Актер без амплуа
Юрий Яковлев отмечает 85-летие!Удивительно, но факт: одного из самых узнаваемых и любимых актеров советского кинематографа — Юрия Яковлева, — которому исполнилось 85 лет, приемная комиссия во ВГИКе в далеких 1940-х посчитала «некиногеничным», пишут ria.ru. Дверь в мир кино закрылась (как оказалось, лишь временно), зато открылась другая — в Театр Вахтангова. На его сцене Яковлев играет уже более 60 лет. Здесь он создал совершенно разных героев — от водевильных до трагических: Трилецкого в чеховской «Пьесе без названия», самого Антона Павловича в драме Малюгина «Насмешливое мое счастье», Казанову в постановке «Три возраста Казановы», майора в «Дамах и гусарах» (спектакль шел более 20 лет), Прокофьева в «Уроках мастерства», Глумова в постановке «На всякого мудреца довольно простоты».
Главное качество Яковлева-актера, которое позволяет ему создавать запоминающихся персонажей, — умение импровизировать. По словам актера, он не может «два спектакля сыграть одинаково», ему всегда нужно что-нибудь придумывать. Так, он сам отказался играть мецената Дудукина (одну из лучших его театральных ролей) в спектакле Петра Фоменко «Без вины виноватые», когда почувствовал, что постановка «умерла», и он не может больше импровизировать.
Известность Юрию Васильевичу принес, конечно же, кинематограф. При этом ему одному из немногих в кино удалось не стать так называемым характерным актером, избежать типажности. Сам Яковлев называет себя актером, у которого нет амплуа. «Я играю совершенно разные роли. Они просто связаны общим моим отношением к людям. Моим мировоззрением, что ли. Я люблю играть добрых людей. Я это утверждаю. Доброта для меня — эталон», — говорил он в одном из интервью.
Заговорили о Яковлеве после роли князя Мышкина в фильме Ивана Пырьева «Идиот». Режиссер несколько лет не мог найти актера на главную роль и, наконец, встретил своего Мышкина на «чужих» пробах. «Во всем облике актера ощущалось какое-то природное благородство. Ему была свойственна простота, мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь он был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния», — вспоминал Пырьев о молодом Яковлеве.
Обаяние и природное благородство Яковлева не оставляли равнодушными и женщин. Он был женат три раза, с последней супругой Ириной Сергеевой, которая работала директором музея при Театра Вахтангова, они вместе уже пятый десяток. Дети актера — Алена, Алексей и Антон (все от разных жен) — пошли по стопам отца и связали свою жизнь с миром кино и театра.
Зрительскую любовь Юрию Яковлеву принесли персонажи комедийных фильмов Эльдара Рязанова — поручик Ржевский в «Гусарской балладе» и Ипполит в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Кто не помнит и время от времени не цитирует слова пьяного Ипполита «Какая гадость эта ваша заливная рыба...»?!
Многие реплики киногероев Яковлева стали крылатыми. Самой популярной киноцитатой советского кино считается фраза управдома Бунша: «Требую продолжения банкета» из комедии «Иван Васильевич меняет профессию». В фильме мастера комедии Леонида Гайдая он сыграл сразу две разные роли — управдома и царя Ивана Грозного.
Сам Яковлев считает одной из лучших своих работ в кино роль Стивы Облонского в «Анне Карениной» Александра Зархи. По его мнению, в этой картине у него получилось «абсолютно точное, стопроцентное попадание» в образ. Также он сыграл Соломатина в фильме «Карнавал», Девятова в «Мы, нижеподписавшиеся», Би в фантастическом фильме Георгия Данелия «Кин-дза-дза».
В последнее время Юрий Яковлев в кино почти не снимается (кроме участия в современной версии «Иронии судьбы» Тимура Бекмамбетова). Зато его можно увидеть в театре в спектакле «Пристань», где он играет Николая Алексеевича в части «Темные аллеи» по Бунину.
Выпуск газеты №:
№77, (2013)Section
Культура