Перейти к основному содержанию

Анатолий ХОСТИКОЕВ: «Сами сделали и сами будем отбиваться от критиков»

Ныне у популярного актера горячие дни — заканчиваются репетиции нового спектакля
20 августа, 18:52
АНАТОЛИЙ ХОСТИКОЕВ (ХИГИНС) В СПЕКТАКЛЕ «ПИГМАЛИОН» — ПОСЛЕДНЕЙ ПОСТАНОВКЕ ЛЕГЕНДАРНОГО СЕРГЕЯ ДАНЧЕНКО, ИМЕННО С ЕГО ЛЕГКОЙ РУКИ АКТЕР ЗАНЯЛСЯ РЕЖИССУРОЙ. ПЕРВЫЙ ХОСТИКОЕВСКИЙ ОПЫТ БЫЛ НА ФРАНКОВСКОЙ СЦЕНЕ — «КИН-IV». ЗАТЕМ ОН РАЗВЕРНУЛСЯ КАК ПОСТАНОВЩИК В «СИНЬОРЕ ИЗ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА», «БЕЛОЙ ВОРОНЕ», И ВОТ СКОРО УВИДИМ НОВИНКУ — «ЗАДУНАЙЦА ЗА ПОРОГОМ» / Фото из архива Театра им. И. Франко

По установившейся традиции, в День независимости Театральная компания «Бенюк и Хостикоев» показывает свою новую работу. Премьерой этого года станет музыкально-драматическая фантазия по мотивам оперы С.Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем». В новой сценической версии эта известная опера приобрела другое название — «Задунаец за порогом». Текст написал Петр Мага, а музыку Гулака-Артемовского аранжировали Роман Суржа и Иван Небесный. У Анатолия Хостикоева в этом проекте несколько ключевых позиций: кроме исполнения одной из главных ролей, он — автор идеи и режиссер. В этой постановке заняты актеры: Наталья Сумская, Василий Мазур, Тарас Постников, Игорь Рубашкин, Дарина Мамай. И, конечно же, Богдан Бенюк, многолетний партнер, коллега и друг Анатолия Хостикоева. Кстати, благодаря этой дружбе, стопроцентности их профессионального взаимопонимания и возникла сама идея создания Театральной компании. В ее активе уже несколько спектаклей, которые успели полюбить зрители, а за постановку «Про мышей и людей» группа актеров получила в этом году Шевченковскую премию.

ПИАР ИЛИ СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД?

— Анатолий, сколько лет вашей дружбе с Богданом Бенюком?

— В этом году мы отпразднуем солидный юбилей — тридцать лет как дружим. Познакомились с Богданом во время съемок фильма «Жнецы» режиссера Денисенко, но у меня нет ощущения прошедших лет, и кажется, мы словно только вчера встретились. У нас есть общее дело: вместе работаем в Театре им. И. Франко и в собственной Театральной компании «Бенюк и Хостикоев», которая стала свидетельством того, что дружба может перерасти в плодотворные творческие взаимоотношения. Надо сказать, что такая наша компания антрепризная, и на сегодня единственная на Украине, хотя мы работаем уже шестой год. В нашем репертуаре есть четыре спектакля и совсем скоро он пополнится еще одним — «Задунайцем за порогом».

— А какова изначальная идея возникновения актерской Театральной компании?

— Трудно сказать конкретно, из-за чего родилось желание создания вот такого содружества. Это была идея Мирослава Гринишина. Нам хотелось сделать что-то свое, но создавалось компания вовсе не в пику родному театру. В то время я и Богдан были активно заняты во франковской труппе, хотя это были не новые спектакли, но хороший, проверенный репертуар. Так что никакого противовеса родному театру не было. У нас появилось желание попробовать свои силы еще в одном новом деле, заниматься театром в ином ракурсе. Мы делаем предельно искренние спектакли, мы честны перед своим зрителем, а свидетельство того, что нас понимают — полные залы во время наших выступлений. Для меня компания «Бенюк и Хостикоев» — не альтернатива чему-то, это самостоятельная творческая единица, в которой сейчас сосредоточилась моя актерская жизнь.

— Рождение компании состоялось спектаклем «Синьор из высшего общества», эпатировавшим тем, что на одной сцене собрались родственники-актеры (бывшие жены и мужья). Такой пиар-ход «семейного подряда» был нужен для привлечения внимания к спектаклю или для демонстрации того, что, несмотря на жизненные ситуации, все занятые в постановке актеры хорошо друг к другу относятся?

— Изначально никакого пиара не предполагалось. Это произошло после генеральной репетиции, и шумиху раздули в СМИ... Существуют династии шахтеров, хлеборобов, а почему не может быть актерской династии? Ведь есть династии и у Сумских, у Бенюка, у меня уже два сына. Но, приступая к работе над спектаклем, я о пиаре совсем не думал. Просто по ролям удачно разложилось, что все артисты, играющие в «Синьоре...» — родственники, имеющие отношение к театру или кино. Режиссер Виталий Малахов сказал, что это гениальная идея и интересный пиар-ход для спектакля и для компании. Ведь зрителям всегда интересно узнать об артистах что-то личное. Хотя должен заметить, что пристальный интерес к исполнителям существовал только первое время. Мы со сцены даже слышали, как в зале зрители шептали, комментируя, кто чей муж и чья жена, но вскоре спектакль зажил своей жизнью. Он захватывает публику, т.к. материал по драматургии пьесы потрясающий. Мы начали с комедии. Я уверен, что этот жанр притягивает зрителей. Ныне в нашем репертуаре есть разный спектр драматургии: комедия «Синьор...», драма «Про людей и мышей», рок-опера «Белая ворона» и «Швейк», жанр которого я не берусь определить, каждый зритель сам решает, что это такое. У нас есть задумки сделать собственную версию спектакля «Отелло», совершенно отличного от того, что идет на сцене Театра им. И. Франко. И вот я как художественный руководитель компании (а мы распределили обязанности так: Бенюк — директор, Гринишин — генеральный продюсер, я — худрук) решил, что нам не хватает какого-то искрометного музыкально-драматического спектакля. Ведь музыкальность — в природе украинского театра, и поэтому не случайно многие театры называются музыкально-драматическими.

УКРАИНСКАЯ КРОВЬ... СУЛТАНА

— И так появилась идея «Задунайца за порогом»?

— Так мы решили сделать музыкально-драматический спектакль и стали думать, что это могло бы быть. Я взял пересмотреть на кассете оперу «Запорожец за Дунаем». У меня в памяти осталось, как мы с отцом смотрели этот спектакль, и он заразительно хохотал над Карасем, а я тогда не понимал, почему ему так смешно. С детства помню музыку, и все основные арии знаю на память. И вот пересмотрев фильм-спектакль, я понял, именно «Запорожца...» мы должны взять для новой постановки. Но так как это опера, то нам нужно было придумывать драматическую основу, сохраняя при этом музыку, потому что она просто гениальная. Кстати, сюжет «Запорожца за Дунаем» знают не многие зрители, а большинство помнят только известные арии. Но в опере главенствует музыка, а фабула отходит на второй план, а для драматического спектакля важно действие, сюжет. Определившись с материалом, мы стали думать, о чем же будет наш спектакль. Года два назад рассказали свою идею писателю Богдану Жолдаку, попросив написать пьесу. Он предложил несколько вариантов, но я чувствовал, что это все не то... Результатом нашего содружества с Богданом Жолдаком, которому я очень благодарен, стало название будущего спектакля, а над текстом нам пришлось еще немало повозиться, поискать. Название, кстати, имеет историческую подоплеку, после уничтожения Запорожской Сечи существовала Задунайская казацкая Сечь. Ну, и есть другой смысл: за порогом родного дома, и вообще, образ порога имеет много значений... Затем мы обратились к Ивану Драчу с просьбой написать текст, т.е. создать своеобразный сценарий. Встречались, раздумывали, выдвигали какие-то предложения, но опять-таки не могли нащупать того нужного нерва, главного замысла, ради которого все задумывалось. Я уже не мог злоупотреблять ни терпением, ни временем Ивана Драча и, что называется, оставил его в покое... Работа приостановилась, а время идет. Я не успокаиваюсь, ищу, читаю. Однажды наш актер Тарас Постников принес мне книгу о запорожцах. Читаю, а в голове вертится, что Карась возвращается от Султана выпившим, но как это может быть, ведь Султан не пьет, Коран ему не позволяет. И тут, видимо, во мне проснулись восточные гены: я предположил, что у Султана может быть часть крови немусульманской, и это позволяет ему пить. А какая может быть кровь у Султана? Конечно украинская! Вспомните о Роксолане, и тогда такое возможно, что в жилах Махмуда П (персонажа спектакля), по идее, могла течь украинская кровь — этакая украинско-турецкая смесь. Я обратился к своему другу-историку с просьбой просчитать по хронологии такую возможность. Оказалось вероятным, что наша фантазия небезосновательна, хотя и не подкреплена документами. И пусть это выглядит неправдоподобно, но в театре ведь все возможно! Для меня как для постановщика было важным, что Султан знает украинский язык и говорит на нем со своим сыном, понятно, что это сценическая условность, но для меня это имеет значение. Кстати, в спектакле будет звучать и турецкий язык.

— Анатолий, почему вы решили сами ставить «Задунайца за порогом»?

— Я слишком долго вынашивал эту идею. Хорошо знаю, что за чем, почему и как происходит, внутренние ходы, драматургические мотивы. Это мое видение. А Петр Мага сумел облечь идею в слова. Он свел воедино весь литературный материал, став автором текста пьесы. Поэтому логичнее было, чтобы я свою идею воплощал на сцене. Хотя мы думали пригласить режиссера Виталия Малахова, с которым у нас замечательное понимание и дружба, но уверен, что получился бы совсем другой спектакль. Хуже или лучше — вопрос второй. Поэтому спектакль, который я придумал и мы сейчас репетируем, будет нашей постановкой. На афише написано, что это сценическая версия Театральной компании «Бенюк и Хостикоев», т. е. мы сами сделали и будем сами расхлебывать результат. А если зрителям не понравится, то отбиваться от критиков...

— То, что премьера состоится в День независимости, имеет какой-то особый смысл?

— Просто в этот день мы хотим всех киевлян и гостей нашей столицы поздравить с главным праздником нашей страны. Хочу поблагодарить администрацию Русской драмы, которая вот уже несколько лет дает нам возможность репетировать и показывать спектакли на своей сцене.

— Почему в этом спектакле не занят ваш старший сын Георгий Хостикоев?

— Он уже больше года живет и работает в Москве. Активно снимается сам и его жена. Сын доволен, что имеет интересную работу и предложения. Конечно, я хотел, чтобы он сыграл в этом спектакле, т.к. одна из ролей в какой-то мере была придумана для него...

— В этом году за спектакль «Про людей и мышей» Богдан Бенюк и Наталья Сумская получили Национальную премию им. Т. Шевченко. Как вы восприняли это событие?

— Их наградили заслуженно. Кстати, у нас две Шевченковские премии за этот спектакль, официальная и неофициальная (общественная, по результатам опроса зрителей). В тот год, когда мы выдвигались и не получили ее, возле памятника Тарасу Шевченко нам торжественно вручили неофициальную — статуэтку Казака Мамая. А через год получили и Национальную, значит мнения и народа, и Комитета совпали. Очень рад за своих коллег и за режиссера-постановщика Виталия Малахова. Хотя вначале спектакль получился неоднозначным, но постепенно, на сцене он вырос в притчу, которая задевает души зрителей, не оставляет никого равнодушным.

«ГДЕ-ТО СЕРИЙ 20 Я КРИЧАЛ»

— Анатолий, полтора года зрители имели возможность видеть вас в сериале «Сердцу не прикажешь» в роли эдакого современного злодея, бизнесмена Варламова. Чем для вас стала эта роль: творчеством, тяжелой работой или способом зарабатывания денег?

— Настоящим актерским счастьем! К сериалам можно относиться по-разному. Порой приходится слышать высказывания актеров, что «сниматься в мыльных операх — понижать свою актерскую планку», но как только кто-то получает приглашение в сериал, то бежит туда сломя голову. Все дело в твоем отношении к работе. Я давно не испытывал желания идти на работу с такой радостью, как на эти съемки. По-настоящему радовался ощущению профессии, возможности попробовать себя в разных психологических состояниях, сыграть непростую жизненную историю. Если посмотреть сериал от начала до конца, то, мне кажется, я там сделал хорошую работу и мне как актеру за нее не стыдно. В начале мой герой — запрограммированный злодей Варламов — где-то 20 серий что-то, образно говоря, кричал. Я не мог понять, что же мне играть? Но где-то после серии 25-й понял, что это за человек, нашел его болевые точки и уже с пониманием на них «нажимал», достигая нужного результата. В финале в его рассказ я вложил собственные переживания, и поэтому сцена гибели Варламова стала логичной и пронзительной. После премьеры я получал письма, где зрители называли Варламова «самым человечным персонажем в этом сериале». Так что работой в сериале я доволен, как в творческом отношении, так и в материальном, потому что, не секрет, в кино актеры получают гонорары гораздо выше, чем в театре.

— Вам физически не было тяжело: каждодневные съемки, нагрузка в театре?

— Нет, я быстро вошел в этот ритм. Наоборот, меня стимулировало такое состояние, держало в форме, и я не чувствовал никакого дискомфорта — ни из-за затраченного времени, ни в работе с партнерами. Это был такой классный актерский тренинг! Понимаю, те актеры, которые постоянно снимаются, имеют громадное преимущество перед теми, которые сидят и ждут предложений. Меня кино, надо сказать, не очень баловало, а после сериала появились новые предложения. Недавно я снялся в Санкт-Петербурге, на днях поеду в Минск. Убежден, актер должен быть постоянно в активной работе.

— Этот сериал был украинской продукцией?

— Это был заказ Санкт-Петербурга для производства в Украине, продюсеры были россияне и украинцы.

— В России он шел?

— Да, я когда прилетел в Санкт-Петербург, то не мог пройтись по улицам, народ узнавал, просил дать автографы. Потом сериал показывали в Израиле, Германии, в Беларуси. Кстати, меня в Минске тоже узнавали, везде бесплатно пропускали.

— Анатолий, с возрастом, опытом, с переоценкой происходящего приходит понимание чего-то важного...

— В жизни все настолько взаимосвязано! Важна и работа, и творчество, и семья, и сыновья. На данном этапе для меня очень важно выпустить новый спектакль «Задунаец за порогом», добиться, чтобы он получился достойным. На это уходит все мое время. Важно, чтобы после этого спектакля была какая-то новая работа в Театре им. И. Франко, потому что вот уже десять лет у меня на этой сцене не было премьер! Хочется взять сыновей — Георгия и Славу — и хорошо отдохнуть с ними, пообщаться, поехать на природу. Вообще у меня есть мечта — поймать огромного сома...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать