Алена ДЕМЬЯНЕНКО: «Я выросла во Львове, где царит дух свободы»
Режиссер фильма «Моя бабушка Фанни Каплан» — о мифах и исторической правде, мюзикле «Гуцулка Ксеня» и кошке, которой не понравилось имя Фейга
Фанни Ефимовну Каплан (при рождении Фейгу Хаимовну Ройтблат) убили почти сто лет назад. По обвинению в покушении на жизнь Владимира Ильича Ленина. Ей было 28 лет. Об этом я узнала в нежном возрасте, мне было очень жалко тогда вождя мирового пролетариата. Кажется, даже плакала, когда заболела и не смогла прийти на торжественную линейку, где нас принимали в октябрята и вручали значки с изображением златокудрого Володи Ульянова. Иллюзии продлились недолго, но имя Фанни Каплан врезалось в память на всю жизнь. Как и у всех моих ровесников, думаю. А вот младшие поколения (даже тридцатилетние), оказывается, уже не знают, почему вошла в историю молодая женщина, которая носила это имя: моя коллега не смогла пойти на премьеру уже нашумевшей картины и, расстроенная, пожаловалась об этом сыну. «А кто такая Фанни Каплан?», — спросил он.
Об этой девушке, ее жизни и любви, эпохе больших перемен сделала фильм режиссер Алена Демьяненко. Называется он «Моя бабушка Фанни Каплан», Минувшим летом картина участвовала в Национальном конкурсе Одесского международного кинофестиваля. Имела оглушительный успех, а исполнитель роли Дмитрия Ульянова известный режиссер Мирослав Слабошпицкий получил приз за «Лучшую актерскую работу».
Недавно фильм вышел в отечественный кинопрокат, перед тем «покатавшись» по разным международным кинофестивалям, и итогом этих странствий стал приз за «Лучший иностранный фильм» престижного форума Crystal Palace International Film Festival в Лондоне.
«НАЧАЛО XX СТОЛЕТИЯ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ»
— Алена, действие фильма «Моя бабушка Фанни Каплан» происходит в 1918-м. В твоей творческой биографии есть мини-сериал «Казароза» — криминальная драма о событиях 1920-х прошлого века. Ты была со-режиссером Дмитрия Томашпольского на картине «Маяковский. Два дня» — тот же исторический период. Чем тебя манит начало ХХ столетия?
— Мы не ищем легких путей! «Казароза» — экранизация романа Леонида Абрамовича Юзефовича. Он же был и автором сценария. А Юзефович — не только очень хороший писатель, но и профессиональный историк. Произошло полное погружение в то время — 20-е годы прошлого века. Потом, как ты вспомнила, случился проект «Маяковский. Два дня». И у меня появилось ощущение того, как работать с этим историческим материалом.
Начало прошлого столетия очень привлекает меня, потому что не кажется особо отличающимся от сегодняшнего дня. Если, допустим, до событий последних лет в Украине, мы могли говорить об Октябрьской революции, гражданской войне в России 1918—1920-х как о далеком прошлом, известном нам лишь по книгам и фильмам, домысливать ситуации, психологию поступков героев, то в настоящий момент все обстоит абсолютно по-другому. Меня потрясло, когда во время Майдана мы зашли в арт-бар «Бактерия», и там сидели художники, писатели — они отдыхали, разговаривали, рядом грузили патроны, и кто-то из присутствующих сказал: «Вот до революции...», имея в виду наше время. Я подумала — это же просто «Белая гвардия»! Мы, сегодняшние, перенеслись в те, казалось, далекие и навсегда ушедшие дни... История вместе с войной вошла в нашу жизнь и стала актуальной.
Когда мы начинали работу над фильмом, говорили о более общих вещах: что такое миф, а что — историческая правда, как разобраться в этих понятиях, если в течение одной человеческой жизни трактовка события может переписываться многократно. Поэтому не думаю, что это я выбирала то время. Оно само выбрало нас. И «накрыло», к сожалению.
— Как ты определяешь жанр фильма «Моя бабушка Фанни Каплан»»? В «Казарозе», сюжет которой строится в тех же исторических декорациях, существует жанровая чистота. Это криминальная драма. На данной картине, несмотря на серьезность и документальность темы, в зале часто смеются, особенно, глядя на плывущих зайцев (которые, как известно, не умеют плавать), обозначена четкая мелодраматическая линия?
— Начнем с того, что сериал «Казароза» был снят для российского телевидения (мы тогда работали в Москве), а у них с форматами сильно не поиграешь. «Моя бабушка Фанни Каплан», конечно же, неформат. Но очень завуалированный. Потому что внешне там есть все признаки определенного жанра — история любви, героини. А дальше — кто что сможет взять для себя, потому что начинается игра со зрителем — в фильме много иронии, самоиронии. На удивление, некоторые спорные вещи в картине зрители воспринимают очень спокойно, не пытаясь по этому поводу рефлексировать. Понимают, что линия отношений Каплан (Екатерина Молчанова) с анархистом Виктором Гарским (Иван Бровин) показана такой, какой ее видит Фанни. Поэтому облегченная сказочная форма и применима к данным эпизодам. Заметь, история Фанни Каплан и Дмитрия Ульянова (Мирослав Слабошпицкий) рассказана уже более сложным киноязыком, нежели фантазии девочки, которая увидела Гарского, услышада его голос и пропала. И даже после расставания, предательства романтическая сказка живет в ней.
— В картине много ролей играют непрофессиональные актеры, но известные киевлянам (кинематографистам, в первую очередь) личности — Мирослав Слабошпицкий, Влад Троицкий, Геннадий Кофман, Роман Ширман, Иван Войтюк, Виктория Трофименко. Почему ты решилась на такой эксперимент?
— В какой-то момент мы поняли, что, во-первых, нам в кадре необходимы личности, а во-вторых, нужно, чтобы они существовали на экране максимально органично. Вроде бы ничего и не играли. А самого хорошего актера переучить сложно. Да и не нужно, и неправильно.
— Пошли по пути Отара Иоселиани?
— Мы пошли своим путем (смеется), поскольку еще во время проб поймали, почувствовали интонацию фильма, и затем уже она сама повела нас за собой. Ведь это только кажется, что мы снимаем кино, в какой момент оно само себя начинает снимать, а мы лишь обслуживаем его.
— Роль Ленина гротескно сыграл хороший, но мало известный украинским зрителям, российский актер Алексей Девотченко, который трагически погиб во время съемок фильма. Как вы нашли его?
— Да, беда случилось, когда была еще не отснята одна сцена с Алексеем, но мы смогли выйти из создавшегося положения. А познакомились на съемках фильма Димы (Дмитрий Томашпольский — муж и режиссер А.Д. — Авт.) об Анне Ахматовой «Луна в зените», Девотченко пробовался на одну из ролей. Тогда что-то не сложилось по срокам, но мы подружились, и когда возник «Маяковский. Два дня», он с удовольствием откликнулся на предложение сыграть роль Велимира Хлебникова. Это было очень нервно, очень здорово. Потому, когда приступили к работе над проектом «Моя бабушка Фанни Каплан», уже знали, кто должен играть Ленина. Кроме того, мы с Алексеем одинаково относимся к этой личности.
«СУДЯ ПО МУЗЕЯМ, КАПЛАН 25 РАЗ СТРЕЛЯЛА В ЛЕНИНА»
— А как вы относитесь?
— Я считаю, что его нужно срочно закопать, и буду очень рада, если это случится при моей жизни.
— В Мавзолее, кстати, была когда-нибудь?
— Нет, некрофилов люблю только как течение в кинематографе! (Смеется.) Понимаешь, я росла во Львове, в очень своеобразной среде. Ее даже нельзя было назвать антисоветской. Она просто была не советской. Там царил культ свободы. Был, например, один замечательный дом — интеллектуала Саши Королева. Для меня — просто человека эпохи Возрождения, выдающегося врача, интеллектуала. У него, по сути, круглосуточно тусовались музыканты, художники, — Александр Аксинин, Кузя из «Брати Гадюкини». Мне тогда было 14 лет, и я пропадала в этом доме.
— Родители не волновались?
— Они были спокойны: ничем плохим я там не занималась — книжки читала, музыку слушала, общалась с интересными людьми. Это было замечательно, потому что мне всегда было куда сбегать из школы. Благодаря дому Саши Королева я могла позволить себе относиться к всей совковой бессмыслице, как к плохой погоде — она ведь не страшна, если есть крыша, под которой можно спрятаться. У меня такая крыша была. Поэтому у меня не произошло кардинального изменения мировоззрения: мол, всю жизнь думала, что дедушка Ленин хороший, а он оказался плохим. Правда, вспоминаю, сильно смеялась, когда прочитала историю о Ленине в журнале «Огонек». Приехали двое британских ученых в разваливающийся перестроечный Советский Союз и стали путешествовать по ленинским местам. А потом написали забавный обзор. Посетили они, наверное, 25 музеев Ленина (у нас ведь тогда в каждом селе был музей Ленина), и пришли к выводу, что Ленин, Владимир Ильич, очевидно, лет с четырех точно знал, что станет вождем мирового пролетариата, потому что никогда ничего не выбрасывал. В стране насчитали десятки табелей за все его школьные годы, прописи, детские ботиночки, ползунки, игрушки, паровозики. К тому же, гардероб Ленина насчитывал, видимо, 25 пальто, и в него 25 раз стреляла Каплан, поскольку в каждом музее было пальто с дырками от пуль! Британских ученых тогда это очень поразило, а меня невероятно рассмешило!
— Так стреляла все-таки Фанни Каплан в Ленина или нет? К какому выводу ты сама пришла, делая фильм?
— Понимаешь, у нас из всего этого официального дела, которое было вывезено генерал-майором КГБ Олегом Кулагиным в США с пачкой других документов, есть в фильме прямая цитата. Эту фразу произносит следователь, который ведет дело Каплан. Он говорит: «Каплан стояла под фонарем, в одной руке у нее был саквояж, а в другой — зонтик. Как она тогда стреляла?» В 90-е годы прошлого века группа энтузиастов пыталась официально, через суд, реабилитировать Фанни Каплан, но не получилось. Собственно, кино ведь не об этом...
— Однако существуют разные версии. И наверняка у зрителей возникнет вопрос — да или нет?
— То, что такой вопрос возникает, и является сверхзадачей. Потому что часто случается обратное: меня там не было, но я точно знаю, как все произошло — по телевизору показывали, в газете прочитал, сосед рассказал, потому уверен на 100 процентов. Ответ: «Я не знаю, я думаю», — тот, что должен вытеснить категорические высказывания.
«ФИНАЛ «ГУЦУЛКИ КСЕНИ» — НАЧАЛО АННЕКСИИ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ»
— Уходящий високосный год для вашей творческой группы был успешным. Вы закончили долгую работу над картиной «Моя бабушка Фанни Каплан». Фильм недавно вышел в прокат, но уже имеет престижные награды. У картины впереди еще долгая фестивальная история, а вы уже заключили договор с Государственным агентством Украины по вопросам кино на производство следующего проекта — причем, мюзикла. Это было неожиданно. Любишь рисковать и экспериментировать?
— Мы действительно делаем ставку на яркий зрительский фильм. Здесь не будет никакой игры в жанры, все по-честному.
— История происходит в наши дни?
— Нет, это 1939-й. Мы выкупили права на оперетту Ярослава Барнича «Гуцулка Ксеня». Действие происходит в селе Говерла, в Ворохте. Туда приезжают американцы, эмигранты из Украины, чтобы найти невесту для молодого Яро. Парень родился уже в Америке, и его отец озадачен тем, что в сыне мало украинского духа. Он оставляет Яро в наследство миллион долларов, которые тот сможет получить, если в течение года женится на «свідомій українці». Год подходит к концу, и последняя надежда — эта самая Ворохта, потому что там живет легендарная красавица «гуцулка Ксеня»...
Это жанровое, веселое кино. Действие фильма заканчивается накануне аннексии Западной Украины — как раз там, где-то в районе Говерлы, проходила линия раздела. То есть, события происходят на территории, которая будет потом присоединена к Советам. Куда ни ткни пальцем — история повторяется...
«ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА НЕОБХОДИМО ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ»
— Ты ведь и сама из Галычины, однако долго работала в Москве. Отношение с коллегами, работодателями были равноправными, или чувствовалась рука «старшего брата»?
— Скажу тебе, наверное, неожиданную вещь. В Москве я никогда не ощущала снисходительного отношения к себе. А вот дома, в Украине меня уже давно поражали некоторые моменты. Как пример: однажды перед Новым годом мы с украинскими певцами и артистами снимали клип на песню, которая должна была идти в эфире после поздравления президента Кучмы. Работали двое суток в ледяном павильоне за скромный гонорар. А вскоре наша страна заказала за безумные деньги клип на гимн Украины... в Москве. Мне кажется, чувство собственного достоинства необходимо человеку для выживания. У меня не было никаких проблем в России из-за того, что я украинка, а в Украине часто чувствовала подобострастие — готовность сдать своих ради того, чтобы москвичи погладили тебя по головке. Достоинство и самодостаточность — краеугольный камень полноценности человека. И тогда никто не сможет относиться к тебе свысока.
О ДИМЕ, АЛЕНЕ И НАЙДЕНЫШЕ ЭЛЛИ
— А в вашем тандеме с Димой Томашпольским есть ведущий и ведомый?
— Мы всегда снимали фильмы отдельно. Совместная режиссерская практика — лишь два проекта: «Маяковский. Два дня», он был гигантский по объему, один режиссер просто бы не справился, и «F 63,9 Болезнь любви». На всех других фильмах (даже если работаем вместе) четко делим обязанности: кто — продюсер, кто — режиссер.
— Конфликтуете?
— Да нет. Наши творческие отношения существуют уже столько лет потому, что каждый позволяет существовать другому, быть самостоятельной личностью. Это очень важно. Мы — не братья Васильевы. Скорее, тандем по жизни, а потому относимся к проектам другого как к своим собственным.
— Уже решили, как будете встречать Новый год?
— Любим встречать Новый год вдвоем, потому что считаем его семейным праздником. В нынешнем году нас будет трое, потому что в доме появился котенок: он пришел из лесу в дом друзей и залез в птичью кормушку. Его подобрали, вылечили и передали нам в Киев.
— Как назвали найденыша?
— Найденыш оказался барышней (ей сейчас два с половиной месяца, растет на глазах). Назвали... Фейга. Забавное ласкательное имя получилось — Фегуся. Но нашей кошке оно категорически не понравилось. Не хотела отзываться на него, пришлось переименовать (у реальной Фейги, кстати, тоже было несколько имен — Фанни, Фани, Дора). Теперь кошку зовут Элли. Имя пришлось ей по душе. Думаю, на нем и остановимся. Вот такой маленькой дружной компанией мы и хотим встретить Новый 2017-й год.
Фото из личного архива Алены Демьяненко
Выпуск газеты №:
№235-236, (2016)Section
Культура