Арт-текстиль: переживание пространства

В выставочных залах Центрального дома художника (Киев, ул. Артема, 1-5) Национальный союз художников Украины (НСХУ), Дирекция выставок НСХУ, Министерство культуры Украины, секция декоративно- прикладного искусства КОНСХУ проводят Четвертую всеукраинскую триеннале художественного текстиля, главная цель которой - расширение «экспансии» арт-текстиля в современном художественном пространстве.
Четвертая всеукраинская триеннале художественного текстиля, к которой художники из всех областных организаций НСХУ вдохновенно и упорно готовились на протяжении предыдущих трех лет, открылась, несмотря на все драматичные события, которые переживает Киев в последнее время. Этим оргкомитет Триеннале пытался опровергнуть известное утверждение «когда говорят пушки, музы молчат». Музы никогда не молчат в Национальном союзе художников Украины, возглавляемом народным художником Украины, академиком Национальной академии искусств Украины Владимиром Чепеликом. И сегодня в залах, где экспонируется эта удивительная выставка, музы общаются со зрителем на языке высокого искусства европейского уровня, который понятен не только для рафинированных эстетов и интеллектуалов Украины, но и для поклонников искусства любой цивилизованной страны мира. Это объясняется тем, что украинский профессиональный художественный текстиль вот уже четверть века развивается в контексте общеевропейского художественного процесса, и эта выставка, без всяких сомнений, достойна быть органической составляющей любой всемирной биеннале или триеннале «искусства ткани».
Мы с Тамилой Печенюк, как постоянные кураторы всеукраинской триеннале художественного текстиля (масштабной культурной акции, начатой в НСХУ в Киеве еще в 2004 году), еще несколько лет назад предложили художникам как базовую идею Четвертой триеннале девиз «Арт-текстиль. Переживание пространства».
Сегодня он оказался на удивление прозорливым и созвучным времени, так как предусматривает представить текстиль как отрасль художественной деятельности, направленной не только на организацию архитектурно-предметной среды, но и как важную составляющую современного культурного и информационного пространства.
В контексте этой идеи термин «декоративность» означает именно «переживание» пространства и более глубинное его «временное» значение: философское осмысление художником окружающей нас реальности как совокупности плотно связанных явлений: истории, культуры, экологии, эстетики, этики и т.д. Незагрязненная экологическая среда, где очищается дух и культура приобретает настоящую - «чистой воды» духовность; где рождаются произведения искусства «чистого сплава» и формируются прозрачные человеческие отношения - украинская мечта европейского будущего, которую могут осуществить прежде всего мастера искусства в своих работах: именно они и представлены сегодня в ЦДХ.
Заявленное кураторами в концепции Четвертой триеннале такое многоаспектное понятие как «ЧИСТОТА» (мировоззрения, мировосприятия, стиля, языка, приема автора) получило в результате в экспозиции чрезвычайно оригинальное воплощение в более 200 произведениях 90 украинских художников из Киева, Львова, Полтавы, Винницы, Сум, Черкасс, Луцка, Ровно, Ивано-Франковска, Вижницы, Косова, Херсона, Симферополя, Севастополя, Бахчисарая и даже из далекого российского города на Урале - Екатеринбурга. Двухмерные и многомерные произведения участников Триеннале, влюбленных в текстиль и погруженных в знаково-символический мир материальных носителей этого вида искусства - волокна, нити, ткани, превращаются в носителей самых разнообразных художественных образов, воспринимаются, без преувеличения, настоящими шедеврами, которые поражают и сложным философским подтекстом, и креативностью образно-пластических решений, и эмоциональным напряжением.
Широкий диапазон разноплановых работ в экспозиции Четвертой триеннале, созданных авторами в течение последних трех лет (ткачество, игольная техника, живопись на ткани, коллаж, выбойка, аппликация, рукотворная бумага, квилт, пэчворк, войлок, плетение, инсталляция и т.п.), охватывает различные направления современного художественного текстиля от произведений «чистого искусства», утверждающих идею абсолютной самоценности и самодостаточности художественного творчества в текстиле, до произведений потребительских, созданных для эстетической организации интерьерного пространства. Выставка поражает и с точки зрения возможностей создания образов в декоративном искусстве, а также является доказательством высоких художественных вершин, которые достигли мастера нити и ткани с 2010 года, когда проходила Третья всеукраинская триеннале художественного текстиля.
Триеннале ярко доказывает, что неожиданные эксперименты талантливых украинских художников выводят арт-текстиль за рамки этого вида искусства в его традиционном понимании. И это логично, потому что именно образно-пластическая новационность вместе с высоким художественным качеством рукотворности считались главными критериями во время чрезвычайно тщательного отбора произведений для Триеннале требовательными членами выставкома, в котором работали, кроме кураторов (Т. Печенюк и С. Чегусовой), такие ведущие мастера текстиля Украины, как Н. Борисенко, Т. Киселева, Н. Пикуш, М. Базак, Н. Гронская (Киев), А. Парута-Витрук, А. Риботицкая, Н. Шимин, В. Ганкевич (Львов), В. Левадный (Полтава), Б. Губаль (Ивано-Франковск), А. Шнайдер (Херсон ), М. Чурлу (Симферополь).
Эти же критерии действовали и в процессе определения победителей членами жюри, в состав которого вошли представители самых известных киевских галерей современного искусства. Это искусствовед Игорь Оксаметный (от «Мистецького Арсеналу»), Павел Гудимов (член культовой группы «Океан Ельзи» и основатель «Я Галерея»), Евгений Карась (основатель «Карась Галерея»), Марина Щербенко (основательница галереи «Боттега» и «арт-центра Щербенко»), Алла Маричевская (арт-директор галереи «АВС»), а также известный украинский художник Петр Бевза и главный редактор журнала «Архидея» Олеся Нестеркова.
Уважаемое жюри Четвертой всеукраинской триеннале художественного текстиля распределило призовые места следующим образом:
Третье место: Ирина Киршин (Киев) за работу «Потерянный рай»; Виктор Гаврилюк (Львов) за работу «Сотворение мира» и «Крест в кубе»; Ольга Марино (Киев) за арт-объект «7х12 » и серию гобеленов.
Второе место: Наталья Борисенко (Киев) за работу «Белая композиция», Татьяна Киселева (Киев) за работы «Оберег» и «Ридикюли для текстюли».
Первое место: Мамут Чурлу (Симферополь) за текстильную скульптуру «33».
Гран-при Четвертой всеукраинской триеннале получила Алла Жмайло (Киев) за объемно-пространственную композицию «Вышиванка».
Кроме того, 30 участников Триеннале были награждены дипломами лауреатов во многих номинациях, в частности «За креативность образно-пластического мышления», «За оригинальность авторской техники», «За философию произведения», «За удачное переосмысление национальных традиций», «За значительный вклад в развитие украинского художественного текстиля», «За удачный эксперимент», «За лучший коллаж», «За выразительное применение игольной техники», «За лучшую текстильную скульптуру», «За лучшее объемно-пространственное решение средствами текстиля», «За лучший гобелен», «За лучшую живопись на ткани», «За мастерское владение техникой черпанной бумаги», «За выразительное применение техники валяния», «За лучший пэчворк» и другие.
Четвертая всеукраинская триеннале художественного текстиля позволяет делать следующие выводы. Во-первых: художественный текстиль сегодня благодаря его поисковому характеру сохраняет лидерство среди других видов профессионального декоративного искусства. Во-вторых: он сегодня является барометром современных тенденций в визуальном искусстве Украины, а также - пульсом жизни общества.
В-третьих: несмотря на то, что новый этап расцвета художественного текстиля в Украине начала XXI века предполагает существенное расширение границ этой разновидности искусства, художниками текстиля выработаны новые стратегии развития «искусства ткани», «текстильной живописи», «мягкой скульптуры», «искусства первоэлементов», «мини – текстиля».
В выставочных залах ЦДХ непревзойденные украинские художники талантливо доносят до зрителя ФЕНОМЕН многогранного, образно и пластически выразительного украинского искусства художественного текстиля, развивающегося в соответствии с тенденциями визуального искусства современной Европы.
Section
Культура