Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Бетховен среди скрипачей»

Бельгийский гений Анри Вьетан возвращается в Украину
18 декабря, 11:32

21 декабря в Большом зале имени Героя Украины Василия Слипака Национальной музыкальной академии Украины имени П.И. Чайковского состоится музыкальное событие, посвященное выдающемуся бельгийскому скрипачу, композитору, педагогу, основателю франко-бельгийской скрипичной школы Анри Вьетану. Вечер приурочен к 200-летию со дня рождения маэстро. Для участия в торжествах в Украине прилетают праправнучка бельгийского музыканта Агнес Бриоль Вьетан и известный французский дирижер Николя Краузе.

МЕГА-ЗВЕЗДА XIX ВЕКА

О мега-звезде XIX века Анри Вьетане знают во всем мире. Его называли «императором», «царем скрипки», «гением первой величины», «Бетховеном среди скрипачей», магическое влияние искусства Вьетана сравнивали с Паганини и Листом. Потрясенный игрой 14-летнего Анри, Роберт Шуман написал: «От первого до последнего звука он держит нас, как в замкнутом магическом круге, где не найти ни начала, ни конца».

Именем бельгийского скрипача назван один из самых престижных международных исполнительских конкурсов. Произведения Вьетана звучат на концертных сценах всех континентов, в исполнении его струнных концертов состязались и состязаются лучшие инструменталисты мира, а будущие играют опусы Вьетана в детских музыкальных заведениях и консерваториях, поскольку его музыка — волнующе романтическая и волшебно красивая. Творчество композитора ценили Гектор Берлиоз, Фридерик Шопен, Рихард Вагнер, Роберт Шуман, Михаил Глинка, Петр Чайковский...

Игра и музыка гениального бельгийца пленили все континенты. Его гастрольная карта, начиная с 7-летнего возраста, пестрит едва не всеми городами Европы, Ближнего Востока, США, Южной Америки. Около десяти лет — 1837-1840 и 1846-1852 — Анри Вьетан провел в Петербурге, где работал придворным музыкантом, солистом имперских театров, преподавателем в Театральном училище и концертировал во многих городах тогдашней Российской империи.

Надо сказать, что бельгийский скрипач был одним из десятков тогдашних знаменитостей и одним из сотен музыкантов, которых царский двор и чиновники приглашали из-за границы. Зарубежных мастеров, конечно, привлекали большие материальные поощрения, так как придворная и местная знать не скупились тратить огромные деньги на искусство. Скажем, за год работы Вьетан получал 23 тыс. рублей серебром, четырехмесячные ежегодные отпуска, солидные гонорары за сценические выступления. Кроме этого, он имел щедрые вознаграждения за концерты в частных домах и музыкальных салонах богачей: наличие таких салонов считалось модным и весьма престижным. К тому же многие одаренные музыканты стремились брать у Вьетана частные уроки. Например, одним из его учеников был князь Николай Юсупов — музыкант-любитель, который содержал оркестр и имел в своем дворце домашний театр. Но, помимо финансовой стороны, Северная столица привлекала зарубежных мастеров своей богатой художественной средой. Тот же Вьетан имел друзей — ведущих российских музыкантов, среди которых Михаил Глинка, Антон Рубинштейн, Александр Даргомыжский, Алексей Верстовский, Александр Алябьев, Владимир Одоевский...

УКРАИНСКИЕ ПОЕЗДКИ БЕЛЬГИЙСКОГО МУЗЫКАНТА

Но, к сожалению, остаются почти не известными или малоизвестными «украинские страницы» творческой биографии выдающегося бельгийца. Между тем, путешествуя и гастролируя по тогдашним просторам Российской империи, Анри Вьетан выступал в Киеве, Одессе, Харькове, Львове, Екатеринославе (Днепре). Скупые сведения об отдельных концертах скрипача в этих городах можно найти разве что в российских изданиях, которые, кстати, подробно и полно освещают российский период жизни и творчества Анри Вьетана. Именно в российских источниках говорится, в частности, о том фуроре, который вызвал бельгиец в 1848 году в Одессе, Киеве, Харькове и Екатеринославе. Там, где не было симфонических оркестров, он играл со своей женой и верной подругой — талантливой пианисткой Жозефиной Эдер. Упоминается также о выступлении Вьетана в Одессе летом 1850-го. В одном из российских изданий говорится о его концертах в Одессе в 1860 году — 4 августа, в котором он играл собственные произведения, и 9-го августа. Как принимала Анри Вьетана Одесса, судите сами: «Ни разу мы не видели биржевой зал настолько полным, как в минувшую среду. Несмотря на тропическую жару, мы не заметили признаков ни усталости, ни нетерпения. Все пьесы сопровождались бешеными аплодисментами, и если бы у нас был термометр, измеряющий восторг, он точно пришел бы к точке кипения...» («Одесский вестник», 1860, 7 августа). Известно также, что в Одессе он играл на скрипке Страдивари, которую ему предоставил для выступлений Николай Юсупов.

Но, помимо отдельных упоминаний о выступлениях Вьетана, пока не существует более широких знаний об украинских поездках бельгийского музыканта. Совсем скупые данные о его пребывании дает Львов: известно лишь, что он выступал в зале Галицкого музыкального общества, где играл свой концерт ми-мажор для скрипки с оркестром. Не найдены данные о вьетановских концертах в Харькове, Киеве и Екатеринославе. Между тем, замечательная книга «Мандри Глінки. Україна» Сергея Тишко и Сергея Мамаева дает возможность над многим задуматься. Дело в том, что хороший знакомый Глинки Анри Вьетан мог быть гостем и играть в тех имениях, где радушно принимали российского композитора. По крайней мере, в упомянутой книге приводится запись от 8 мая 1840 года из дневника известного украинского деятеля Николая Маркевича об обеде со своим соучеником по Петербургскому пансиону Михаилом Глинкой у ?Ивана Корбе, где играл 20-летний Анри Вьетан. А на следующий день они были приглашены на именинный ужин Маркевича. Кстати, Иван Корбе был также другом Тараса Шевченко и Семена Гулака-Артемовского. И не случайно на страницах повести Шевченко «Музыкант» упоминается фамилия Вьетана. (Напомню, что упоминание о бельгийском скрипаче есть и в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова). Добавлю, что одним из «украинских» учеников Вьетана был скрипач-виртуоз Клеоник Гулак-Артемовский — брат украинского композитора. Скрипичную школу Вьетана транслировал в киевском музыкальном училище еще один его воспитанник — украинский скрипач и композитор Станислав Таборовский.

Можно, следовательно, смело предположить, что бельгийский скрипач был знаком и с Шевченко, и с Маркевичем, и с Гулаком-Артемовский. Вполне вероятно, что тот же Маркевич приглашал Вьетана в художественные центры на Черниговщине, прежде всего в Качановку, где частым гостем был Михаил Глинка. Здесь в имении Тарновских существовал крепостной оркестр. Ведь тогдашние дворцы и богатые имения на украинских землях были носителями высокой культуры.

Конечно, информация об этих связях Анри Вьетана с Украиной и украинскими деятелями выглядит скорее, как силуэт выдающегося бельгийца в интерьере украинской культуры. Нужны еще тщательные поиски в архивах, периодике, частных источниках для расширения нашего представления о европейской партитуре в истории украинской музыкальной культуры. И одним из этих примеров служит Анри Вьетан.

ПРОЕКТ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕКТОР: БРЮССЕЛЬ — КИЕВ — ПАРИЖ»

Собственно, поэтому и важен ожидаемый проект «Музыкальный вектор Брюссель — Киев — Париж». Ведь Париж, как и вся Франция, был знаковым для бельгийского музыканта. Поэтому, в концерте 21 декабря будут звучать произведения самого Вьетана, а также французских и украинских композиторов, которые будут исполнять Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата», звездная украинская скрипачка Богдана Пивненко и студентка Высшей школы музыки в Лозанне (Швейцария) Александра Хмара. Откроет концерт знаменитая Серенада для струнных Чайковского, как напоминание о 180-летии со дня рождения Петра Ильича. За дирижерским пультом будет стоять французский маэстро Николя Краузе. А перед концертом, в 15.00 состоится круглый стол «200 лет со дня рождения Анри Вьетана: возвращение в Украину», в котором примет участие музыковед, праправнучка композитора Агнес Бриоль Вьетан.

Музыкальное мероприятие в честь бельгийского музыканта приурочено к сорок шестой годовщине со дня рождения Василия Слипака, а также десятой годовщине кончины выдающегося деятеля украинской культуры, многолетнего ректора Киевской консерватории, академика Олега Тимошенко. Совпадение даты рождения Василия Слипака и даты завершения земного пути Олега Тимошенко — 20 декабря — можно воспринимать как некий символ. Ведь именно благодаря Олегу Семеновичу, его прозорливости и настойчивым усилиям началось профессиональное образование певца. По установленной традиции в зале имени Героя Украины Василия Слипака к этой дате НМАУ им. П.И. Чайковского ежегодно проводит музыкальный диалог Украина — Европа.

В этом году международная художественная импреза проходит при поддержке посольства Бельгии в Украине, благотворительного фонда VERE MUSIC FUND, совместно с Ассоциацией Анри Вьетана, Фондом Василия Слипака, Киевской городской государственной администрацией.

Юбилейные мероприятия к 200-летию Вьетана продолжатся во Львовской национальной филармонии имени Мирослава Скорика.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать