Перейти к основному содержанию

Биржа талантов

С 26 сентября по 2 октября в Киеве пройдет ІІІ Фестиваль молодой украинской режиссуры имени Леся Курбаса
24 сентября, 17:33
КИЕВСКОЕ «КОЛЕСО» РЕАНИМИРУЕТ СПЕКТАКЛЬ ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ — «ПОРТРЕТ ПЛАНЕТЫ» Ф. ДЮРРЕНМАТТА, И ТО, ЧТО КАЗАЛОСЬ ТОГДА ДОСТАТОЧНО УМОЗРИТЕЛЬНЫМ, СЕГОДНЯ ВЫГЛЯДИТ, КАК ЦИТАТА ИЗ МАСС-МЕДИА / ФОТО ВИКТОРА ГОМОНА

Этот форум представит работы театральных постановщиков в возрасте до 35 лет. Цель акции — продемонстрировать потенциал молодых режиссеров и создать ситуацию, в которой перспективные художники оказались бы в центре внимания как профессионалов, так и зрителей. Фестиваль можно назвать биржей для продвижения молодых талантов. В программе будет представлено 12 спектаклей, и это будет попытка заглянуть в будущее украинского театра и принять участие в его формировании.

Все спектакли, представленные на фестивале, разные, не похожие один на другой! Документальный проект «ДИПЛОМ» Сашка Брамы и загадочно-гротескная «Лена» Тамары Труновой. Вызов-пощечина развлекательному буржуазному театру «История о человеке, с которым случилась история» Антона Романова и рядом классические образцы любимого зрителями всех эпох жанра «безумной комедии», — «Нужны лжецы!» Стаса Жиркова и «Женщина и чиновник» Дмитрия Морозова. Жесткие и актуальные спектакли по современной украинской новой драме «Невынасимые люди» Александры Правосуд, «Vій 2.0» Максима Голенко, «Семейные сцены» Дмитрия Весельского, а рядом — мистическая «Гостиница двух миров» Ореста Пастуха и «Двое на качелях» по классике мирового театра. Игривая детская сказка «Не хочу быть собакой!» и психологический тест для взрослых «Home, Sweet Home!».

В образовательной программе фестиваля — лекции Анны Липкивской, Наталии Ермаковой и Майи Гарбузюк по истории украинской режиссуры, а также мастер-класс по методологии работы с актером Дмитрия Богомазова.

«День» обратился к известному театроведу Анне Липкивской, чтобы она поделилась своими  мыслями о форуме, который только открылся, и недавних  событиях, которые всех нас изменили.

Ночью 30 ноября  2013 г. начался уникальный, беспрецедентный период. Событий, эмоций, людей, которые вместились в эти неполные 10 месяцев, могло бы хватить на несколько жизней. Времена года сменялись почти незаметно. «Как ты провел лето? — Взглядом...» — В этой популярной шутке из соцсетей, как говорится, самой шутки — малая толика...

«Сухой осадок» последних месяцев — опыт кровавых социальных сдвигов на собственной территории, которого не имели, по крайней мере, три поколения ныне живущих украинцев. И этот процесс продолжается.

Театр как-то пропустил его назревание. Не задавал острых вопросов, не полнился предчувствиями. Разве что неожиданный многолетний аншлаг на «Калигуле» А. Камю в Ровно должен был бы убедить в мысли: «И в самом деле: что-то не так в королевстве...» («Гамлет»).

Но предчувствиями (не услышанными вовремя, как и надлежит пророчествам) были полны новейшие пьесы и работы художников. Пока что тексты «Детализации» Дмитрия Тернового, «Партии» Евгения Марковского, «Слава героям» Павла Арье выглядят написанными едва не на баррикадах, хотя они «предупреждали» о них  год-два ранее. Так же к 2012 г. — первой половине 2013 г. относятся и работы Василия Цаголова из цикла «Привидение революции», и «Одна страна — одна песня» Игоря Гусева, где на карте Украины на западе птица в клетке подписана «Птах», а на востоке, тоже в клетке — «Птица», «разделительную» же ленту на липкой основе можно передвигать, как хочешь... А до этого, в 2010-м, еще один одессит Стас Жалобнюк написал картину под названием «Мы идем везде»: человек в каске и «балаклаве», видны лишь глаза, подпись — цитата из В. Ющенко о пути в Европу, только слово «Европа» перечеркнуто и сверху добавлено: «Прошу прощения...» Как здесь не вспомнить сакраментальное Уайльда: «Жизнь наследует искусство значительно в большей мере, чем искусство наследует жизнь».

Театр же откликнулся на головокружительные события последнего времени лишь «по факту». Чаще всего — россыпью личных инициатив отдельных художников, теми «каплями в океане», которыми на Майдане и среди волонтеров стали тысячи людей без разделения на профессии и «места основной работы». Ныне целыми коллективами дают благотворительные спектакли и концерты — в пользу воинов и беженцев: Национальный театр им. И. Франко, Одесская опера, Ровно, Запорожье... В жаркое межсезонное затишье «Варшавская мелодия-2» с Адой Роговцевой вызвала аншлаг в киевском Доме офицеров, а собранные средства передали в госпиталь... Даже если руководство отдельного театра позиционирует себя «вне политики» (о таком рассказывают харьковчане), то никто не в состоянии запретить актерам загрузить «бусик» всем необходимым и отвезти это раненным.

В художественном же смысле рефлексия на события — еще впереди. Это естественно: находясь внутри ситуации, да еще и в состоянии постоянного стресса, трудно отстраниться и обобщать. И здесь в помощь — более двухтысячелетний опыт мировой драматургии, которая вся «прорастает» из экстремальных ситуаций и запредельных усилий персонажей в плане их преодоления.

А наш нынешний опыт уникален только для нас самих. Человечество же переживало такие события и периоды бесчисленное количество раз и наработало относительно них целые массивы высокохудожественных и интеллектуальных произведений.

И вся эта «теория драмы» мигом стала для нас повседневной практикой. То, с чем в жизни героев еще одного, кроме Шевченко, юбиляра нынешней весной — Уильяма Шекспира — актерам и зрителям приходилось себя идентифицировать  определенными усилиями, теперь и является нашей жизнью. «Ромео и Джульетта» — «титушки» и Самооборона, «Гамлет» — мятеж Лаэрта, низость короля, «своевременная» иностранная интервенция с целью подобрать «ничейную» власть, «Мера за меру» — двойная мораль по принципу «друзьям — все, врагам — закон», собственные «Ричарды» и «Генрихи» — все смешалось в котле текущего момента.

Пока что театр подходит к таким сюжетам. Например, киевское «Колесо» реанимирует собственный спектакль десятилетней давности — «Портрет планеты» Ф. Дюрренматта, и то, что казалось тогда достаточно умозрительным, сегодня выглядит, как цитата из масс-медиа: колонизаторы обрекают на смерть одних людей, чтобы спасти других, и это достаточно призрачное «спасение»; страна ведет в джунглях неизвестно с кем длительную и напрасную войну, которая едва не механически перемалывает молодые жизни, причем родители даже лишены возможности похоронить по-человечески собственных детей. Благодаря молодому режиссеру Дмитрию Весельскому в Киевском театре драмы и комедии появляются «Семейные сцены» Анны Яблонской — и текст звучит иначе, чем в других, более давних постановках. Он — о том, что нам всем только предстоит пережить в будущем: о невозможности вернуться с войны в мирную жизнь, даже когда эта война уже окончилась...

А придирчивого внимания художников продолжают ожидать другие шедевры мировой классики — «Семеро против Фив» Эсхила, «Король Убю» А. Жарри, «Троянской войны не будет» Ж. Жироду, «Андорра» М. Фриша...

...Отменяются театральные фестивали, о финансировании премьер нечего и мечтать, в «режиме ожидания» застыли повсюду актеры из Донецка и Луганска...

Но открылись сезоны в театрах, каждый вечер одни люди выходят на сцену, другие — смотрят на них из зала, и у всех  их ныне действительно есть уникальный шанс понять что-то самое важное о времени и о себе.

Потому что, конечно, «пройдет и это»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать