Битва за историю
В прокат вышла лента «Незламна»Ждать проката украинско-российского байопика Сергея Мокрицкого у украинского зрителя было достаточно причин. Кроме того, что фильм рассказывает о Людмиле Павличенко, одной из известнейших в мире украинских женщин, и в нем снялось много отечественных актеров (здесь свою последнюю роль сыграл прекрасный актер Виталий Линецкий), злободневности и исторической пикантности картине придала непровозглашенная война России против Украины.
В «далеком» 2012 году (столько событий произошло за последние полтора года, что времена правления Януковича кажутся нам далекой историей), три неполных года назад, когда началась работа над проектом «Битва за Севастополь», немногие могли предугадать, что история скоро сделает крутой вираж, и это привнесет в восприятие картины неожиданные акценты и смыслы. Даже ее название в украинском прокате работает против Кремля, поскольку у многих ассоциируется с несокрушимой Надеждой Савченко, не говоря уже о новом для большинства украинцев восприятии общей с Россией истории. Поэтому теперь украинский и российский зритель, покупая билеты на эту биографическую ленту, смотрит разное кино. Охваченные имперской эйфорией «крымнашевцы», не обращая внимания на национальность главной героини, будут искать в нем историческое подтверждение правильности политического курса нового кремлевского тирана на возвращение «исконно русских земель». Что касается украинцев, то их фильм может убедить в обратном: не всякая земля, где растут березки и где ступала нога русского (или даже земля, орошенная его «православной» кровью), должна заезжему гостю по праву принадлежать. Ведь в том же таки Севастополе пролилось еще больше украинской, татарской, еврейской (можно перечислить все народы бывшего СССР) — крови.
Так что «Битву за Севастополь», как фильм называется в российском прокате, я бы на месте адептов «русского мира» в РФ запретил. Потому что в контексте истории о Павличенко российский президент выглядит, как минимум, невеждой, утверждая, что войну с Гитлером СРСР выиграл бы и без украинцев...
Знаменитая украинская женщина-снайпер, о которой мы уже давно должны были снять кино (и без России), лишь один из миллионов примеров того большого вклада в Победу, который сделал наш народ. А если принимать во внимание дипломатические усилия Л. Павличенко, сделанные для открытия Второго фронта, то вклад потомков славных запорожцев в уничтожение Третьего Рейха просто бесценен. Думаю, американских мужчин к участию во Второй мировой войне в известной мере мотивировала знаменитая фраза украинской девушки, сказанная во время пресс-конференции в Вашингтоне: «Джентльмены, мне всего двадцать пять, и я уже убила 309 фашистских оккупантов. Не считаете ли вы, джентльмены, что хватит уже прятаться за моей спиной»?
Собственно, сцены пребывания героини фильма в США (Юлия Пересильд в главной роли — основная актерская приманка картины), где отважная девушка подружилась с Элеонорой Рузвельт (Джоан Блэкхем), представляют наибольший интерес, потому что в них отображена война идей и идеологий. Однако авторы фильма, к сожалению, не использовали все возможности, которые предоставляла американская эпопея героини для углубления содержания картины. Критика уже успела упрекнуть коллективного сценариста «Незламної» за слабые диалоги. Мы же сделаем предположение, что одной из причин поверхностности диалогов, и, соответственно, содержания картины является нерешительность режиссера во взгляде на историю. Мокрицкий признался в интервью, что его сердце разделено пополам между Украиной, где родился и вырос, и Россией, где учился и работает. Если бы такую же нерешительность, такую же раздвоенность в оценке событий, которую демонстрирует режиссер, обнаружила Л. Павличенко, она бы не стала снайпером-легендой.
Мокрицкий лишь касается важных тем советской истории (прежде всего, цены Победы, пренебрежения к человеку), но не рискует в них проникать, чтобы добраться до правды как о самой войне, так и о коммунистическом режиме. Поэтому данный пацифистский фильм является попыткой угодить всем: патриотам украинским и российским, ветеранам и современному зрителю, Востоку и Западу, в конечном итоге, истории. Но история, которая всегда была едва ли не главным полем битвы правды и лжи, компромиссов не прощает. И судьба Украины, которая все время лавировала среди разных народов и государств и способствовала фальсификации собственной истории, лишнее доказательство того, что за историческую ложь нужно платить достаточно высокую цену. Ввиду тектонических сдвигов, которые Майдан принес в ментальность украинцев, фильм С. Мокрицкого, который для россиянина покажется смелой критикой советской власти, их уже не удовлетворит из-за компромиссной попытки выдать полуправду за правду. Поэтому «Незламна» и не собирает полные залы, как это сделал в свое время «Поводырь».
У войны конечно же не женское лицо. И Украине, которая для ее сыновей и дочерей всегда была «ненькою», война не к лицу. Но если «неньку» нужно защищать, то украинцы берутся за оружие и показывают миру непостижимые примеры военной победы. Это они делали более семидесяти лет назад в Севастополе, Сталинграде или Берлине, это делают и сейчас на Донбассе. Однако притом для них всегда остаются актуальными слова песни «Обійми» известной рок-группы «Океан Ельзи», которая звучит в фильме: «Коли настане день, закінчиться війна»...
Выпуск газеты №:
№61, (2015)Section
Культура