Блеск и нищета Украинского театрального общества
С какими проблемами столкнется новый председатель НСТДУ, избранный на съезде, который состоялся 3 октября в Киеве
Корифей украинского театра и необычайно талантливый актер Федор Николаевич Стригун, как ведущий съезда, зачитал информацию, из которой следовало, что делегатов до тридцати лет на съезде нет... Ну, что в том такого, скажете вы, нет и нет. А именно этот факт сегодня является определяющим и в жизни нашего с вами украинского театрального общества как такового, и в печальном завтра НСТДУ.
РАССВЕТ И ЗАКАТ ОДНОВРЕМЕННО
Я пришел в УТТ («Українське театральне товариство») сразу после окончания института тридцать лет назад. И сразу был принят в его сообщество. Это происходило как раз накануне Съезда театральных обществ СССР и преобразования их в Союзы Театральных деятелей. Кому мешало прекрасное старинное название ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (общение, сообщество, сообща, вместе), я не знаю. Но с этого момента начался его рассвет и закат одновременно. Шла перестройка и младодемократов хватало во всех сферах деятельности. Вот и в театральном сообществе (не тусовке) родилась мысль сменить старое руководство на более молодых и деятельных. Не хватало только того, кого можно было бы поднять в качестве знамени. Уговорили чудесного, любимого всеми Сергея Владимировича Данченко. Как он мне потом говорил, он этого не хотел, но сказали, что кому работать найдется, и его не будут особо утруждать. Нашлось... Вот тогда-то и появились первые симптомы развала, т.к. тут же в структуре СТД появилась «куча» творческих кооперативов, которые под предлогом улучшения стали тихонечко растаскивать принадлежащие СТД богатства. А их было столько, что хватало и на творческие акции и на младодемократов. Производственные комбинаты зарабатывали столько, что СТД финансировало не только свои проекты, но и почти все мероприятия Министерства культуры Украины! Со всеми вышестоящими организациями СТД разговаривало на равных. И если где-то в театрах случались конфликты или местная власть притесняла таланты, то группа быстрого реагирования в составе авторитетных, тогда, театральных критиков, немедленно выезжала и практически решала конфликт. Почти всегда.
В составе СТДУ существовало множество творческих комиссий и лабораторий, вместе с Министерством культуры был учрежден и прекрасно функционировал Театр «Дружба» под руководством неутомимого Николая Равицкого. Благодаря ему киевские профессионалы и просто любители театра могли увидеть все знаковые спектакли Товстоногова, Некрошюса, Додина и т.д. Да и актеры, режиссеры театров Украины могли спокойно за счет СТД поехать в любой город СССР для просмотра интересного спектакля. Просто для информации — при зарплате в театрах от 60 до 300 рублей и стоимости купейного билета 15 рублей, на деятельность одной творческой комиссии СТД выделялось порядка 17 тысяч рублей. Не государственных! Лаборатории сценографов и режиссеров, молодых драматургов и актеров, театр молодого драматурга, фестивали в разных городах Украины, поездки по Советскому Союзу как минимум на 10 дней каждая, все это организовывалось и оплачивалось деньгами, заработанными шестью производственными комбинатами, принадлежащими СТД Украины. А к этому следует добавить неоспоримый авторитет профессионалов, работающих в этих лабораториях и ведущих всевозможные семинары. Не стану называть всех имен, но на лаборатории Данила Лидера и Михаила Френкеля съезжались со всей Украины. Ездили на репетиции А.Эфроса, Ю. Любимова, Г. Товстоногова, К. Ирда, Р. Стуруа, М. Туманишвили. И это было СООБЩЕСТВО. А потом сообщество постепенно стало распадаться. Как говорил известный режиссер Андрей Александрович Гончаров, «каждый начал грызть кость в своем углу».
ЕСЛИ ВО ВСЕЙ СТРАНЕ БАРДАК, ТО ЧЕМ ЛУЧШЕ ДЕЯТЕЛИ ТЕАТРА?
Творческие кооперативы вскоре рассыпались, принеся доходы только своим создателям, во главе правления стали появляться случайные люди, догрызающие то, что не успели съесть предшественники, а потом и вовсе оказалось, что комбинаты «кем-то» проданы вместе с корпусами и землей — Дом отдыха «Черноморка» практически перестал принадлежать театральному сообществу. Но это еще полбеды, богатство — дело наживное, и если во всей стране бардак, то чем лучше деятели театра? Беда оказалось в другом — перестало существовать само понятие театральное сообщество. Все молча взирали на превращающийся в пепелище родной Дом. Вот и наступило после длительного блеска и великолепия время жуткой моральной нищеты...
Старики в обиде на молодых за то, что те уж сильно бодро их пытаются подпирать без учета таланта и профессионализма, молодые в обиде на стариков, за то, что те слишком многого от них хотят и вообще не освобождают им дорогу в их светлое завтра. О преемственности поколений и речи нет. Театральные критики, осознав, что профессией на пропитание не заработать, разбежались кто куда. Театры перестали их приглашать. В былые времена приезд театрального критика и обсуждение на труппе оплачивался СТДУ. Попытки некоторых директоров самим оплачивать такой приезд привели ко вкусовщине и зависимости специалистов. Конечно, не всех! Но то, что появилась т.н. обслуживающая критика, знали все. Об авторитете творческого Союза речь уже не шла. С Национальным союзом театральных деятелей Украины уже никто ни о чем не советовался, а мнением его руководства вообще не интересовался! Особенно это все ощутили, когда была сделана робкая попытка объяснить господам депутатом безграмотность подготовленного ими Закона о контрактной системе. Мнением НСТД или профессионалов интересоваться даже не собирались.
РЕЧЬ НЕ О ВЧЕРА И ДАЖЕ НЕ О СЕГОДНЯ — РЕЧЬ О ЗАВТРА!
Все попытки Алексея Кужельного, председателя Киевского отделения НСТД Украины, защитить деятелей театра от депутатского произвола ничем не увенчались. На робкие просьбы отдельных театральных деятелей посмотрели с высока — мол, как скажем, так и будет! Вот и получился Закон, не согласующийся ни с профессиональной сферой, ни с правом вообще, ни с Конституцией в частности.
Уважаемый читатель, возможно, спросит: а о чем вообще речь — о том, как хорошо было тогда и как стало плохо теперь, о том, что в руководстве были нечистые на руку люди, так назовите их имена, предъявите иски. Нет, конечно же, нет! Речь не об этих людях. Моя бабушка всегда говорила: «Хай перейде на Божі руки» и, как показала жизнь, была права. И, конечно же, речь не о вчера и даже не о сегодня, речь о завтра!
Состоялся съезд НСТД Украины. Избрали нового председателя Союза. Им стал хорошо всем известный режиссер, генеральный директор-художественный руководитель Национального театра оперетты Богдан Струтинский. Ему сейчас нужно разгребать эти завалы и строить новое Украинское театральное сообщество. Причем ему придется все делать не постепенно, а одновременно — восстанавливать авторитет этого сообщества, доверие самих участников этого профессионального объединения к своему союзу, налаживать прерванную связь поколений, привлечь новых молодых участников обновленного Союза и попытаться собрать остатки былых богатств.
А еще (об этом говорилось на съезде) — возможно, приостановить действие безграмотного Закона и привести все в соответствие с реальностью, дабы не разрушить окончательно и так еле дышащее театральное дело в Украине. На съезде так же прозвучало мнение о том, что есть смысл подготовить и провести реорганизацию общественной организации НСТД Украины в профессиональный Союз «Украинское театральное общество», который станет профессионально защищать права деятелей театра, приведет к нормальному состоянию Дом ветеранов сцены им. Натальи Ужвий, даст возможность развиваться молодым режиссерам, сценографам, актерам. Ведь мы стремимся в Европу, где уважают и поддерживают профессионалов, где почетно вступать и финансово поддерживать свои профессиональные союзы, где контрактная система — это улица с двухсторонним движением, где молодые профессионалы не мечтают о том, как столкнуть старших с дороги, а старшие не думают за что бы уцепиться, чтобы удержаться на этой самой дороге, где преемственность поколений — в порядке вещей, потому что невозможно двигаться в перед с головой повернутой назад — так же, как нельзя быть манкуртами.
Обновленное театральное сообщество должно будет осуществлять и творческий рост, созревание молодых, и юридическую поддержку представителей разных поколений.
Это только маленькая часть проблем, которые придется решать Богдану Струтинскому в качестве председателя НСТДУ. А еще — проблемы реформы театрального образования и создание театральной биржи без которой при контрактной системе театр существовать не сможет, а еще — всеукраинские и международные театральные фестивали, а еще — гастрольная деятельность театров, а еще — вернуть былой авторитет профессии театрального критика... Однако, думаю, довольно.
Кто-то, прочтя эти строки, саркастически улыбнется и скажет, что «набагато легше плескти язиком, ніж перти плуга»! И будет абсолютно прав. Вот тут-то как раз и возникает самая главная проблема — как Украинскому театральному обществу избавиться от нищеты и вернуть себе былой блеск. А вот это уже проблема не только нового председателя, но и всего Украинского театрального сообщества. И начинать решать ее нужно сегодня. Как показала история с Законом о контрактной системе, нас, господа очень легко уничтожить поодиночке! Задумайтесь. Если бы тогда, в конце 1980-х, и все 25 лет Независимости нам было бы не все равно, что происходит с нашим общим Домом, то для этой статьи сегодня не было бы повода.
«МОЕЙ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СОЮЗА»
Богдан СТРУТИНСКИЙ, глава НСТДУ:
— Самая первая задача заключается в налаживании нормальной работы Союза. У нас сегодня нет офиса, он не действенен, нет коммуникаций со всеми членами НСТД, а также сотрудничества с региональными отделениями. Сейчас, в век интернета, даже нет информационного сайта Национального союза театральных деятелей Украины, где можно было бы узнать о функции и концепции этой творческой организации, нет возможности распространять новости по всем украинским театрам. Моей главной задачей является объединение всех членов Союза. Сейчас происходит реорганизация коллективов театров, которая обусловлена Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных заведений культуры», который принят Верховной Радой. К этому документу много вопросов, и проблему нужно решать...
Я считаю, что Союз должен вернуть свой авторитет и прочность, которую имел много лет назад. Нужно сделать так, чтобы хорошо работал, был генератором творческих идей, увеличить удельный вес творческой молодежи, которая поверит, что сдвиги будут, и даст новое дыхание нашей организации. Самая большая задача на сегодняшний день — это объединение всех, чтобы вместе мы сумели обойти «рифы» (решить проблемы финансирования, социальной защиты деятелей искусства и так далее). Я не хочу сейчас вдаваться в детали, потому что текущей работы очень много. Например, нужно сделать изменения к Уставу, перерегистрировать его в Минюсте, важная и кадровая политика (нужно наполнить аппарат Союза высокопрофессиональными людьми, которые бы имели доверие деятелей культуры и театра), нужно генерировать творческие идеи и воплощать лучшее в жизнь.
Считаю, что нам необходимо создать мощный фестиваль-конкурс национального масштаба или учредить премию НСТД и вокруг этого объединить в состязательном и прозрачном движении театральные коллективы нашей страны. Ведь сейчас многие люди не понимают, что такое НСТД Украины и какова его роль? Нам нужно создать четкую модель, чтобы каждый член Союза (и ветеран, и молодая творческая личность) могли чувствовать себя защищенными (материально, морально, в правовом поле), то есть при необходимости получить помощь. Ведь главная цель НСТД — это, прежде всего, по-мощь!
Чрезвычайная миссия — вернуть доверие власти к украинским театрам. Эта проблема очень чувствуется в региональных коллективах. Ведь сейчас областные театры могут многое сделать, в частности, в пропаганде и популяризации системы государствообразования. Возможно, эти слова звучат в общих чертах, но я верю в конкретную миссию театра в построении новой Украины.
Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
КОММЕНТАРИИ
«День» попросил членов съезда Национального союза театральных деятели ответить на вопрос: «Что нужно в первую очередь менять в деятельности НСТДУ?».
Ярослав ФЕДОРИШИН, заслуженный деятель искусств Украины, главный режиссер Львовского академического театра «Воскресіння»:
— Я считаю, что нужно обязательно выводить Союз на совсем другой уровень. Есть Международный театральный институт, который объединяет все театральные сообщества; я думаю, что нам нужно быть там членом. Нужно сделать новую систему существования Национального союза театральных деятелей, потому что эта — заскорузла, и она совдеповская... и мы не понимаем, для чего вообще она существует.
Лидия КУШКОВА, народная артистка Украины, Днепровский академический украинский музыкально-драматический театр им. Т. Г. Шевченко:
— Союзу нужно обязательно объединяться и нужно, чтобы ее возглавил человек, которого мы будем выдвигать в Верховную Раду. Чтобы председатель НСТДУ лоббировал вопрос культуры так, как это делал покойный Лесь Танюк. Это благодаря ему сейчас почти все театры имеют статус — «академический». Эти звания дают возможность театрам сегодня выжить, в частности, повышение ставок, и люди объединились. Нам нужно объединяться...
Антонина БЕЛЬСКАЯ, заслуженный деятель искусств Украины, Криворожский академический городской театр музыкально-пластических искусств «Академия движения»:
— Для меня НСТДУ — это дом. Эта организация имеет давние традиции, которые сохранить нужно и придать жизненные силы на многие годы вперед.
Федор Александрович, художник:
— Я думаю, что Союз, который построен на принципах театра как крепостных, — с этим нужно прощаться. Нужно существенно не просто переформатировать Союз, а в корне изменить стиль работы, нужно привлекать креативную молодежь...
Ольга ЗЕЛЕНСКАЯ
Выпуск газеты №:
№180, (2016)Section
Культура