Три страшные враги украинского возрождения - Москва, украинский провинциализм и комплекс Кочубеевщины.
Юрий Шевелев, украинский языковед, историк литературы

Без пафоса

Драма Карела Чапека «Мать» в «новом формате» Театра на Подоле
14 декабря, 2017 - 11:03
СЕРГЕЙ ВОЛКОВ (ОТЕЦ) И СЕРГЕЙ ГРИНИН (ИВАН) В СПЕКТАКЛЕ «МАТЬ» / ФОТО СЕРГЕЯ ПРИБИША

Напомним, впервые спектакль режиссера Игоря Матиива был показан еще весной в «Театральной гостиной», а сейчас постановка перенесена на «Новую сцену».  В большем пространстве, очевиднее проступает публицистическая канва, заложенная самим автором произведения.  Напомним, Чапек писал пьесу в оккупированной немцами Чехии, предчувствуя близкую угрозу Второй мировой войны. Главная героиня — Мать, потерявшая на разных войнах мужа и четырех сыновей, не хочет мириться с этими жертвами и все-таки благословляет своего последнего сына взять оружие...

Действие происходит в неназванной европейской стране, на которую напала другая неназванная страна. Все это для нас так актуально, что не требует уточнений или осовремениваний. Режиссер не спекулирует на этой актуальности. Как известно, до войны Игорь Матиив работал в Донецком театре. Вероятно, эта его постановка является продолжением определенного, более давнего диалога с тамошней публикой. Сдержанность спектакля наводит на мысль, что если бы И.Матиив ставил эту пьесу не на столичной сцене, а, скажем, в том таки Донецке, то был бы так же осторожен, чтобы не травмировать публику лишним агитационным пафосом. Да и для Театра на Подоле всегда был чуждым подобный пафос, поэтому актеры привычно занижают его там, где он у автора лежит на поверхности.

Роль Матери по очереди играют Тамара Плашенко и Татьяна Печенкина — нам пришлось видеть Печенкину. Она не боится быть наивной, суетливой, порой даже смешной — и таким образом делает роль живой, убедительной, без всякой монументальности. Точно так же по-актерски экономно очерчены и другие герои: Отец (Игорь Волков), Андрей (Мирослав Павличенко), Иван (Сергей Гринин), Корней (Максим Грубер), Тони (Дмитрий Грицай). И даже Дедушка (Владимир Кузнецов). Этот персонаж у К.Чапека смахивает на вещуна-кудесника, который приходит с того света, чтобы сказать важные для автора слова о «высокой чести умереть за Родину». У Кузнецова же этот Дедушка больше похож на добродушного домового или Санта Клауса.

Впрочем, есть в спектакле один герой — Петр — в исполнении молодого артиста Юрия Филипенко, который не сдерживает душевного порыва и поэтической возвышенности. Это та особенная возвышенность, которую невозможно специально сыграть, это естественная полнота актерского существования на сцене, радостное и светлое ощущение, которое живет в артисте будто независимо от текста. И именно эта радость, ненарочитая и почти беззаботная, вносит в спектакль дополнительную остродраматическую ноту. Ведь Петр — один из тех ребят, кого в действительности уже нет, поскольку его расстреляли в первом акте...

Иван БАБЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ