Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Артист должен поймать волну зала...»

В Национальной филармонии прошел сольный концерт Ольги Чубаревой
20 апреля, 20:46
ОЛЬГА ЧУБАРЕВА: ПОМИМО ОПЕРНОГО РЕПЕРТУАРА, МНЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНА ТРАДИЦИОННАЯ УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА И АВАНГАРД / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Большая программа, которую представила Ольга Чубарева, была необычна во всех своих составляющих. Во-первых, в партнеры молодая певица взяла Национальный академический духовой оркестр под управлением Алексея Рощака — такую команду крайне трудно не то что «перепеть», на ее фоне трудно даже просто быть услышанной. Во-вторых, солистка Национальной филармонии (в этом статусе Ольга Чубарева работает четыре сезона) выбрала сложную и едва ли традиционную филармоническую программу, включающую произведения самых разных направлений: арии из опер Беллини, Верди и Пуччини, вокальные номера из оперетт Кальмана и Легара, популярные испанские и итальянские песни, джазовые стандарты и... украинские песни в джазовых обработках. И в-третьих, самое главное. Все это — по силам и по голосу Ольге Чубаревой, чья профессиональная жизнь состоит из головокружительных виражей, постоянного творческого поиска и целого ряда побед.

До нынешнего сольного концерта киевские меломаны имели возможность слышать певицу в самых разных проектах. Она участвовала в недавней премьере оперы «Бег» Валентина Бибика, о которой подробно писал «День». Вместе с Национальным оркестром народных инструментов под управлением Виктора Гуцула объездила всю Украину, представляя программы «Рідна мова калинова» и «Від Франка до Рильського — лине в співі мова українська». Ее голос (сопрано) украсил мировую премьеру одной из недавних работ композитора Евгения Станковича, которая состоялась в Тюменской государственной филармонии — Opera Rustici («Сельской оперы») на тексты Бориса Олийныка. Кстати, в дебютном концерте ансамбля «Киев Симфоньетта» (его основатели — дирижер Виталий Протасов и композитор Александр Щетинский) выступила Ольга Чубарева (а доверие живого композитора — это для любого исполнителя самый большой комплимент, который важнее всех почетных званий и официального признания). Певица исполнила «Четыре последних песни» Рихарда Штрауса..

Впрочем, с официальным признанием у Ольги Чубаревой тоже все сложилось удачно. Переехав в 2006 году из Харькова в Киев и войдя в штат солистов Национальной филармонии, певица была отмечена званием «заслуженной артистки Украины». Высокий статус украинской вокальной школы певица подтвердила в разных престижных музыкальных соревнованиях, среди которых Конкурс памяти С. Крушельницкой (Ровно, 1992), Конкурс Западного Полесья (Ровно, 1993), Международный конкурс им. Р. Шумана (Харьков, 1995). В 1997 году Ольга Чубарева была удостоена приза Ирины Архиповой «За перспективность» на Международном конкурсе им. М. Глинки в Самаре, годом позже стала стипендиаткой Вагнеровского фестиваля в Байройте, а в 2002-м, став финалисткой Международного конкурса в Кельне, получила приглашение продолжить обучение в Германии и Великобритании. Зарубежные гастроли Чубаревой были самыми разными по форме — от участия певицы в международных оперных антрепризах до концертов в рамках Дней Украины в Парламенте Совета Европы в Страсбурге. Было время, когда Ольга серьезно задумывалась о том, чтобы заняться своей зарубежной карьерой. Но после приглашения в Киев поняла, что ее место — рядом с украинским слушателем, ради которого стоит придумывать нестандартные программы, искать сотрудничества все с новыми и новыми музыкантами и поддерживать себя в крепком творческом тонусе.

— Ольга, расскажите о вашем детстве и когда вы начали заниматься музыкой?

— Я родилась на севере Казахстана, куда дедушка и бабушка уехали с Украины в поисках лучшей жизни. Там мой папа встретил маму. Бабушка отца вернулась на Украину раньше, а мои родители вместе со мной — в 1984 году. Сколько себя помню, все время пела, еще с детского сада. Бабушка рассказывала, что когда я падала или что-то со мной случалось, то очень громко кричала, таким недетским голосом. Музыкальную школу заканчивала по классу фортепиано с отличием, но про консерваторию сразу мыслей не было. Помню, категорически заявила: «Что это за профессия — певичка?» Вот так грубо... На что мой педагог сказала: «Ты все равно к этому вернешься». И оказалась права... Поступила в Ровно на музыкально-педагогический факультет, который заканчивала экстерном, чтобы поскорее получить диплом и поступить в консерваторию на вокальный факультет.

— Когда вы впервые вышли на оперную сцену?

— Оперному пению я училась в Харькове у профессора Людмилы Цуркан. В Оперной студии ставились спектакли. Моя дипломная работа — «Свадьба Фигаро», партия Графини. Спектакль шел на итальянском языке и без купюр. Впоследствии объездила практически всю Европу с антрепризными оперными спектаклями и сольными концертами. Во время учебы педагоги затруднялись определить тип голоса — то ли у меня лирический голос и его нужно облегчить, либо более драматический. Даже сейчас кому-то со стороны слышится меццо-сопрано. На самом деле у меня универсальное сопрано, как это принято везде в Европе, — с хорошими низами, верхами и серединой.

— Ольга, а как вы относитесь к исполнительским конкурсам?

— Они очень нужны. Порой существует субъективность в оценивании, и не всегда решение членов жюри бывает справедливым, всегда есть лоббирование чьих-то интересов... Но не в этом суть. Конкурсы закаляют. Там ты можешь услышать себя со стороны, проверить себя, послушать других, чему-то поучиться. Проверить, в правильном ли направлении двигаешься, услышать рекомендации членов жюри, педагогов. На зарубежных конкурсах даже специальный день выделяется для общения. Члены жюри всегда скажут, что твой плюс, а над чем нужно поработать. Каждый исполнитель должен знать свои преимущества, уделять именно им внимание, развивать их и культивировать.

— Вам удалось уже определиться со своим «репертуарным диапазоном», в котором вам удобно работать?

— Творчество — это потребность постоянно что-то менять в себе, находиться в поиске. Когда ты уже все понял и уже все сделал, — это конец творчества. У меня нет узкой направленности. Помимо оперного репертуара, мне очень интересна традиционная украинская музыка и авангард.

— Перед выступлением вы придерживаетесь определенного режима?

— Должно быть хорошее настроение, физический подъем. Желательно, чтобы его никто не испортил... Приходится контролировать какие-то организационные моменты. Это ни в коем случае не покой и не нервозность. Кажется, Владимир Горовиц говорил, что не выходит на сцену, пока не почувствует, что у него слегка вспотела спина. Должна быть вот такая разгоряченность, к сцене нужно быть готовым. Почему люди ходят на живые концерты? Можно ведь и дома послушать хорошую запись, сидя в кресле, на качественной аппаратуре. Слушателю нужны живые эмоции. Артист должен поймать волну зала, заворожить, заставить смеяться и плакать публику. Пение должно быть одухотворенным, в этом и заключается талант исполнителя...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать