«Анна Каренина» — одна из знаковых новинок сезона
Запорожье становится одним из центров сценической культуры![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110525/489-7-1.jpg)
Отрадно заметить, чем чаще и агрессивнее по городам и весям Украины снуют бесчисленные антрепризы с низкопробными театральными поделками, тем серьезнее провинциальные театры задумываются о своем месте в духовной жизни региона и страны в целом. Возникают настоящие островки самобытной сценической культуры. В последние годы одним из таких центров стал Запорожский академический музыкально-драматический театр имени В. Магара. Кстати, для того, чтобы расширить у местного зрителя рамки художественного восприятия действительности, руководством театра и области был задуман и учрежден театральный фестиваль «Данаприс», ныне переросший в международный форум. Это, безусловно, повлияло на формирование художественного вкуса запорожских зрителей, особенно молодого поколения. Поэтому когда в афише театра появилось название «Анна Каренина», оно не вызвало разброда и шатаний в зрительских умах. Ведь публика уже подготовлена к масштабным полотнам, в центре которых оказывается человек на самом пике своих душевных переживаний.
О новом спектакле театра можно сказать одним словом — «блистательный»! Не в плане завышенной оценки, а соотнося его с определениями «блистательный век», «блистательный свет», «блистательный Санкт-Петербург». Этот образ достигается прежде всего оформлением спектакля и его сценографическими решениями. Здание запорожского театра — одно из немногих в Украине, которое подверглось не просто ремонту, а настоящей реставрации. Весь в лепнине, позолоте и хрустале, зал производит незабываемое впечатление своей парадностью, торжественностью и праздничностью. Эту реставрацию на своих плечах вынес директор театра Валентин Слонов. Поэтому, став художником спектакля «Анна Каренина», он продолжил декор зала уже на сценической площадке.
Все действие происходит в одном интерьере — и балы, и скачки, и даже романтическое итальянское путешествие Анны и Вронского. И это не обедняет спектакль, а наоборот — становится его символом. По замыслу режиссера Евгения Головатюка мир, который окружает Анну Каренину, абсолютно статичен. Он упивается своей великосветскостью, чванливым величием и незыблемыми правилами. При этом он безлик, монотонен и однообразен. Где бы ни появлялась Анна, она везде все в той же «золотой клетке», из которой нет выхода. Несмотря на метания героини, мир вокруг нее остается все тем же безжалостным и искусственным. Именно от этого так глубоко страдает Анна Каренина (Оксана Туриянская). Она влюбилась в графа Алексея Вронского (Александр Прокип), поскольку ей показалось, что в нем есть душа, порыв, живые чувства. Но ошиблась. И он оказался всего лишь великосветским персонажем. Режиссер выстраивает отличную сцену, когда Вронский с товарищем по полку собираются окунуться в омут светской жизни. Мы — зрители — видим его заурядность, а Анна глазами влюбленной женщины — нет. Актер Александр Прокип не демонстрирует пылких романтических чувств по отношению к Анне. Его герой действует, как завоеватель. Вронскому приятна ее любовь. Он даже готов застрелиться, поскольку такой поступок входит в систему ценностей, принятых в высшем свете. А вот бросить вместе с этой женщиной вызов обществу он не готов.
Оксана Туриянская ведет роль Анны на высоком эмоциональном накале, в ее игре проскальзывают даже ибсеновские нотки, она женщина, которой невмоготу быть персонажем светских раутов. Ее муж Каренин — совсем не старый, не противный, не тиран и не губитель. Наоборот, в мягком взволнованном исполнении Николая Коновалова — это человек честных правил, достойных манер и даже с любящей душой...
Вокруг Анны все блистательно безжизненно. Движутся навстречу друг другу только Анна Аркадьевна и паровоз. Поэтому одной из самых пронзительных в спектакле сцен становится встреча Карениной с сыном Сережей. Тут актриса Оксана Туриянская сумела передать глубокую искренность своей героини. Не только материнскую любовь, но и трагедию матери, понимающей, что в руках Каренина ее сын превратится в такого же, как и супруг, персонажа.
Примечательно, что паровоз, под который с мольбой на устах бросается Анна, ниоткуда не появляется. По замыслу художника В. Слонова, разъезжаются стены великосветского салона — и три страшных глаза-прожектора пожирают сломленную фигуру героини. И паровоз, и великосветский салон давят одинаково беспощадно...
Кроме прекрасно оформленного интерьера, спектакль впечатляет культурой и вкусом, с которым созданы костюмы действующих лиц. Каждое платье Анны Аркадьевны передает нюансы ее внутреннего состояния. Особенно трагичен ее черно-белый наряд. В нем Каренина строга, беззащитна и совершенно инородна блеску салона.
Очень хорош актерский ансамбль. Режиссер сумел воссоздать на сцене дух и манеры того барского времени: Стива в обаятельном исполнении Евгения Козьмика, милая в своей бесхарактерности Долли (Татьяна Ерентюк), ярко-ожесточенная претенциозная Бетси в эффектном желтом костюме (Наталия Зубик). Хорош бессловесный, но исполненный величия своего века князь Щербацкий в исполнении Ивана Смолия. И суетный, органичный, воплотивший в себе все лакейское племя камердинер Матвей (Григорий Антоненко).
Вся многоликость персонажей работает на создание вокруг Анны огромного непроницаемого мира светских условностей, сломать которые может лишь гигантская сила паровоза, но никак не страдающая женская душа.
Финал известен, выводы — тоже. Поэтому аншлаги на этот спектакль говорят о том, что зритель почувствовал в переживаниях Карениной сегодняшнюю интонацию. И так ли уж мир высокомерного великолепия отличается от унылой бездуховности нашего времени? Поэтому-то дамы в зрительном зале и прикладывают платочки к глазам, а мужчины, наблюдая за страданиями героини, философски вздыхают...
Выпуск газеты №:
№89, (2011)Section
Культура