Анатолий Авдиевский: Кобзарь актуален сегодня как никогда
12 ноября Хор им. Г. Веревки приглашает на концерт во Дворец «Украина»
Лучшая «визитка», которая более 60 лет несет в широкий мир песню-исповедь, песню-думу, песню-душу, — Национальный академический народный хор имени Г. Веревки. Ныне диапазон хора простирается от этноса и фольклора до классических обработок а капелла и песен современных композиторов: от вокально-хореографических сцен, композиций и народных действ до фолк-оперы Е.Станковича «Цвет папоротника», в которой народные мотивы удачно синтезируются с современными приемами композиторского письма и аранжировки. Накануне выступления ведущего вокального коллектива на главной сцене страны генеральный директор — художественный руководитель Хора им. Г. Веревки, директор Института искусств при Педагогическом университете им. Драгоманова Анатолий Авдиевский рассказал «Дню» о настоящем коллектива, записях, гастрольных маршрутах и каким маэстро видит будущее.
«ПЕСНЯ ДЕЛАЕТ НАРОД БЕССМЕРТНЫМ»
— Не могу сказать, что сегодня коллектив хорошо живет. Иногда нам подбрасывают какие-то копейки на гастрольные поездки. В последнее время побывали на юге Украины: в Николаеве, Херсоне, Одессе, Белгород-Днестровском, — с грустью признается Анатолий Тимофеевич. — К величайшему сожалению, мы относимся к таким коллективам, которые не приглашают на телевидение и радио, мало внимания уделяет нам и пресса. Так что можно сказать, что сегодня живем в изоляции от народа... Наши гастрольные поездки зависят не от нас. Хотя мы являемся «визиткой» государства, которое должно бы беспокоиться о нашей судьбе. Раньше этим вопросом занимались: Укрконцерт, Госконцерт, которые отправляли нас на гастроли и по Украине, и за рубеж, куда мы ездили дважды, а то и трижды в год. Мы тщательно готовились к поездкам, специально изучали фольклор тех стран, произведения зарубежных композиторов, хореографов, шили новые костюмы. Сейчас национальными коллективами практически никто не занимается. И это не только судьба Хора им. Г. Веревки, но и других старейших национальных коллективов: Оркестра народных инструментов, Капеллы бандуристов, капеллы «Думка». Хотя, напомню, Капелла бандуристов основана еще Павлом Скоропадским. Их 50-летие праздновали в Канаде и Америке вовремя, а у нас на год позже, так как считалось, что эта капелла появилась в советское время.
Сейчас не только мы, но и все учреждения гуманитарной направленности обеспокоены положением вещей, происходящих ныне в государстве. За тридцать лет мы не пошили ни одного костюма! Из-за отсутствия средств не можем делать никаких постановок. Тридцать лет назад из-за постановки оперы «Цвет папоротника» композитора Евгения Станковича мы получили клеймо «националистов». Уже два десятилетия нашей независимости, а, кажется, мы и до сих пор живем и работаем под грифом секретности. Кстати, национал-патриоты о нас не слишком заботились, и сегодня на нас смотрят скептически. Было уже несколько попыток потеснить наш коллектив, а то и вообще лишить помещения, забывая о том, что его строили именно для Хора им. Г.Веревки и Ансамбля им. П.Вирского. Это было еще в советское время. При Владимире Щербицком. Мы с Павлом Вирским ходили к тогдашнему первому секретарю КПУ и убеждали в целесообразности отдельной постройки для наших коллективов, где проводились бы репетиции и даже концерты. Он согласился, но сказал, что строить помещение на два коллектива нерационально. Так что в новом здании разместят и другие ансамбли, а еще Укрконцерт, который тогда ими занимался... А сейчас могут вообще выселить. Наши регалии никого не интересуют. Хотя мы имеем статус «академического». И «национального», то есть дважды «народные», ведь в названии есть слова и «национальный», и «народный». И к тому же в названии еще и «украинский хор Украины». Это уже вообще тавтология! Но такое официальное название, которое мы не можем изменить... А когда возникают проблемы, то нам приходится самим вертеться и их решать...
«Песня делает народ бессмертным» — об этом еще Григорий Сковорода говорил. Он считал, что «трава без души — это сено, дерево без души — это дрова, а человек без души — это мертвец». Он говорил, что человек рождается дважды. Впервые, когда появляется на свет, а во второй раз, когда поднимается духовно. А у нас второе рождение ныне проблематично. Мы сами не знаем, кого рождаем. Сегодня средние школы не имеют самодеятельных хоров, ученики 8—11 классов не имеют уроков музыки. Они заменены «художественной культурой». Сегодня государство поддерживает шоу-бизнес-культуру, которая далека от духовности. А когда недостаточно отводится внимания сфере духовной, то страдает и государство. Человек духовностью отличается от других существ на земле. В Библии сказано: «Вначале было слово»! Звук слова каждого народа вибрирует по-своему, каждый народ имеет свою нишу, но это не мешает их межэтническому общению. Наш народ всегда был богопослушным и певучим. А тот, кто поет, стоит ближе к Господу Богу. Надо беречь родной язык и песню. Так как отказываться от них — разрушать род. Да и государство без них — не государство. Мы должны знать также историю и философию наших предков. К сожалению, сегодня история пишется и переписывается кем угодно. Я считаю, не Россия должна утверждать и писать нам учебники по истории, а мы сами. Россияне считают себя старшим братом. Раньше в Украине была такая традиция, когда умирал отец, на его место вставал старший брат. И его миссией было помочь младшим стать на ноги и жить в мире. Так что могущественное государство должно бы нам помогать и газом, и в духовном отношении, а не давить, как оно это сегодня делает.
Наша история переписывалась уже не раз... Она была слишком жестокой к судьбе нашего народа. Те же хорваты с такой любовью и уважением относятся к своей истории и культуре! Можно только позавидовать. Они беспокоятся за судьбу государства, сами пишут историю и школьные программы. К слову, имеют связь с Украиной, так как происходят от лемков. Старинные поселения Киевской Руси на ее западных границах — это Лемковщина. С таким колоритным пением, с уникальной культурой, которая сохранилась до сих пор. Советская власть часть лемков отдала полякам, а остальных выселили в Сибирь, перестреляли, переселили в Тернопольскую и Львовскую области. Лемки остались жить в Словении и Венгрии. Выдающийся дирижер Стефан Турчак и бывший заместитель министра культуры и туризма Ольга Бенч — лемки. Наш хор, к слову, исполняет колоритное произведение Николая Колессы «Лемковская свадьба».
КАК СТАНОВЯТСЯ ХОРИСТАМИ И О КОЛЛЕГАХ-КУБАНЦАХ
— Наш хор ездил праздновать, правда, без меня, юбилей Кубанского казачьего хора. У нас хорошие отношения с их руководителем Виктором Захарченко. Правда, Кубанский хор пошел по иной стезе, чем мы — по пути создания украинской экзотики вне Украины. У них в программах есть немало бутафорского. Интересно, что человек, когда отвлекается от своей земли, стремится сохранить и язык, и обычаи. Пытался это сделать и Кубанский казачий хор. Впрочем, после того как на В. Захарченко наехала машина и сбила его (я думаю, что это неслучайно), в репертуаре коллектива появилось произведение, где запорожцы клянутся в верности русскому царю....
Сегодня в коллектив приходит много артистов после обучения в нашей студии. Чтобы попасть туда, нужно пройти конкурс. Когда-то на прослушивание приходило по 700 человек. Например, знаменитая ныне певица Нина Матвиенко пришла к нам в хор по конкурсу. Ее комиссия сначала забраковала, так как пела какую-то невыразительную русскую песню. Тогда я предложил Нине исполнить какую-то из маминых песен, так как она была родом из колоритного Емильчинского района, и все заслушались....
ТОЛЬКО «ВЖИВУЮ»!
— Сегодня в активе есть шесть дисков, где зафиксирована главная часть нашего репертуара. Но они, как на сегодняшний день, несовершенные. Проблема еще и в том, что сегодня у нас почти полностью поменялся состав хора, так что записи еще и устаревшие. Знаете, как в Древней Греции назывался образованный человек? Это тот, кто пел в хоре. Так как хор воспитывает способность людей объединяться. На мой взгляд, прибалты освободились от СССР первыми, так как закаляли свое сознание в больших хорах, которые собирались на певческих полях.
Мы коллектив акапельный, и очень важно, какая акустика в зале, где мы выступаем. Например, Дворец «Украина» довольно специфический. Он строился как зал для проведения партийных съездов. И условия там созданы для работы президиума, а не для артистов. Там даже разместиться такому большому коллективу, как наш, негде. Но самое главное — зал лишен акустических возможностей. К сожалению, в «Украине» сгорели переносные микрофоны, которые давали возможность перемещаться артистам по сцене, не теряя звучания. Помню, как во времена перестройки выступали в Пхеньяне. Там есть концертный зал, где нет никаких проблем с акустикой! Его выстроила корейская диаспора, проживающая в Японии. Любая точка сцены хорошо озвучена микрофонами. По сцене разбросаны «лягушки», которые полноценно усиливают звук как отдельных солистов, так и хора. Звукорежиссер координирует звучание с помощью отдельных микрофонов, которые могут автоматически появляться в любой точке сцены. Этого, к сожалению, не хватает Дворцу «Украина». В Корее мы были очень признательны за хорошие условия работы, так что выучили несколько корейских песен, за что получили большую благодарность от Ким Ир Сена. Тогда еще между нашими странами почти не было дипломатических отношений. После нашего концерта Ким Ир Сен позвонил Горбачеву и сказал, что хочет с ним встретиться. Но об этом мы еще не знали. Более того, меня обвиняли в том, что хор спел целых семь корейских песен и тем более — песню о Ким Ир Сене. По возвращении в Украину со мной должны были разбираться... Потом этот человек был вынужден извиняться, повторяя: «Видите, какая сила искусства»! А не так давно я был в Будапеште, где на берегу реки Дунай построили концертный зал, не киноконцертный, как у нас, а именно для концертов классической и народной музыки. Он построен так, как зал симфонического оркестра в Чикаго, в котором мы выступали в 2000 году. Его открыли недавно, где-то полтора года назад. Зал отделан разными породами дерева, и самое главное то, что он имеет замечательную акустику. Да и стоимость аренды втрое меньше, чем в концертном зале «Украина»...
Сегодня, к счастью, действует соглашение, которое мы заключили еще с покойным Николаем Мозговым (тогда гендиректором Дворца «Украина») о бесплатном выступлении хора. Николай Петрович еще при жизни назначил нам и дату выступления — 12 ноября. Он был мудрым человеком и духовным. Мы были с ним в хороших отношениях. Мозговой не ездил за границу (ведь тогда кроме Хора им. Г. Веревки, Ансамбля им. Г.Вирского и еще разве что футболистов Киевского «Динамо» все были невыездными), а я привозил заграничные записи прекрасных певцов, групп, классическую, народную, эстрадную музыку. Мы часто собирались, чтобы послушать и обсудить записи. Несколько лет назад Николай Петрович стал генеральным директором — художественным руководителем дворца и пообещал приглашать на главную сцену государства национальные коллективы и предоставлять им сцену бесплатно. Я ему очень за это признателен.
Нашим большим достоянием является акапельное пение, произведения Леонтовича, Стеценко, Бортнянского, Веделя. Впрочем, мы пришли к выводу, что нужно сделать действо. Хочется подать в концерте «зрительную» песню. Не только в звуке, но и в действии. Ведь народная исполнительская культура — это сплав многих видов искусства: театрального, актерской игры, и певцу действо помогает. К тому же мы должны нести не только развлекательный момент, но и исторический, и духовный. Так что возобновляем кантату-балет «Златоверхий Киев», которой и начнем концерт. Хотим обратиться и к опере Евгения Станковича «Цвет папоротника», которой уже тридцать лет. Четверть века она пролежала на полке. Меня за нее даже вызвали в ЦК партии. Спрашивали: почему там так много «дьявольщины»? Кого вы имели в виду? Уничтожили тогда партитуры, засыпали порошком декорации, а потом позаливали их водой... Ужас, как вспомню те времена! Ныне зрители увидят на сцене настоящий спектакль. Но там где акапельное пение, сама драматургия скрыта в голосе, его звучании, и там не нужны какие-то движения. Несомненно, будет звучать и Шевченковское слово. Считаю, Кобзарь, как никогда, актуален и сегодня. Так как многое предвидел. Помните, есть у Шевченко сюрреалистическое произведение «За байраком байрак»? Есть оно и у нас в репертуаре. В чем там правда? В том, что наши поводыри часто продавали свой народ. Девушек и женщин в плен забирали. Потом полегли в бою и те, и другие. Мысль Шевченко актуальна и сегодня. Люди ищут лучшей доли за границей... Будем петь «Реве та стогне Дніпр широкий», наверно, будут «Думи мої, думи». Хочется обратиться и к «Гайдамакам», но это мы сделаем в филармонии или в Национальной опере. А во Дворце «Украина» будут звучать произведения украинского многоголосия, произведения Леонтовича, Стеценко. Обработку Леонтовича я называю «оздобою», ведь там звучит его душа. Будут и шутливые песни, и новые произведения... А в апреле устроим еще одну премьеру фолк-оперы «Цвет папоротника» — с Национальным симфоническим оркестром Украины. Дирижировать будет Владимир Сиренко, а мы обеспечим солистов и хор. Если выйдем на контакт с Президентом Украины (Виктор Янукович пообещал встретиться с творческими коллективами), то, возможно, выступление состоится в Национальной опере Украины. По крайней мере, это было бы логично.
СПРАВКА «Дня»
Сейчас состав Национального заслуженного академического украинского народного хора Украины им. Г.Г.Веревки (158 человек) включает в себя три разнообразные творческих группы: хоровую, оркестровую и танцевальную (генеральный директор и художественный руководитель, главный дирижер Анатолий Авдиевский). В репертуаре коллектива каждая группа актеров полноценно воспроизводит вокально-музыкальную и танцевально-народную культуру всех регионов Украины. Репертуар состоит из музыкально-танцевальных произведений классики и современных композиторов мира: а capella, произведения с хором и оркестром, оркестровые номера, хореографические номера, вокально-хореографические композиции, малые формы вокально-музыкального и танцевального искусств (от 4 до 10 человек). Каждое музыкальное произведение исполняется в оригинальном изложении.
Выпуск газеты №:
№205, (2010)Section
Культура