Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Антиамериканский заговор»,

или Нужно ли защищать «национального производителя» от «общего культурного пространства»?
12 августа, 00:00

Сегодняшняя мировая культура демонстрирует широчайший спектр разнообразных культурных продуктов — от сугубо коммерческих, развлекательных, рассчитанных на наиболее массовые, нетребовательные вкусы, до принципиально некоммерческих, которые апеллируют к узкому кругу посвященных гурманов или жаждущих этической проповеди реципиентов. Проблема, однако, заключается в том, что четкой границы между двумя крайностями не существует. «Высокое» искусство успешно осваивается и адаптируется творцами массовой культуры на различных уровнях, а его продукты становятся таким же товаром на рынке, как и музыкальная попса и голливудские боевики. И наоборот, «высоколобые художники» энергично заимствуют элементы маскульта для своих произведений с надеждой, что тем самым облегчат массовому потребителю переваривание необычного продукта.

Следовательно, если все более-менее соглашаются (теоретически), что коммерческое искусство является разновидностью бизнеса и должно соответственно облагаться налогом, в то время как «высокое» искусство должно толковаться как деятельность некоммерческая, отсутствие четкой границы между этими направлениями создает серьезные проблемы для законодателей, налоговиков и, в конце концов, политиков и самих художников. На международном уровне проблема обостряется еще и тем, что экономическая интеграция и постепенное устранение таможенных барьеров, характерные для современного мира, делают национальные культуры абсолютно беззащитными перед маскультом в его наиболее мощном и, так сказать, наиболее агрессивном проявлении — американском.

Именно страх перед мощным, богатым и хорошо «раскрученным» американским «культурным» бизнесом побудил объединиться на конференции такие различные страны, как Великобритания и Франция, Канада и Мексика, Исландия и Хорватия. По словам канадского министра национального наследства и культуры Шейли Копс, только каждая третья книга, которая продается в ее стране, является канадской, соответственно и каждая четвертая песня, которая исполняется на радио, каждый пятый журнал и только один из каждых двадцати пяти фильмов на канадских киноэкранах (причем львиную долю во всех этих показателях составляет франкоязычный Квебек) — канадские. Остальное приходится в основном на культурный импорт из США.

Понятно, что именно американцев на конференцию не пригласили — под формальным предлогом, что у них нет министерства культуры, а следовательно, и не с кем говорить. Только в последнюю минуту американцам удалось добиться статуса наблюдателей, что однако не охладило «антиамериканского» пыла участников конференции. Главный ее результат — осознание общих проблем и готовность координировать усилия, направленные на защиту национальных культур как самобытного проявления национальной идентичности. Участники согласились, что все международные соглашения о свободной торговле и инвестициях должны делать существенные исключения для культурной сферы, где определенный протекционизм является оправданным и необходимым.

Для Украины угроза «американизации» пока что не намного большая, чем перспектива реальной интеграции в международные торговые, экономические и другие структуры. Однако засилье чужеземного маскульта на внутреннем рынке является для Украины не меньшей проблемой, чем для Канады. С той только разницей, что американская «попса» является политически нейтральной и, главное, несравненно более качественной, чем русская.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать