Билет в бессмертие
7 января будет отмечаться 150-летие со дня рождения корифея украинского профессионального театра, выдающейся артистки Анны Борисоглебской
Именно этой дате посвятил свою очередную книгу в серии исследований по истории украинского театрального искусства доктор искусствоведения Валерий Гайдабура. В созданном им «своеобразном Институте познания соборности украинского театра» появилась интересная, информационно насыщенная уникальными фактами, эмоционально трепетная «глава» - книга «Анна Борисоглебская. Жизнь и бессмертие корифея сцены соборной Украины».
Толчком обращения к судьбе и творчеству такой самобытной личности украинского кона, кроме солидной даты, стало и приближение еще одного исторического юбилея - 100-летия главной сцены страны - Национального театра им. И. Франко, с которым тесно связано творчество Анны Борисоглебской. Именно коллективу франковцев, частью которого Анна Ивановна была в течение 14 лет с 1925 года, посвящен автором этот труд.
Валерий Гайдабура - единственный из современных украинских театроведов разрабатывает неизвестные темы, раскапывает архивы, выискивает бесценные свидетельства истории, бесценные письма и документы. Имея огромные наработки в исследованиях театральной жизни в Украине периода немецко-фашистской оккупации, Театра ГУЛАГа, театра украинской диаспоры, этой неотъемлемой части национального искусства ХХ в., он воплощает их в многочисленные книги. Многолетнее сотрудничество с диаспорой и счастливый случай привели к тому, что в руки В. Гайдабуры попал архив внучки Анны Борисоглебской - актрисы Валентины Калин с множеством сведений о выдающейся бабушке, массой уникальных фотографий. Этот архив, хранившийся в американской диаспоре, и послужил идее о издании книги о Борисоглебской. Ее инициаторами в 1985 году стали театровед из Канады Валериан Ревуцкий и дирижер и музыкальный теоретик, поэт Богдан Будный (США). Из-за смерти последнего идея не была реализована и благодаря ряду обстоятельств архив Валентины Калин оказался у Валерия Гайдабуры, за которым заслуженно закрепилось звание «лидера в изучении истории украинского театра мировой диаспоры».
Таковы истоки появления книги об Анне Борисоглебской, содержащей летопись ее творческого рода, актерской династии: дочерей-актрис Елены Голицынской (1899-1978), Софии Хорст (умерла в 1919 г.), ее мужа, актера-курбасовца Владимира Калина (1826-1923 ) и внучки, их дочери Валентины Калин (1919-1987).
Книга В. Гайдабуры состоит из 5 мощных разделов, в которых предстает личность актрисы, которую обстоятельства и судьба привели в украинский театр, только зарождавшийся и искавший пути будущего развития. В роду актрисы не было деятелей искусства. В этот мир она пришла 7 января 1868 года в городе Себеж Витебской губернии под фамилией Сидоренко-Свидерская. Интерес к театру у молодой учительницы возник с любительского увлечения сценой. Слух о способной девушке дошел до Марка Кропивницкого, и он вывел ее на тропу театральной жизни. Как отмечает автор, «Анну Борисоглебскую надо отнести к категории артистов, которым путь к сцене указал инстинкт врожденного таланта. Поэтому и оценил ее сценическое дарование и смог вывести его на высокий профессиональный уровень выдающийся мастер Марко Кропивницкий. Служение украинской сцене актриса в течение всей жизни считала исключительно высокой миссией и была жертвенной во всем, что касается привередливой профессии».
Отправляясь в первые театральные гастроли, будущая звезда украинской сцены получила благословение иконой святых великомучеников Бориса и Глеба. Тогда и взяла себе сценическое имя - Борисоглебская. «Псевдоним своим «сюжетом» о замученных Борисе и Глебе уходил в глубину человеческих бедствий и звучал синонимом терпения и веры в добро. Уникальное чувство трагедийного было близким творческой природе актрисы».
Несмотря на то, что книга имеет документальную основу, сделана на мемориальных свидетельствах и воспоминаниях, она воспринимается как художественное произведение, захватывающий детективный роман-жизнеописание с множеством сюжетных переплетений, неожиданных поворотов судьбы, с непосредственным устойчивым ощущением масштабности фигуры, о которой идет речь. Использование первоисточников, придающих исследованию привкус достоверности, подкреплено талантом Гайдабуры-писателя. Он сумел искусно свести вместе и выстроить в определенной хронологии событий, воспоминаний, мыслей, эмоций, чувств, отношений истинный портрет Актрисы на фоне эпохи, фоне зарождения и становления национального профессионального театра. А. Борисоглебской досталась жизнь в непростой, слишком опасный период истории страны. Автор правдиво высветил все противоречия, с которыми ей пришлось сталкиваться как художнику и как человеку. Гайдабура отмечает самоотверженность служения театру, самобытность амплуа, которое тогда называлось «народники», здесь Борисоглебская была непревзойденнй! Ее так и называли - «народная баба»! Такие характеристики подтверждаются анализом «коронных» ролей, фотогалерея которых отчетливо свидетельствует о колорите образов: Терпелиха («Наталка Полтавка»), Рындычка («По ревизии»), Шкандыбиха («Лымеривна»), Анна («Бесталанная»), Секлета («За двумя зайцами»), Татьяна («Суета »), Мазайлиха («Мина Мазайло»), Пошлепкина («Ревизор»), Сваха («Женитьба»), Кнортье («Гибель «Надежды»), Мария Тарасовна («Платон Кречет»), Варвара («Богдан Хмельницкий»), Мать Лукаша («Лесная песня»).
Когда А. Борисоглебская ехала в Харьков, в тогдашний Театр им. И. Франко, билет на поезд она назвала «пропуском в счастливую жизнь, цена которого - вся моя жизнь!» На такую ступень для себя она ставила этот театр! Актерское мастерство тогда шлифовалась во время работы. Принципы работы над ролью были простыми. Первопроходцы сами их изобретали. В воспоминаниях Анны Ивановны осталось: «Работаю над ролью так, как Бог мне подскажет. Когда-то нам не давали каких-то готовых «рецептов», и книг об этом мы не читали, потому что их еще не было тогда, но зато учили нас, как надо по-настоящему любить театр, любить свою работу в театре. Мы слышали от наших режиссеров: «Трудитесь, думайте, живите на сцене!» Играла так, как мне подсказывало чувство, интуиция...»
Фигура А. Борисоглебской изображена автором в разнообразии жизненных обстоятельств, ударов судьбы. Она органично вписывается в коллективный портрет корифеев украинского театра, сосуществует с легендарными именами национального театра - Кропивницким, Садовским, Заньковецкой, Затыркевич-Карпинской, Линицкой, Курбасом, Юрой... Читатель познакомится с опытом актрисы в кино, которая снялась в нескольких картинах, в том числе у Александра Довженко в «Щорсе», тогда написали: «Да, Борисоглебская - поистине актриса довженковского эпического масштаба, мышления и игры...», узнает о способностях Борисоглебской - общественного и профсоюзного деятеля, которая организовывала и проводила многочисленные встречи актеров с воинами, молодежью, участвовала в проведении олимпиад художественной самодеятельности.
Последний раздел книги «Родословная Анны Борисоглебской в диаспоре США», автор показал преемственность таланта во времени. В своих дочерях и внучке Борисоглебская словно продолжила свою жизнь, и талант ее имел смысл, послужил потомкам и таким образом, она и после собственной смерти имела прикосновение к любимому театральному делу. В таком благородном ракурсе театровед продолжает благородное дело исследователя - открывает для читателей неизвестное. Действительно, кто бы знал без В. Гайдабуры о талантливых потомках выдающейся украинской артистки Анны Борисоглебской? Кто бы узнал о масштабе ее личности? О палитре творчества, окружении и контексте времени? Он вписал эту фигуру в историю украинского театра, всеобъемлющую и Театра им. И. Франко, исследовал истоки ее характерного таланта, «таланта от природы», соотнес его личностную человеческую основу с общей картиной бытия, историей искусства, страны, эпохи. И тем самым увековечил, обессмертил великую Артистку. Но, сделав такой мощный вклад в отечественное театроведение, приложив титанические усилия для сохранения памяти о Борисоглебской и многих достойных представителях украинской театральной культуры, Валерий Гайдабура тоже заслужил бессмертие.
Section
Культура