Берегись похитителей автомобилей
27 августа в украинском прокате появится «Молодая кровь»В Киеве состоялся предпремьерный показ фильма — открытия нынешнего Каннского фестиваля. Режиссер картины Эмманюэль Берко видит выход из гуманитарного кризиса в возвращении к забытым семейным ценностям. Именно крах семьи, отношения в которой все больше напоминают беспощадную битву на боксерском ринге, исследует в своей социальной драме режиссер. Во время просмотра ее фильма вспоминается некогда популярный на территории одной шестой суши афоризм: «Крепкая семья — крепкое государство!». Как и над другими советскими истинами и лозунгами, среди которых было много фальшивого идеологического хлама, мы по инерции потешались и над этой сентенцией. Между тем она, как ни крути, действительно является формулой создания крепкого социального организма, поскольку семья — это его клетка или, как когда-то говорили, «ячейка».
История французского подростка Малони (Род Парадо), постоянно попадающего в суд по делам несовершеннолетних, является свидетельством того, что социальные клетки современного общества смертельно больны. Парень, живущий без отца, создает проблемы не только матери, склонной к наркотикам, и младшему брату, который из-за него становится жертвой автокатастрофы, но и всем, кто с ним встречается. Малони, чья неконтролируемая агрессия вызывает желание посадить его, как бешеное животное, в клетку, постоянно похищает автомобили, часто при этом причиняя физический вред их владельцам. Поэтому детский судья Флоренс (Катрин Денев) и социальный работник Янн (Бенуа Мажимель), у которого, как можно понять, тоже было тяжелое детство, на протяжении всего двухчасового фильма пытаются сделать похожим на человека парня, травмированного отсутствием любви и заботы. Они до последнего ищут способы его перевоспитания в разного рода центрах для трудных подростков, чтобы тот не попал в тюрьму...
Не будем раскрывать все тайны нехитрого сюжета, заметим лишь, что в Малони влюбляется дочка его учительницы, которая проявляет нечеловеческое терпение. Именно любовь Тесс (Даян Руксель) и дает надежду на то, что парень в конечном итоге станет человеком, мужчиной, а не подонком-преступником, которым выступает на протяжении всей ленты. Финальный кадр, в котором возле помещения суда развевается французский триколор, свидетельствует о том, что патриотично настроенная Эмманюэль Берко свято верит в либеральные, демократические ценности своей страны. Они хоть и разрушают традиционные семейные отношения с их дисциплиной и строгой иерархией, но, с точки зрения авторов картины, все же дают возможность перевоспитаться тем, кто заблудился в дебрях ювенальной юстиции. Она же держится на плечах таких профессионалов и филантропов, как герои Бенуа Мажимеля и Катрин Денев. Последняя, привыкнув играть опасных для мужской свободы красоток, в социальной картине «Молодая кровь» (кстати, авторское название фильма переводят как «Берегись») не находит достаточно материала для раскрытия своего таланта. Режиссер, к сожалению, эксплуатирует лишь женскую притягательность, красоту актрисы, которые здесь выступают чисто визуальным противовесом уродству общественных отношений, лишенных элементарной ответственности, не говоря уже о любви.
Между тем оптимистичный финал картины, судя по остроте затронутой проблемы, имеет мало оснований в реальной жизни и строится скорее на желании ее авторов верить в светлое будущее Европы (в фильме также поднимается тема расовых, межнациональных конфликтов), чем на анализе тотального кризиса западных ценностей. Их уязвимость и проявляется прежде всего не просто в отсутствии преемственности поколений, а в глубоком конфликте отцов и детей. Вспомните хотя бы французскую картину «Класс» Лорана Канте, которая в 2008 году получила «Золотую пальмовую ветвь» на том же Каннском фестивале. В ней такие же, как и Малони, французские подростки проявляют такое неуважение к учителю и просто к старшему человеку, какое немыслимо в цивилизованном обществе. Учитывая все это, нам кажется, что давно уже пришло время пересмотреть сами понятия «цивилизованности» и «культуры», которые утратили свои первоначальные значения и смысл. Впрочем, как и большинство понятий, искаженных неверным пониманием свободы, равенства и братства.
Выпуск газеты №:
№153, (2015)Section
Культура