Перейти к основному содержанию

Башмачкин за пазухой Боклана

В Молодом театре режиссер Андрей Билоус инсценировал гоголевскую «Шинель». Жанр спектакля на афише обозначен как мюзикл-бенефис (композитор — Усеин Бекиров)
27 февраля, 18:43
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МОЛОДИМ ТЕАТРОМ

Бенефициант — ведущий актер театра Станислав Боклан в роли Акакия Акакиевича Башмачкина. Впрочем, в программке к представлению есть важное уточнение: мол, Боклан здесь играет такого себе Актера «А», который мечтает сыграть Акакия Акакиевича в бродвейском мюзикле.

Во всем этом еще задолго до премьеры скрывалась немалая интрига. Ведь каждому, кто хоть раз видел на сцене Станислава Боклана, трудно представить его несчастным Акакием. Ну, уважаемым лицом — да, ну, пьяным портным Петровичем — да. Ну кем угодно, только не Акакием! Потому что Акакий существо из мягкой материи. А Станислав Боклан — из твердой породы. Бог явно обделил его талантом изображать мужчин-слабаков. Это — словно за пределами его представлений и его сущности. Следовательно, сопротивление материала ожидалось существенное.

Что же мы увидели на сцене? Бродвей здесь олицетворен двумя десятками артистов. Они безукоризненно согласованно танцуют и поют прозу Гоголя, напоминая при этом сплоченную стаю, посреди которой, — Актер «А» похож на седого одинокого волка. Впрочем, в нем временами мимоходом узнаешь еще кое-кого. Возможно, бесшабашного и одинокого, гоголевского Фому Брута. Такое «узнавание» не кажется случайным, потому что в начале спектакля сценическое пространство (художник Борис Орлов) похоже на полутемную хуторную церковь, по углам которой прячется нечистая сила. Да и соблазнительная бессловесная Ведьма-Панночка (Дария Барихашвили) время от времени выплывает из стаи и приближается... К кому? К Актеру «А» или таки к Башмачкину?

Это, между прочим, наиболее интересный вопрос — кто из них кто. На этом держится все представление. Актер «А» не перевоплощается в Башмачкина, а будто носит этого Башмачкина за пазухой, как носят котенка среди стаи собак. Или как старший брат носит под своим плащом младшего брата. (Это полностью по Гоголю, который вложил в уста Башмачкина фразу «Я — брат твой!»). Время от времени Актер «А» показывает нам того брата из-за пазухи. И показывает неожиданно, не как канцелярскую моль, а как счастливого человека, который умеет ценить каждую мелочь в жизни. Мы привыкли, что у Башмачкина нет в мире ни единой родной души. А здесь — есть, этот вот Актер «А», седой волк, который на куски порвет каждого, причинившего зло беззащитному брату. Нет, Гоголь здесь не переписан, все по тексту — Башмачкин таки погибает. И Актер «А» пересказывает нам предсмертные слова Акакия Акакиевича. Пересказывает трижды, каждый раз по-другому, будто пытается точнее уловить интонацию умирающего ребенка. Все это — без всякой попытки растрогать публику, выдавить из нее слезу. Зато здесь есть что-то важнее слез.

Следующий показ состоится 1 марта 2020 г.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать