Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Анатолий ХОСТИКОЕВ: «Этот спектакль – о внутренней свободе»

24 и 26 июня на франковской сцене премьера «Несравненной» — первопрочтение популярного в нашей стране произведения
24 июня, 10:31
АНАТОЛИЙ ХОСТИКОЕВ ВЫСТУПАЕТ В «НЕСРАВНЕННОЙ» КАК РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК СПЕКТАКЛЯ И ИГРАЕТ РОЛЬ САКСОФОНИСТА СЕЙНТА КЛЭРА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Пьеса современного английского драматурга Питера Куилтера «Несравненная» посвящена искусству, которое способно творить чудеса, а еще — очаровывать публику.  В основу сюжета положена реальная история неординарной личности конца ХІХ — начала ХХ в. Флоренс Фостер Дженкинс (1868—1944 гг.). Это была американская пианистка и певица (сопрано) — одна из самых первых представительниц «аутсайдерской музыки». Эта вокалистка, несмотря на отсутствие музыкального слуха и чувства ритма (!) считала себя непревзойденной певицей и стала очень известной, даже выступала в знаменитом «Карнеги-холле»...

Впервые «Несравненная» была показана в «Бирмингемском репертуарном театре» в 2005 г. — с последующим прокатом в Лондонском The West End. Была номинирована на престижную премию Лоуренса Оливье как «Лучшая новая комедия». Переведена на 15 языков, поставлена в 22 странах. Украинский перевод сделал Сергей Борщевский, и это первопрочтение популярного произведения в нашей стране.

Постановку «Несравненной» на сцене Национального театра им. И. Франко осуществил  Анатолий Хостикоев, а главную роль исполнит ведущая актриса коллектива Наталия Сумская, недавно отметившая юбилей.

«ПЕТЬ ТАК, КАК ХОЧЕТСЯ, ДАЖЕ В НАРУШЕНИЕ ВСЕХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ!»

— Лет пять назад я впервые прочитал эту пьесу Питера Куилтера. Она сложная, но история интересная: о певице, которая собирала большие залы, но имела скандальную славу: одни ей аплодировали, а другие — освистывали. Флоренс Фостер Дженкис знал весь мир. Удивительно, как без слуха и голоса она стала звездой? Видимо, из-за харизмы и потому что страшно хотела петь и ради этого могла и горы перевернуть. Некоторые люди специально приходили на ее концерты, чтобы над ней посмеяться. Я сразу решил, что главную роль должна играть именно Наташа (Сумская), но время шло, а репетиции мы не начинали по разным причинам. Сложность пьесы в том, что нужно было объединить зрителей (по сюжету) и публику в зрительном зале. В фильме, который недавно вышел в прокат, главную героиню играет легендарная голливудская актриса Мерил Стрип, но в кино и в театре разные законы. В ленте публика знает, на что реагирует, и мадам Дженкис неправильно поет, а с экрана показывают восторг зрителей. У нас публика придет послушать Н.Сумскую, они не знают, что Флоренс была странной звездой. Услышат фальшь и начнут свистеть... Кстати, на репетиции сын одной актрисы, когда услышал, как воет Наталья, с удивлением спросил у матери: зачем Наталье Вячеславовне дали эту роль, — она же не умеет петь?

Этот спектакль не о том, есть или нет голоса у певицы, а о внутренней свободе и целостности человека. Думаю, что для многих зрителей станет открытием образ Флоренс, который создаст Сумская!

Для себя я долго не мог объяснить, почему мои персонажи, саксофонист Сэйнт Клэр и Дороти, слыша фальшь, все равно восторженно аплодируют Дженкинс и в восторге от нее? Что это за обожание бездари? И нашел «ключик». Наталья не всегда фальшивит, и есть арии, где Сумская поет замечательно. Я понял, что Флоренс поет, как хочет! Сегодня так, а завтра — иначе. Она может поиграть дурака с оркестром (у нас будет все «вживую» — и пение, и игра музыкантов), вводить в заблуждение публику. Нот всего семь, и все время петь правильно очень скучно, а интереснее поэкспериментировать, иногда даже дать «петуха»... Кстати, даже имея абсолютный слух, как у Н. Сумской, плохо петь очень непросто. Для героини главное петь так, как ей хочется, а нарушая все музыкальные законы, может только незаурядная личность, которой была Дженкинс и которой является Наталья Сумская!

«УХОДИТ ПОКОЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ МАСТЕРОВ И ЛИЧНОСТЕЙ»

— Можно сказать, что вы прошли два мастер-класса: актерский и режиссерский у Сергея Данченко и партнерский у Богдана Ступки. Когда слышите эти имена, что вспоминаете в первую очередь?

— Жалею, что больше этих мастеров нет на свете. Они имели большой талант. Уходит поколение театральных мастеров и личностей! Данченко и Ступка оставили в памяти прекрасные спектакли, которые сейчас являются «золотым фондом» украинской сцены. Они любили театр. Я работал с Сергеем Владимировичем сначала во Львовском Театре им. М. Заньковецкой, потом продолжилось наше сотрудничество в Киеве. Чувствовал, что я не безразличен ему как актер. Благодаря Данченко состоялся мой режиссерский дебют в спектакле «Кин IV». Хотя постановщиком стал в связи с тем, что Сергей Владимирович сильно заболел и не мог дальше работать, именно он предложил мне поставить спектакль. И уже 15 лет «Кин IV» с аншлагами идет в репертуаре франковцев. Данченко дал мне возможность поверить в свои силы как актера. Для меня в спектакле главными являются актеры.

С Богданом Ступкой мы были партнерами во многих спектаклях, сначала во Львове, потом здесь — на франковской сцене. Вспоминаю, как он играл Мастера, а я Воланда в «Мастере и Маргарите». Он лежал в оркестровой яме и ждал своего выхода, и я видел его глаза, чувствовал его взгляд... Мы часто говорили о разных спектаклях, в частности — об «Энеиде», где он играл Автора, а я Энея. Он всегда искал что-то интересное, чтобы как можно лучше передать образ, который создавал. Ступка был Актером с большой буквы...

Поколение Данченко и Ступки учило нас уважительно относиться к театру, трепетно относиться к своей профессии, они учили правилам поведения на сцене. Это, к сожалению, сейчас исчезает. В спектакле «Несравненная» я хочу вернуть эту влюбленность в сцену.

— Можно ли сказать, что театральная компания «Бенюк и Хостикоев» сейчас законсервирована. Последняя ваша антреприза «Люкс для иностранцев» состоялась еще до Майдана — в 2011 г., новинок что-то не видно, а гастроли проходят у вас нечасто...

— Когда мы 15 лет назад начинали, то были единственной антрепризной компанией в Украине, а теперь появилось очень много спектаклей. С одной стороны, это хорошо, а с другой — мы ставили только украиноязычные антрепризы, а коллеги — в основном русскоязычные компании. Плохо, что некачественный «продукт» демонстрируется — «на ура», а зритель идет на эту халтуру. Мы создавали полноценные спектакли: с декорациями, костюмами, брали интересные пьесы и приглашали играть мастеров. Когда выезжаем на гастроли, то арендуем целый трейлер для декораций... Сейчас трудные времена, и финансово непросто делать новые постановки, а главное — нужен менеджер или новый продюсер, который бы занимался организационной работой. Мы с Богданом Бенюком, к сожалению, не умеем этого делать, а потому сделали паузу...

«ЛЕКЦИИ» ШВЫДКОГО, «КОНЦЕРТЫ» КОБЗОНА — ЭТО ТОЖЕ «ГУМКОНВОИ»

— Вы человек патриотичный, а сейчас в Украине происходит ползучая контрреволюция... Некоторые политиканы предлагают брататься интеллигенции, и тогда, мол, украинско-российский конфликт скоро прекратится...

— Больно из-за этого. К сожалению, столько потерь произошло на востоке, почти каждый день в новостях рассказывают о раненых и погибших... Судя по тому, что Минские соглашения не выполняются, война на востоке быстро не закончится. Я считаю большой ошибкой то, что когда идет война, в нашей стране меняют Конституцию. У власти остались новые-старые лица, процветает коррупция, реформы буксуют, богатые становятся еще богаче, а большинство украинцев получает копейки... Так не должно быть! Пора вещи называть своими именами, не прятаться за аббревиатуру «АТО», а честно сказать, что сейчас идет война, которую развязали сторонники так называемого «русского мира». Путину не удалось навязать миру «Новороссию», из какого-то мифического военторга он посылает «грады», «буки», танки, пушки и своих наемников, переодетых в костюмы ополченцев «ЛНР» и «ДНР»... Более двух лет погибают и страдают люди! А мира на востоке нет... Меня потрясло интервью одного украинского АТОшника, который сказал, что наши бойцы все выдержат, а у воинов Путина нет мотивации. У нас проснулся патриотический дух, потому что защищаем родную землю, но главное — чтобы наша власть не предала.

В тылу тоже немало проблем. Мне кажется, что на наш национальный театр планируется рейдерская атака. Этого нельзя допустить. Например, новый закон о театральном деле бестолковый. По нему у актеров отбирают право на труд. Контрактная система — это хорошо, но почему власть концентрируется в руках одного человека (директора театра), который будет решать актерскую судьбу? Контракты теперь будут подписывать на один-три года. Не прописано, что будет с актерами старшего возраста, которые нечасто играют. Мы такое уже проходили, когда из театра выкидывали корифеев. Можно вспомнить, что О. Кусенко, Н.Копержинская и другие известные актеры сократили свой жизненный путь из-за разлуки со сценой...

Мы не должны терять память... Сейчас идет гибридная война, и я категорически против всяких бестолковых пиар-акций. Удивляет прекрасный поэт и плохой политик Б. Олийнык, который приглашает к нам недругов из России, в частности М. Швыдкого. Какое братание интеллигенции, зачем, что это даст? Сотни российских деятелей культуры, уважаемых людей зазомбированы шовинистическими идеями и аплодируют Путину. Они одобрили аннексию Крыма и боевые действия, развязанные на востоке Украины. О чем с такими можно говорить? Нас после Майдана стали называть «бандеровцами и фашистами», как агрессивно действует Кремль и как все одобряют россияне, так о каких круглых столах можно говорить? Я считаю, что Михаилу Швыдкому, спецпредставителю В. Путина, нечего делать сейчас в Киеве. Пусть кремлевский глава сначала заберет прочь все свои войска с нашей земли и наводит порядок у себя дома, а мы как-то сами разберемся. Сейчас важно закрыть наши границы, поскольку так называемые российские гумконвои несут слезы, горе и смерть людям. «Лекции» Швыдкого, «концерты» Кобзона — это тоже «гумконвои», после которых люди манкуртами становятся. Сейчас важно, чтобы украинцы не были равнодушными. Наступление идет на уничтожение нашей нации, духа, но я уверен, что мы отстоим свою Украину!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать