Андрухоидный мир
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050303/439-22-2.jpg)
Сам жанр соединения стихотворной декламации и музыки существует давно. Однако в Украине доселе особенно успешных попыток в этом направлении не предпринималось. Все-таки декламация — это не пение, здесь нужен определенный талант, чтобы ощутить соответствия между текстом, музыкой, а также индивидуальными особенностями самого автора.
В случае с Андруховичем эта попытка стала удачно именно в силу его давнего, творческого и, что немаловажно, чисто человеческого контакта с польским джазовым трио Мыколая Тшаски. Пару лет назад, на вечере «Культурная революция», прошедшем в Молодом театре в Киеве, они уже пробовали сделать нечто подобное — но тогда такое «концертирование» возникло как полнейший экспромт. Но диск «Андрухоид» — уже профессионально подготовленное, проработанное в деталях произведение. К реализации он прошел довольно долгий путь — потому что записан был еще 18-19 сентября 2003 года во Львове, а представлен публике только сейчас.
Причем уместно говорить о произведении, то есть о целостном продукте работы. Хотя диск составили тексты Андруховича самых разных лет — от легендарного «Козака Ямайки» до сравнительно новых, сочиненных на злобу дня стихов, сам альбом воспринимается практически на одном дыхании, звучит самодостаточно. Конечно, скрепляет его голос автора, в который раз подтвердившего свои качества публичного артиста, человека сцены. Однако основную связующую нагрузку несет, конечно, музыка людей, которых стоит назвать поименно — Мыколай Тшаска (альт-саксофон, бас-кларнет, гармоника), Войцех Мазолевски (электрический бас и дабл-бас), Мацио Моретти (ударные, игрушечное пианино) и, в нескольких композициях, Зошка Голембиовська (флейта).
В самом деле, музыкантам очень точно удалось ухватить довольно затейливую (ведь Андрухович пишет не самым традиционным белым стихом) ритмику каждого творения. И, даже более того, — для каждого текста Тшаска и компания сумели подобрать адекватное настроение в полном соответствии со смыслом текста, усилить эмоциональное послание, вложенное автором. Игра, параллели и пересечения, а иногда и столкновения образов литературных и музыкальных — это, пожалуй, самое захватывающее свойство «Андрухоида». Его своего рода энергетическим центром является, конечно же, пятичастный цикл «Индия» — изысканный и яркий поток звуковых и текстовых метафор. Но есть место и для лирических вещей, таких как медитативная «Жизнь — это долгая песня», и для довольно эпатажных — наподобие рваной и грохочущей «И все тебя трахают», и для острополитических — «Семь-одиннадцать» и «Бомбардировка Нью-Йорка». Герой Андруховича — современной интеллектуал — иногда ворчливый, чаще — мятущийся, задающий на ходу вечные вопросы, взыскующий свободы и в этой свободе пронзительно одинокий. Но теперь это одиночество, и свобода на семи ветрах, и беспрестанные путешествия на край земли и край сознания — получили свой музыкальный эквивалент
То есть — одиночества стало немного меньше. Этот диск от него действительно помогает. Что замечательно само по себе.
Выпуск газеты №:
№39, (2005)Section
Культура