взять автографы и услышать аплодисменты.
Разговор начинается живо - Юрий Макаров спрашивает одного из своих, как это заметно, любимых писателей о том, как его здоровье после избиения на харьковской акции протеста 1 марта. Писатель отвечает коротко, демонстрируя шрам в волосах.
Очевидно, недавняя революция и нынешнее состояние перманентной почти-войны станут основной темой Книжного Арсенала на протяжении всех дней. Поэтому никого не удивляет, что в творчестве Жадана Макаров ищет героев нынешнего Евромайдана и пытается спросить о них у писателя больше. Автор комментирует, но быстро переключается на жизнь: рассказывает о недавних «майданных» персонажах и их судьбах. Он подчеркивает, что не все сторонники «русского мира» - это люмпен, потому там и профессора, художники, есть очень-очень разные люди. А упрощение ситуации не приводит к пониманию. Рассказывает, как на харьковском митинге его поразили женщины, которые сказали, что в конце 80-х годов они были моложе на 30 лет и тогда еще протестовали, боролись. Сейчас в 60 лет им хочется только стабильности. А то, что происходит, - угроза для 100 евро их пенсии. «Это очень важная вещь для распознавания людей, мотивов. Потому что нельзя сказать, что все они являются жертвами российского телевидения и ненавидят Украину», - подчеркивает писатель.
Надо сказать, что Сергей Жадан всегда внимательный ко всей Украине, и это, возможно, и является секретом его успеха, в том числе на Востоке. В текстах он не подает людей через карикатуру, а смотрит в лицо, интересуется их историями, пытается докопаться до глубины. Рассказывает о харьковском предпринимателе, который в декабре на своем заводе вывесил флаг Евросоюза, о водителе, с которым приехал сейчас из Харькова и который играет в милицейском оркестре. Ему интересны все эти люди, потому что все они творят Украину.
В контексте разговоров о Харькове всплывает упоминание о новой книге Жадана «Месопатамия» - сборник «очень харьковских» рассказов и стихов, в отличие от антиурбанистического романа «Ворошилоград». Но на литературе беседа долго не удерживается, она возвращается к теме Харькова и его людей. «Харьков, как и любой город, - сложный, многослойный, во многом противоречивый, - говорит Жадан. - Это город с собственной атмосферой, собственной культурой, собственным акцентом, как украинским так и российским, потому что харьковский русский и украинский - очень специфические». По мнению Жадана, проблема Харькова - это то, что представители разных видов искусств между собой мало контактируют. А те, кто говорит на украинском, не обращают внимание на то, что делается на неукраинском языке. «Это огромная потеря потенциала, - считает Сергей. - В прошлом в украинской прессе была динамичная дискуссия о том, что можно считать украинской литературой. И мой друг Тарас Прохасько, которого я очень люблю, написал, что язык является, возможно, последней нашей территорией, которую надо защищать. Мне кажется, что это очень неактуальная идея – идея XIX века или максимум начала ХХ. Сегодня украинской литературой следует считать все, что создается гражданами нашей страны. Иначе мы просто не чувствуем ткани Украины, мы во многом ее добровольно сдаем». И это мнение, которое, возможно, и не впервые озвучено Жаданом, но звучит сейчас, когда нет уверенности ни в чем и ни в ком, ярче и понятнее, чем, скажем, полгода назад.
Section
Культура