Перейти к основному содержанию

Балет длиною в жизнь

1 февраля легендарному танцовщику, художественному руководителю «Донбасс Оперы» Вадиму Писареву исполнится 50 лет
30 января, 11:59
«КОНЕК» ВАДИМА ПИСАРЕВА КАК ТАНЦОВЩИКА — НЕВЕРОЯТНАЯ ПОЛЕТНОСТЬ. НА ФОТО: «ГОПАК» ИЗ БАЛЕТА «ТАРАС БУЛЬБА» / ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

Вот только грустный юбилей получается, так как родной город Вадима Яковлевича — Донецк находится на линии огня и ежедневно гибнут люди... Что будет с Донецким национальным академическим театром оперы и балета им. А. Соловьяненко, который он прославил во всем мире, а сейчас спектакли идут только по выходным, многие солисты, танцовщики и музыканты разъехались по миру. В легендарной Писаревской хореографической школе занимаются не сотни, а всего с десяток человек. Канул в лету и международный фестиваль «Звезды мирового балета», основателем которого тоже был Писарев.

Можно понять боль Вадима Яковлевича, ведь сегодня на его глазах рушится дело его жизни, а театр, которому посвящена большая часть жизни, из флагмана культуры превращается в прифронтовой клуб и провинциальный коллектив. Личность с мировым именем оказалась не у дел. Писареву, как и тысячам его земляков, из-за сепаратистов-террористов и российских наемников пришлось уехать из Донецка. Его письма, обращения и просьбы передислоцировать коллектив «Донбасс Оперы» из региона, терпящего все тяготы войны, нынешней властью не были услышаны. Поэтому каждый в этой трудной ситуации устраивался, как мог.

Сегодня В. Писарев «везде и нигде». Его приглашают с балетом на гастроли за рубеж, но после выступлений артистам приходится возвращаться: ныне в Донецкой труппе 15 танцовщиков, и говорить о полноценных постановках не приходится, за дирижерским пультом — четыре или пять аматоров, самовыдвиженцы из оркестра и вокалист-солист, ведущие артисты разъехались, кто куда смог.

Да, Вадим Яковлевич дает мастер-классы молодым артистам за рубежом, но его сердце остается на Родине. Здесь его семья, родные, друзья, коллеги...Можно сказать, что живет Писарев в самолете, поскольку жена, Инна Дорофеева и младшая дочь Соня перебрались в Харьков, средняя — Саша учится в спортивной школе в Буче под Киевом, сын Андрей выступает в Киеве и Москве.

Чета Писарев — Дорофеева в творчестве и в семейной жизни — образцовая. Это сподвижники и любящие сердца, родители трех детей. То, что в столице Донбасса был потрясающий театр, на который равнялись, специально на премьеры со всех концов нашей страны приезжали ценители балета, а за право учиться хореографии у мастеров проводились огромные кастинги, — их заслуга и титанический труд на протяжении трех десятилетий, но все это, увы, уже история...

В настоящее время Вадим Яковлевич находится за рубежом, поэтому «День» пообщался с его супругой — Инной Борисовной.

— У меня собрана масса видео- и печатных материалов, и мог бы получится очень интересный творческий вечер, но сегодня не только донетчанам, но и всем украинцам — не до юбилеев, — говорит Инна ДОРОФЕЕВА, экс-прима-балерина и педагог. — В конце мая, когда началось ухудшение ситуации в городе, я уволилась из театра. Что будет дальше — никто не может сказать... Наша семья из-за войны на востоке живет на несколько городов. Я харьковчанка, и 35 лет спустя вернулась в свой родной город. Работаю в Харьковской опере, а Саша учится в балетной школе, в которой когда-то и я училась.

К сожалению, «Донбасс Опера» уже не та, и это печально. 31 год мы проработали в театре, подняли публику. Представьте, сумели увлечь шахтеров в балет и вывели его на мировой уровень — создали Писаревскую школу, проводили престижные фестивали, на которые приезжали звезды и прославленные коллективы из разных стран.

Для Вадима видеть упадок своего детища и родного города — очень больно. Его приглашают разные коллективы, но в душе он все равно не может разорвать нить с «Донбасс Оперой» — это его самая большая любовь, гордость, а нынче и боль... Ударом стала внезапная смерть Василия Рябенького, гендиректора театра и друга нашей семьи.

Нам предлагали, пока на Донетчине происходят известные события, фестиваль «Звезды мирового балета» перевести в другое место, к примеру, в Харьков или Киев. Нужно самим искать спонсоров, а может, стоит сделать паузу, поскольку деньги сейчас больше нужны для нужд АТО и восстановления инфраструктуры разрушенных сел и городов на востоке.

— Вы познакомились, когда учились в Киевском хореографическом училище, а в каком балете дебютировали как партнеры?

— Я пришла в Киевское училище, в 8 класс, из Харьковской балетной школы (ее возглавляет Наталия Ржевская до сих пор). Она порекомендовала мне продолжить учебу в столице, как самой способной ученице. Кстати, не все знают, что поступать в хореографическое училище поехала сестра Вадима, но она не прошла конкурс, а его приняли. Четыре года мы учились в одном классе у прекрасного педагога Варвары Мей вместе с Вадимом. Класс был дружный, многие мальчишки оказывали мне знаки внимания, но я на них не обращала внимания. По распределению, как лучших выпускников, нас с Писаревым распределили в Киев, но за день перед выпуском нам объявили, что поскольку мы иногородние и не имеем прописки, то надо искать другие варианты. Я подписалась на Харьков, а Вадим — в Донецк. Мы должны были разъехаться, но Вадим набрался смелости и на выпускном вечере признался в любви, предложил пожениться и поехать в Донецк вместе. Так и сказал: «Будем парой на сцене и в личной жизни». Кстати, вместе с нами в Донецкую оперу приехало 12 танцовщиков из Киевского хореографического училища. Я считаю, что с этого момента началось возрождение театра. Сколько хорошего было сделано. И вот из-за войны, 35 лет спустя, я вернулась в родной Харьков. Оставив в Донецке работу, дом, коллег...

Мы были партерами во многих балетах. После рождения нашего первенца Андрея я быстро вошла в форму и с 1987-го стала активно выступать. Вадим ездил по конкурсам, завоевывал медали и танцевал с нашими ведущими балеринами (одна из его первых партнерш — Елена Огурцова). После декрета нашей первой совместной партией стало па-де-де Синей птицы и Принцессы Флорины из «Спящей красавицы». Потом была «Жизель» и множество других спектаклей. Кстати, «Жизель» — наш самый любимый балет, и с этим спектаклем мы прошли всю свою творческую жизнь.

— Ваши дети: Андрей — известный танцовщик, Соня — учится хореографии. Они продолжают балетную династию, а Саша захотела стать теннисисткой... Это их выбор или ваши подсказки?

— Мы не принуждали детей. Я тоже перепробовала многое: фигурное катание, спортивную и художественную гимнастику, теннис, бадминтон, и сама пришла к мысли о балете. Андрей тоже вначале занимался спортом — карате, футболом. Кстати, Вадим — фанат футбола — сам когда-то играл и подумывал быть профессиональным спортсменом или танцовщиком, а сейчас увлекся теннисом. Саша тоже связывает свое будущее с большим теннисом. Соня учится хореографии в классе И. Соловьевой. Пойдет у нее — будет балериной, нет — поищет что-то другое. Ведь балет требует самоотдачи, жертв, огромного ежедневного труда... Балет и семья — очень трудно!

— Вадим Яковлевич — строгий отец?

— С Андреем, как с сыном, — пожалуй. А теперь он выступает в качестве приглашенного солиста в Национальной опере Украины и ведущего танцовщика в Кремлевском балете (Москва). Хотя, по моему мнению, талант Андрея полностью еще не реализован. А девочек Вадим просто обожает! От Саши в восторге и тоже увлекся теннисом...

«День» поздравляет Вадима Яковлевича с юбилеем. Желаем успехов и реализации всех творческих планов, любви и гармонии в семейной жизни, а главное — мира в Украине и чтобы слава «Донбасс Оперы» быстрее возродилась.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать