Аншлаговая премьера и триумфальные гастроли
Волынский академический театр им. Т. Шевченко отпраздновал свое 75-летиеПо случаю юбилея труппа волынян гастролировала в Киеве, где были показаны три спектакля: «Кайдаши» по мотивам повести И. Нечуя-Левицкого, «Назар Стодоля» Т. Шевченко и «Гамлет» У. Шекспира. Непосредственному же празднованию юбилейной даты, которое, разумеется, состоялось в родных стенах, предшествовала премьера спектакля «Столетие Якова: Первая любовь» по мотив романа Владимира Лиса.
Право постановки «Столетия Якова» художественный руководитель Волынского театра им. Т. Шевченко Петр Ластивка (хотя сам роман автор инсценировал по его инициативе) отдал Николаю Яремкиву. Способность поделиться с коллегой «лакомым куском», каким является не только для сцены, но и для кино упомянутый эпос-биография Лиса, одобрительна сама по себе. Тем более она заслуживает уважения, когда дело касается театра, где, как известно, творческие амбиции часто выплескиваются за берега. Ластивка же, при всех его режиссерских амбициях и сугубо профессиональных интересах, — врожденный лидер. Его надо назвать хорошим хозяином, каким, собственно, и должен быть украинец. А хороший хозяин умеет заботиться не только о своем, но и об общем. Знаю об этом качестве режиссера еще со времен совместной работы в Тернопольском театре им. Т. Шевченко (похоже, при советах сознательно калькировали названия украинских театров, чтобы их обезличить). Теперь, приехав в Луцк на юбилей, сразу отметил, что эта его «хуторянская» в лучшем понимании слова хозяйственность с возрастом только укоренилась в характер, найдя, ко всему прочему, поддержку в лице директора Волынского театра Анатолия Глывы. Разумеется, что трения бывают в любом деле и в любых отношениях. Но, глядя на творческо-хозяйственный тандем Ластивки и Глывы, по-доброму им позавидовал.
«Столетие Якова» рассказывает о том, как жилось украинцам при разной, всегда чужой для них власти. Главный герой за свой долгий век пережил аж пять разных государств, которые воевали между собой, кромсая при этом Украину: Российскую империю, УНР, Польшу, гитлеровскую Германию, СССР. В романе Лиса можно найти много интересного и познавательного. Между тем, поскольку театр — это не сериал, среди всех тем и сюжетных линий для сценического повествования была выбрана история любви Якова и Ульяны. Принцип построения сюжета в спектакле незамысловатый: Яков (его играют несколько актеров, в роли старшего Якова — Анатолий Романюк) вспоминает свое детство и юность, которые прошли под знаком редкой в наши времена любви. Шекспировские страсти разворачиваются в полесском селе по той же причине, по которой они бурлят во многих классических украинских пьесах: родители хотят выдать дочь за богатого, а она, полюбив бедного, хочет следовать зову своего сердца, а не расчетам меркантильных предков. Правда, Ульянка (Людмила Натанчук, маленькую же Улясю прекрасно играет Диана Хмилевская) силой своего характера могла бы склонить родителей к тому, чтобы они выдали ее замуж за своего же таки крестника Якова-Яся (Вячеслав Погудин, маленького Яшку играет Даниил Герасимчук). Но девушка хочет, чтобы отец и мать отдали ее за любимого по собственной воле. Если же ее и родительская воля расходятся, то Ульянка, по которой сохнет не только будущий муж, но и двоюродный брат, готова покориться закону, традиции. «В нашей семье никогда не противоречили воле родителей, поэтому и я ее выполню». При этом она не боится людского осуждения, не считается с гневом ближайших родственников, ведь не только зачинает первого сына с любимым, но и до самой свадьбы с другим бегает к нему на свидания. Какое же чувство, какой главный мотив движет ею? Что, какие темные женские силы мешают ей обручиться с тем, кого она любит всем пламенем своей свободной юной души и своего пылкого девичьего тела? Поскольку режиссер остается в поле мелодрамы, этот вопрос, к сожалению, в спектакле не исследуется должным образом (а он, как помним, представляет основную коллизию мировой трагедии, где герой разрывается между желанием и обязанностью, свободой и необходимостью). Об этом можно только сожалеть, потому что и сам сюжет, и привлечение в спектакль хора дают возможность найти в романе В. Лиса и выявить на сцене глубинные смысловые пласты и подчеркнуть именно их. Однако режиссер удовлетворился поверхностным прочтением сюжета, который завершается встречей бывших влюбленных (Ульяну в старости играет Ольга Осиик), которые хотя и пронесли через всю жизнь свое чувство, но при этом вряд ли были счастливы. Что же препятствует человеческому счастью? Если не прямого ответа, то хотя бы выразительного художественного намека на него и ждешь от «Столетия Якова».
На этот вопрос дает свой четкий ответ Петр Ластивка в поставленном во второй раз «Гамлете» (впервые — в Тернополе в конце 1980-х). Содержание наиболее известной шекспировской трагедии для него не содержит никаких тайн (после сотен интерпретаций найти новое содержание в «Гамлете» действительно очень трудно). Поэтому режиссер максимально задействует весь свой талант постановщика ради создания на сцене яркого, динамичного действа, которое должно донести до нас — и ужаснуть своей откровенностью — правду о том, чего стоит миру неугомонное человеческое стремление к власти и земным наслаждениям. История борьбы за власть стара, как этот прогнивший мир. Поэтому и надежды спектакль не оставляет никакой: в финале из зала на сцену поднимается Фортинбрас в современном костюме политического клерка и представляет нам подкрепленный печатями и подписями «документ», гласящий: «Я имею все права на это государство».
К сожалению, в рамках этой статьи невозможно детально рассказать о спектакле того же Петра Ластивки «Назар Стодоля и его любовные скитания». Уже из самого названия становится понятно, что обязательную для постановки на украинской сцене мелодраму Тараса Шевченко режиссер окрасил в лирико-комические тона, от чего она только выиграла. Осознавая, что наивную, дидактическую классику нельзя сегодня играть в жанре бытового реализма, Ластивка нашел прекрасный режиссерский ход. Вся история сватовства к Гале молодого казака Стодоли и его соперника старого полковника Молочая здесь гротескно разыгрывается товарищами Назара. Принцип «спектакль в спектакле», кроме того, что дает возможность оправдать и сделать органичными мелодраматические, поучительные реплики героев, здесь еще и доносит до зрителя важную мысль: театр, воспитывая нас, показывая нам наши душевные изъяны, способен помочь решить любую конфликтную ситуацию. Мысль, учитывая плачевное состояние отечественной культуры ввиду пренебрежительного отношения к ней наших властей предержащих, более чем актуальная.
Выпуск газеты №:
№42, (2015)Section
Культура