Без уныния в лице
прошел второй фестиваль городов-побратимов «Киев Майский»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000608/4101-5-1_0.jpg)
Малахов не устает напоминать, что «Киев Майский» — в первую очередь фестиваль для широкой публики, не ограниченный рамками одной концепции — будь-то авангард или традиция, уличный театр или специфические виды перформенсов. Здесь все представлено понемногу. Вот уже второй год «Киев Майский» дает весьма неплохую, объемную картину наиболее актуальных сценических течений в мире. В итоге и придирчивый театрал, и прохожий, занесенный в зал праздничным прибоем Дня города, в равной степени остаются удовлетворены.
Особенностью нынешнего «Киева Майского» было значительное расширение зоны его влияния. В его орбиту на правах фринжа (то есть дополнительных программ) вошли такие представительные фестивали, как камерная «Киевская парсуна-2000» и фестиваль кукольных театров «Сказки о главном». В географическом плане торжествует столь модная ныне глобализация. Предварительно заявлялись театры чуть ли не со всех континентов, но даже и те, что приехали, превратили программу в пестрый и контрастный ковер. Преобладали восточные ритмы и орнаменты. В течение двух майских недель наши театралы посмотрели традиционные труппы, представлявшие наиболее значительные азиатские культуры. Неожиданностью был просто феноменальный зрительский успех этих театров. Статичное ориентальное действо, благодаря точности и профессионализму исполнения, продуманной красоте всех составляющих захватывало зал ничуть не менее, нежели динамичнейшие изыскания европейцев. Настоящие овации пришлись на долю медитативно-ритуального корейского театра «Е-Га». Китайский театр из Тайваня «Хань Тхан Юэфу» по итогам опроса среди зрителей признан лучшим на фестивале. А успех танцовщиц из индийской труппы «Ганеша Натилая» был вполне прогнозируем. Очаровали всех и развеселые дамы-клоунессы «Гонинбояши» из Японии. На фоне этой роскоши неожиданно бледно смотрелись многие авангардные изыскания, привезенные с другого конца света. К примеру, архититулованный итальянский театр «Вашелло» продемонстрировал чеховскую «Чайку» в стилистике, принадлежащей как минимум прошлому десятилетию, а московский Театр на Перовской «уважил» Гоголя убогой постановкой «Женитьбы». Тем не менее зритель, благодарный уже за саму возможность оценить разные театры, стили и имена, отнесся и к этим спектаклям достаточно благосклонно.
Репутацию Запада мастерски поддержала варшавская «Академия руха» — действительно ищущий, неординарный авангардный театр. Оба их спектакля, как сценическая «Песенка», так и уличные «Духовные пиры», публику одновременно и ошеломили, и восхитили. Соединение иронии с крайне необычными способами выражения сделали работы «академии» крайне запоминающимися. А вот один из спектаклей фринжа, на сей раз чисто киевский, был необычен в первую очередь сочетанием пьесы и способа ее инсценировки. Попросту режиссер Михаил Яремчук осуществил постановку столь сложного текста, как «Вишневый сад» Чехова, в Киевском театре марионеток. Итогом стала очень милая, изящная игра с пьесой, в которой на равных участвуют и куклы, и люди. Еще одна интерпретация Чехова уж вовсе была погружена в стихию экспериментов. Амстердамский камерный театр, основанный выходцем из России, сотворил довольно странный коктейль из Беккета и разных пьес Антона Павловича. Так или иначе, новаторство на «Киеве Майском» было представлено во всех возможных и часто весьма пристойных вариантах.
Еще одна территория роста «Киева Майского» — встреча и столкновение жанров. Эту линию Малахов считает важнейшей, планируя уже со следующего сезона превратить «Киев Майский» в фестиваль искусств. Первые шаги выглядят убедительно. Выступление в рамках фестивальной программы культового рок-музыканта и актера Петра Мамонова изрядно смутило традиционалистов, но привлекло молодежь, которая обычно порог театра не переступает. Успех сопутствовал и современному итальянскому балету «Ди Тоскано» со спектаклем «Средиземноморье». А завершающий аккорд и вовсе был блистателен — две концертные группы из Чикаго, джазовый и блюзовый ансамбли, дали такого джаза и блюза, что даже в немаленькой галерее «Лавра», казалось, мало места для растанцевавшихся актеров, режиссеров, критиков и просто людей.
Пока что свои обещания Малахов выполняет. Его фестиваль для зрителей и интересен, и познавателен. Очевидно и стремление отца-основателя придать «Киеву Майскому» все черты большого, по западному формату масштабного, арт-форума. Что ж — не верить этому стремлению оснований нет. Можно не доверять лишь разве что тому, что происходит вокруг, вне подмостков — слишком уж это не театрально...
Выпуск газеты №:
№101, (2000)Section
Культура