Без штампов и копирования
Знаменитый бродвейский мюзикл «Скрипач на крыше» появился в Киеве после пяти лет переговоров!![](/sites/default/files/main/articles/13062018/fam1.jpg)
Авторы произведения – композитор Джереми Бока (либретто Джозефа Стайна и Шелдона Харника по мотивам легендарной повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник»). Премьера в постановке Богдана Струтинского состоялась под занавес театрального сезона в Национальной оперетте и вызвала резонанс в СМИ.
Напомним, что этот бродвейский хит входит в пятерку лучших мюзиклов мира! Работе над произведением предшествовали пять лет переговоров относительно лицензии на постановку, которую театр получил на двухгодичный срок за около 15 тысяч долларов (спонсор – «Укргазбанк»).
- Это самый сложный проект, который мне приходилось делать, – признался Б.Струтинский, – поскольку этот спектакль очень связан с темой современной Украины. Речь идет о трех народах – русских, украинцах и евреях – о том, как они сосуществуют вместе, как их держат традиции и как эти традиции разрушаются...
Тема традиций является своеобразным сквозным лейтмотивом спектакля, который имеет как сугубо музыкальное, так и словесное выражение, особенно яркое в философских монологах главного героя. Эти монологи составляют квинтэссенцию содержания не только самого образа Тевье-молочника, но и всего спектакля. В своих обращениях к Богу, всегда в свете направленного луча прожектора, Тевье ищет ответы на вопросы, подтверждение правильности своих решений, выражает искренние мысли и чувства, делится сокровенным...
Все его богатство – пять дочерей, и отец надеется на их счастливое будущее благодаря удачным бракам. Но судьба решает иначе. «Я часто задумывался: почему Шолом-Алейхем писал произведение 20 лет? – рассуждает режиссер. – А потому, что его монологи с Богом все время менялись. Это постоянные поиски счастья. Надежды, которые не оправдываются».
Название «Скрипач на крыше» выбрали либретисты американского мюзикла по известной картине Марка Шагала, которая изображает скрипача на крыше его дома в родном Витебске. К слову, «тень» Шагала прочитывается во всем художественном оформлении постановки, о чем заявил художник спектакля Александр Билозуб: «Первое действие – рай в семье, второе – уничтоженный рай... Вся сценография, визуальный ряд спектакля связаны с Шагалом. В конце концов, в последней сцене воспроизведен настоящий витраж в соборе города Мец (Франция), созданный этим великим художником».
Определенные трудности возникли с изготовлением костюмов к спектаклю. Для их автора Ирины Давиденко было сложно создавать одежду, но помогли фото начала ХХ в., которые подсказали решение. К слову, ретро-фотографии демонстрировались в фойе Национальной оперетты во время антракта.
Одно из самых сильных впечатлений зрителей – мужской танец с бутылками на... голове. Вообще следует сказать, что хореография постановки была на высоте. Кстати балетмейстер Вадим Прокопенко, который специально учился хореографии мюзикла в США, в совершенстве знает свое дело. С его приходом в Национальную оперетту она имеет танцующий хор и поющий балет!
В постановке задействована вся труппа, и, как высказался дирижер Игорь Ярошенко: «Работать над таким материалом – наслаждение. Важнейшим в спектакле является объединительный элемент – весь театр в едином энергетическом порыве».
По словам режиссера, главная проблема - преодоление штампов. Труднее всего – избежать поверхностности, имея дело с таким серьезным, глубоким драматическим материалом. И артисты смогли подняться над этим.
Особенно хочется отметить двух мастеров - Николая Бутковского и Сергея Бондаренко, которые (по очереди) исполняли главную роль Тевье. Напомним, в свое время этот образ мощно играли такие корифеи театра, как Соломон Михоэлс и Марьян Крушельницкий, а также гениальный Богдан Ступка (в спектакле «Тевье-молочник» по пьесе «Поминальная молитва» Григория Горина в постановке Национального театра им. И.Франко). Бутковский и Бондаренко никого не копировали, а нашли свои краски и были очень убедительны на сцене.
Достойный ансамбль исполнителей составили Ирина Беспалова-Примак (Голди), Саломея Приймак (Цейтель), Татьяна Дидух (Годель), Ольга Федоренко (Хава), Дмитрий Шарабурин (Перчик), Дмитрий Воронов (Федор) и другие, а также в постановке заняты талантливые дети вокально-хореографического ансамбля «Лелеченьки».
Section
Культура