Акварель как наслаждение для души
16 мая народный художник Николай Гроха будет праздновать юбилей
У Центральному будинку художника в Києві (ЦБХ) 19 травня відкриється персональна виставка знаного українського графіка, народного художника, засновника і багаторічного керівника художньої студії Національної спілки художників України М.Н. Гроха, який нині відзначає своє 80-річчя і 60-річчя мистецької діяльності.
Найважливішою для останніх десятиліть цариною творчості Миколи Никифоровича є акварель, яка виступає на його персоналії на вернісажі — «головним героєм» в усій своїй красі: у багатстві мотивів, грі площин і плям, динаміці штрихів і мазків, у фактурних співставленнях, в насичених і пастельних кольорах, відкриваючи в кожній лінії смислову та чуттєву наповненість.
У творах М.Гроха смак до одиничного, неповторного, безпосереднього, щирого її переживання незмінно приваблюють і емоційно зворушують вдячного глядача. Викликає повагу і високий пілотаж митця у володінні практично всіма
До 1990-х років графіка Гроха була переважно чорно-білою, яку незмінно відрізняла гранична відточеність цілого і деталей, точність і завершеність ліній. Потім митець усе частіше випробовує себе в акварелі та пастелі. Від 1998 до 2000 рр. — період його дуже інтенсивних пошуків і завдяки чому художник розкривається як тонкий і проникливий колорист.
«ТРИ КУКЛЫ». 2012 г.
В пейзажах, выполненных в технике акварели чистой и акварели, соединенной с масляной пастелью, все кажется композиционно завершенным и пластично идеальным. Дорогая сердцу украинских художников красота пространств Седнева (Черниговщина), окутанного утренним туманом, сквозь который пробиваются солнечные лучи; величественный покой реки Рось, неспешное течение которой обрамлено живописными берегами; уютные чащи камыша, в которых спрятались старенькая лодка и рыбацкий мостик; весенние лесные деревья, которые будто бы радуются своему пробуждению после зимних сновидений; волшебные в своем царственном оперении надменные индюки, утопающие в шелках густой сочной травы, которая жадно впитывает утреннюю росу; трепетно-лирические осенние и зимние инспирации художника («Цветет конский щавель», «Утренние лучи», «На реке Рось», «Купальщиця», «Ранняя весна», «Весенний паводок», «Вечернее солнышко», «Осенний пейзаж с утками», «Зима. Покровский монастырь», «Зима на Оболони» и так далее). Все это дышит, движется, живет, подчиняясь власти мастера и гению невидимого режиссера — Природе. Грох умеет увлекаться и удивлять зрителя поэзией повседневной жизни, превращая будничность в художественные образы.
В работах Николая Гроха — все, что он видит вокруг себя: дорогие ему предметы, находившиеся когда-то в доме его бабушки Ивги, а теперь живущие в мастерской автора; цветы в старинном металлическом сосуде — давнем подарке любимого писателя Ивана Дзюбы; старенькие, но трогательные куклы в народных украинских костюмах, из которых он создает натюрморты. Художник будто вслушивается в жизнь этих предметов, в их «немой язык», воплощая их в образы тающих акварелей.
«НАТЮРМОРТ С КЕРАМИКОЙ И ГРАНАТАМИ». 2012 г.
Есть у Н.Гроха натюрморты, которые поражают прихотями и выдумками цвета и формы («Венецианское стекло», «Куклы», «Виноград», «Натюрморт со стеклянной посудой», «Весенний взрыв», «Ракушки», «Водосбор-2», «Голубые ирисы в красной вазе») или удивляют мудрой простотой и в то же время сложностью редкой гармонии («Спас яблочный» і»Спас медовый» — из триптиха «Спас», «Грибы»). Это даже не просто гармония, а благородная добродетель, нежная бережливость, с которой каждый предмет подбирается, устанавливается, освещается, и автор, как настоящий мастер, «остается за кадром»...
Акварели Гроха легко узнаются прежде всего по их сложной гамме светлых сиреневых, розовых, перламутровых, серебристых цветов, смягченных пастельными золотистыми, охровыми, красными оттенками.
Цветы в натюрмортах Н.Гроха играют роль «первой скрипки». Любимые — удивительные формы расцветающих и так же быстро увядающих ирисов, цветов королей; аристократические, хотя и не долговечные в своей красоте гладиолусы; скромный, но обольстительный водосбор.
Зритель чувствует отношение художника к тому или иному цветку как к чрезвычайно тонкому материалу, который несет в себе часть мирового разума и гармонии («Натюрморт с цветами водосбора», «Спас цветочный» (из триптиха «Спас»), «Натюрморт с ирисами и красной розой», «Натюрморт с бархатцами и стаканами», «Натюрморт с подсолнухом», «Майоры»). Мир этих произведений глубоко поэтический, и мы его радостно воспринимаем, неизмеримо обогащаясь, потому что художник открывает нам ту красоту, которую, возможно, мы просто не заметили бы в суетливости ежедневных забот.
Акварельные картины, представленные на выставке Николая Никифоровича, воспроизводят «стенограмму души» художника, который самоотверженно посвятил себя высокому искусству и в течение многих десятилетий сохранил только ему присущий художественный язык, выработанный им собственный авторский стиль. Юбиляр находится в прекрасной творческой форме, что позволяет ему подниматься на наивысшую ступень пьедестала зрелого артистического мастерства.
На открытии выставки состоится презентация нового альбома «Микола Грох. Акварель/пастель», вышедшего в издательстве «Ярославів Вал».
Иллюстрации из альбома «Микола Грох. Акварель/пастель»
Выпуск газеты №:
№81-82, (2016)Section
Культура