Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бенджамин Баттон в пространстве сцены

В нашей столице представили две резонансные премьеры от «Киев модерн-балета»
24 мая, 09:48
СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА «ВЕРХ ПО РЕКЕ» (БАЛЕТМЕЙСТЕР Р. ПОКЛИТАРУ). ГЛАВНУЮ РОЛЬ БЕНДЖАМИНА БАТТОНА ИСПОЛНЯЕТ ДМИТРИЙ КОНДРАТЮК. ЭТО ЕГО АКТЕРСКАЯ УДАЧА

Постановки были представлены на сцене Национального театра им. И. Франко. Руководитель «Киев модерн-балета» Раду Поклитару поставил «Вверх по реке», а его ученица, прима труппы и хореограф Анна Герус  Variationsof life («Вариации жизни»). Но начали вечер, показав вначале давно полюбившийся одноактный балет «Квартет-а тет» на музыку для четырех виолончелей нидерландского композитора Ада Мааса, специально написанную для постановки Р. Поклитару и четырех артистов «Киев модерн-балета».

АКТ ПЕРВЫЙ — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ

Несмотря на то, что ожидание премьеры — фактор, отвлекающий от уже знакомого, «Квартет-а-тет», в который раз пленил зрителей: грань и то, что по обе стороны, — это всегда актуально. Каждый человек каждый день балансирует на грани, решает, так или иначе, проблему выбора. Грань — это совесть. Преступая ее, будьте готовы к жутким личинам, которые рождают последствия ваших поступков. Грань — это судьба, которая склонна расставлять силки на избранном пути. Грань — это то, что необходимо установить и чего нельзя преступать в отношениях, иначе в уродливых формах возникают доминирование и подчиненность. Грань — это то, за что ведет нас любопытство, а открытия там могут ждать самые непредсказуемые. Грань преступленная — это разрыв старых связей и возникновение новых (желанных ли?). Сколько ни смотри этот спектакль, ассоциативный ряд будет расти. Небольшое по форме и безграничное по содержанию полотно, в котором удивительным образом соединились основные течения абстракционизма — размытость форм, оптическая иллюзия, и даже кинетизм (в финале, когда склеенные человеческие фигуры превращаются в детали фантасмагорического механизма, приводимого в движение извне)...

Удивительный спектакль, в котором хореография по отчетливости рисунка приближается к графике, а наполняясь объемом, соперничает со скульптурой. И все это почти осязательно и неуловимо одновременно. Спектакль-явление: предопределение и предостережение.

АКТ ВТОРОЙ — ПРИТЯЖЕНИЕ ЖИЗНИ

Жизнь — вообще явление удивительное: банальное и исключительное, скучное и захватывающее, грустное и веселое, трагикомическое — в общем, вариантов много. Анна Герус, яркая танцовщица труппы театра «Киев модерн-балета», свой дебют в качестве балетмейстера так и назвала Variationsof life («Вариации жизни»). Практически полностью авторский проект впечатлил: несколько претенциозно-отвлеченное либретто, контрастные костюмы (в соавторстве с Оксаной Никитиной), подбор соответствующей музыки (А. Шнитке, Г. Перселл, О. Арнальдс, С. Андерсен, М. Рихтер), эффектнейшие гениальные строки Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну»... В бездну времени! Хореографическими приемами балетмейстер дала не только вариативность жизни, но и, пожалуй, главные ее инструменты: часы (механистический сольный танец Времени блестяще воспроизводит Петр Наку, ассистент) и весы, на которых взвешиваются основополагающие моменты — партнерство и предательство, страсть и расчет, стремление возвыситься и беспомощность перед лицом неумолимого времени, которое бесконечно только само по себе, а для каждого конкретного индивидуума строго ограничено. Следуя эпиграфу («Время учит нас правильно распоряжаться временем, время учит нас ценить жизнь»), которым А.Герус предварила свою постановку, основные векторы движения героев — бег от времени и притяжение жизни. Эластичная красная ткань костюма Жизни, которую воплощает на сцене сама Анна Герус, весьма символична. Это и плацента вначале, «когда рождается из крови комочком синим человек», и что-то вроде крыльев, свойственных молодости и утрачиваемых в зрелости, и оправдательные покровы, которыми мы укрываем наши поступки, и река вечности, против течения которой еще никому не удалось подняться... Свету и цвету придается такое же значение, как и пластике: Жизнь со всеми ее страстями — красный; бесстрастное Время — белый, а собственно участникам досталась реализация их ипостасей и взаимодействий во «всех оттенках серого», который есть смешение всех красок. Эффектная игра со светом, тем не менее, наполнена глубоким смыслом и заражает оптимизмом, внушенным молодостью автора: каждый огонек новой жизни, отмеченный вспышкой фонарика вначале спектакля, в финале преображается в звезду на небосводе. Участь, достойную героев, праведников и просто порядочных людей, Анна Герус, подарив всем своим персонажам, как бы предлагает и каждому зрителю.

АННА ГЕРУС — ПРИМА ТРУППЫ «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТА» ДЕБЮТИРОВАЛА КАК ХОРЕОГРАФ С ПОСТАНОВКОЙ VARIATIONS OF LIFE («ВАРИАЦИИ ЖИЗНИ»)

Ревниво слушая строки Цветаевой, как музыкальный фон финала, первой реакцией был протест — мол, не замахивайтесь на святое. Но, благо, гениальное прочтение этого шедевра Аллой Демидовой, без надрыва и личностных акцентов, использованное в записи Макса Рихтера, примиряет с «кощунством», в ответ на который очень хочется поддаться соблазну впасть в собственный пафос. Финал спектакля показался возможностью прямого посвящения героям Небесной Сотни...  Кстати, сто лет назад в Киеве по следам «божественной босоножки» Айседоры Дункан появился свой «театр босоножек» госпожи Савинской, которая рискнула сломать все стереотипы и предложила публике танец под аккомпанемент слов, которые на ее слух — та же ритмизованная музыка. Стихи специально писал А.Струве, подходящими считались также некоторые стихотворения К.Бальмонта. Были строфы с чисто плясовым мотивом, вальсовым, были даже целые балеты: «Пан и нимфа», «Хризис», в последнем из которых впервые принял участие мужчина-босоножка...

АКТ ТРЕТИЙ — ЖИЗНЬ НАОБОРОТ

Игры со временем заразительны. Вот так против волны и мы оказались в том времени, когда подходила к концу жизнь главного героя спектакля Раду Поклитару «Вверх по реке», поставленного по мотивам рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Загадочная история Бенджамина Баттона». Напомним, после появления в 1922 г. этого маленького шедевра, в котором ничего ни отнять, ни добавить, спустя почти столетие к нему решился обратиться кинематограф. Что написано пером, не всегда доступно камере. Фильм снят тоже по мотивам, а мотивы, как известно, каждый художник слышит свои. Фицджеральд в поступки героя, проживающего жизнь наоборот, вкладывает (устами его жены, родственников) основную мотивацию, поистине викторианского толка: «Всякий поступок может быть приличен или неприличен, в зависимости от обстоятельств. Если ты решил быть таким оригиналом, что ж, помешать тебе я не могу, однако мне кажется, все это не слишком деликатно с твоей стороны».

Если фильм Дэвида Финчера делает акцент на любви — пожалуй, единственном чувстве, способном противостоять времени, то Раду Поклитару берет в помощь самого Мефистофеля и вручает судьбу героя ему, развязывая тем самым руки себе как творцу. Но самым, пожалуй, главным помощником берет музыку. При содействии известного киевского композитора Александра Родина, чьи произведения только и ждут сценического воплощения, задача пластического решения фантасмагорического сюжета становится практически решенной. Струнный квартет, написанный не как программный опус, из отвлеченного произведения превратился в текст, с отчетливостью художественного слова комментирующий происходящее на сцене. Рваное пиччикато и взвизги скрипок как нельзя более ложатся на пластику старческой угловатой беспомощности; встречные нисходящая и восходящая гаммы, будто сталкивающиеся на диссонансном аккорде, символизируют разнонаправленность хода времени для главного героя и его окружения.

Драматическое адажио виолончелей набрасывает вуаль печали и обреченности на радость жизни, переполняющую молодеющего героя, неумолимо теряющего прежние и новые привязанности, становящегося постепенно сверстником собственного ребенка, а затем и внучки. Наконец, незамутненное спасительное детское восприятие жизни и младенческое непонимание завершающейся драмы. Этакая анестезия.

В спектакле важную смысловую нагрузку несет многофункциональная конструкция, которая играет роль то сундука или могилы, то стола — операционного или обеденного, то ложа, но чаще всего — двери, врат, входа, выхода, туннеля... Казалось бы, достаточно в финале в последний раз закрыть дверь, обрубить свет жизни, и еще одна, хореографическая история Бенджамина Баттона завершена. Но все же последнее слово остается за Мефистофелем, резким взмахом развеивающем... прах. В какую бы сторону по реке времени ни двигаться, конец предсказуем. Каждому свой срок.

Художник-сценограф Александр Друганов в моменты наименьшего напряжения действия деликатнейшим образом вносил свои графические ремарки посредством проекций на тему времени и пространства жизни. К теме времени привязал свои костюмы Дмитрий Курята, сочетая «викторианские» кружева с грубым полотном, проштопанным по главным линиям соединения. Детство цвета песка или крем-брюлле, пламенеющая алым любовь, глухой черный рок...

Артисты «Киев модерн-балета» — коллектив индивидуальностей, способных решать подчас очень трудно исполнимые задачи. И снова зритель в этом убедился. Отдельно хочется сказать о Дмитрии Кондратюке, сыгравшем роль Бенджамина Баттона: о таких артистах, как он, Морис Бежар говорил как о «танцовщиках, научившихся думать телом». Безусловная актерская удача и глубокое потрясение для зрителя...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать