Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бог есть

Сатирическая комедия «Новейший Завет» — четвертый полный метр 58-летнего бельгийского режиссера Жако Ван Дормеля
10 декабря, 09:13
ФОТО С САЙТА AFISHA.UA

Бог есть. Хотя, конечно, лучше бы его не было. Потому что он — лысеющий мизантроп средних лет, который со скуки создал мир и развлекается тем, что натравливает людей друг на друга (по экрану проносится нарезка черно-белых драм о религиозных войнах и преступлениях во славу Божию), устраивает разные бедствия и пишет «законы всемирной фигни» — те самые правила, согласно которым бутерброд всегда падает вареньем вниз, а соседняя очередь движется быстрее, чем ваша.

Но у этого тирана был не только сын, распятыми изображениями которого отмечены церкви. Есть еще ребенок с не менее добрым сердцем, 10-летняя дочь Эя, которая, воспользовавшись случаем, сначала сообщает людям даты их смерти, чем, например, останавливает все военные конфликты, а потом убегает в мир и начинает создавать там свой собственный Завет.

Сатирическая комедия «Новейший Завет» (выпущена в прокат компанией «Артхаус Траффик») — четвертый полный метр 58-летнего бельгийского режиссера Жако Ван Дормаля и, судя по всему, его самая успешная работа: Бельгия уже выдвинула картину на получение «Оскара».

«Завет» в некотором смысле является интеллектуальной шуткой, этаким упражнением скептического декартовского ума. Эя (она выступает рассказчицей) находит шесть апостолов своего учения — рядовых брюссельцев. Каждый и каждая из шести несет свое несчастье и свое бремя одиночества, у каждого и у каждой внутри звучит своя музыка, которую может слышать лишь дочь божья: от изысканно-меланхоличного Генри Перселла до цирковых фанфар. В целом фильм является каталогом творческих заимствований: например, явно угадываются образы и ситуации из Льюиса Кэррола, Бунюэля, Тарковского; одна из самых остроумных реминисценций такого плана — это героиня Катрин Денев, которая, осознав свои желания, начинает жить с... гориллой (привет сразу и «Кинг-Конгу», и сделанной во Франции комедии японского классика Нагисы Осимы «Макс, любовь моя» (1986), где героиня Шарлотты Ремплинг вступала в связь с шимпанзе). Однако — и это важный момент — все цитаты искусно и иронично обыграны режиссером, включены в новое поле значений, благодаря чему история приобретает необходимое здесь межкультурное звучание.

Атеистическая комедия — жанр не новый, однако снять ее остроумно — задача не из простых. У Дормеля получилось. «Новейший Завет» — действительно смешной, в меру язвительный и довольно лиричный; грусть, радость и сарказм здесь сбалансированы хорошо. По сути, мы смотрим на наш монотеистический, патриархальный мир глазами десятилетнего ребенка и удивляемся, почему в нем столько несуразностей, бессмысленных запретов и страданий.

Вместе с героями Дормаля в конце концов находим и выход: падают все запреты и суеверия, и человечество, вопреки страхам моралистов, становится лучше и счастливее. Эта вера в человека — теплый внутренний свет, которым наполнен «Новейший Завет», — и делает фильм незабываемым.

В Киеве на языке оригинала с украинскими субтитрами «Новейший Завет» можно посмотреть в кинотеатре «Жовтень».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать