Перейти к основному содержанию

Богдан КОЗАК: «У нас должна работать система культурного кровообращения»

05 октября, 20:32
БОГДАН КОЗАК / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

О впечатлениях от гастролей рассказывает премьер заньковчан Богдан Николаевич КОЗАК:

— Мы играли в Театре оперы и балета им. А. Соловьяненко и на камерной сцене Украинского музыкально-драматического театра им. Артема. Начали гастроли спектаклем «Гуцулка Ксеня» Ярослава Барнича. Рисковали. Ведь проблематика спектакля чисто гуцульская, далекая от проблем, существующих на Донбассе. Но мы считали принципиальным начинать гастроли именно постановкой с нашим карпатским колоритом. Спектакль сделан в жанре оперетты. И оказалось, что мы правильно поступили. Зритель очень интересно воспринимал «Гуцулку Ксеню», хотя сначала мне показалось, что публика была несколько настороженной, тихой. Но по ходу действия зрители начали в зале реагировать, поняв сюжет, ведь когда рассказываешь о любви, то непринципиально, на каком языке это говорится — все понятно. По реакции зрителей ощущалось, что они не только очень внимательно следят за сюжетом, но и переживают за героев. Очень украшает нашу постановку прекрасная музыка Ярослава Барнича. Имя этого композитора вообще неизвестно на Востоке. Он галичанин, который в 1944 г. эмигрировал в США. Почти всю жизнь работал за рубежом, там и похоронен. Кстати, музыку Барнича даже во Львове мало кто знает и то, преимущественно, его шлягеры (танго, вальсы), которые иногда звучат в наших кафе. Наш театр вернул не только имя своего земляка, но и восстановил пласт культуры, который в силу разных причин был закрыт для украинской публики. В советское время мы жили за «железным занавесом». Многое не знали и как неофиты считали, что украинская оперетта началась только в наши времена. Забыли, что все начиналось значительно раньше и что на Галичине эти традиции давно существовали. «Шарика» и «Гуцулка Ксеня» — две очень интересные оперетты Я. Барнича. Думаю, что те мелодии, которые исполняли наши актеры, надолго запомнятся донетчанам, а некоторые из них они даже будут напевать.

На камерной сцене мы исполнили спектакли «Профессионал» Ковачевича и «Ветрогонку» Чехова. Обе наших работы также понравились публике. После спектаклей ко мне подходили зрители и говорили, что приятно удивлены разной манерой игры заньковчан. Спектакль «Профессионал» (режиссер Вадим Сикорский) заинтересовал не только психологической игрой, но и проблематикой, которую поднял в пьесе Душан Ковачевич. Это понимание и примирение социальных слоев общества на постсоветском пространстве. Хотя действие спектакля происходит на территории бывшей Югославии — в Сербии. Совсем другую работу поставила Алла Григорьевна Бабенко. В спектакле «Ветрогонка» она сделала сложную партитуру инсценизации Чехова. Там есть пласты перехода от гротеска к воспоминанию в разных временных измерениях.

Приятно, что некоторые актеры, которые не поехали на гастроли во Львов (потому что когда мы выступали в Донецке, то донетчане — у нас) отмечали многообразие подходов игры на камерной сцене. Высокая оценка коллег очень для нас важна.

На большой сцене мы играли «Оргию». В репертуаре донетчан тоже есть эта пьеса Леси Украинки, но она у них сделана в сокращенном варианте, по другому интерпретирована и идет на малой сцене. Многие зрители приходили посмотреть, чтобы сравнить разные варианты этой пьесы. Нам было приятно, что некоторые театралы назвали нашу постановку интересной, волнующей и, по их словам, она стала «открытием Леси Украинки». В «Оргии» поэтесса поднимает важный вопрос, который проходит через все творчество писательницы, — это любовь к родной земле, служение своему народу, а также говорит о непокоренности человеческого духа в любых обстоятельствах. В нашем спектакле эти темы очень хорошо прочитываются. Хотя в «Оргии» нет прямых политических обращений, но философская концепция, заложенная Л. Украинкой, выстроена на высокой поэзии и литературе, на которой воспитывались сама писательница, очень хорошо понятна публике. В зале стояла такая тишина, а потом бурные аплодисменты. Значит, драматизм пьесы передался зрителям...

Еще мы познакомили донетчан с комедией «Неаполь — город золушек». Это пьеса львовского драматурга Надежды Ковалик. Спектакль поднимает актуальный для сегодняшнего дня вопрос — эмиграцию людей, в частности, женщин (в пьесе эмиграция в Италию). Тема понятна и на Донбассе. Эта проблема существует и в их регионе, так как люди везде ищут лучшей доли, заработка. Пьеса поднимает вопрос свободы, выбора, демократии, морали, этики. Это рассказ о поиске заработка, как он оборачивается для семьи. Это разговор и о поиске самого человека в свободном обществе. В пьесе есть много острых фраз, на них зрители молниеносно реагировали.

Интерес вызвали пьесы Ярослава Стельмаха «Коханий нелюб» и «Ханума» Авксентия Цагарели. Последний спектакль — театральный шлягер. Он ставился многими коллективами. На мой взгляд, у нас вышел тоже хороший спектакль.

Следует отметить, что все постановки, которые мы представили в Донецке, это работы трех наших режиссеров: Федора Стригуна, Аллы Бабенко и Вадима Сикорского. У них разные творческие почерки и именно это делает наши спектакли многоцветными. На гастроли выезжал почти весь заньковецкий коллектив — около ста человек. Причем не только актеры и технический персонал, но и даже оркестр. Кстати, наши музыканты провели сольный вечер в Филармонии. Средства от того концерта пошли на благотворительные цели. Оркестр исполнял мелодии и песни из наших спектаклей, произведения украинских и зарубежных авторов.

— Богдан Николаевич, а каким вы увидели город? Было ли у вас время отдохнуть, пообщаться с донетчанами?

— Я 25 лет не был в Донецке. В памяти остались аллеи в центре города и много роз. Шахты и розы — казалось бы, несовместимые вещи. Тогда тоже было тепло... Сейчас меня поразили широкие проспекты, много новостроек, банков, рекламы, магазинов, кафе и молодежи на улицах. Динамичный город. Мы завязали контакты с донетчанами. Мне запомнилась встреча со студентами и преподавателями Донецкого университета. Мы представили наших выпускников Львовского университета (при котором есть факультет «Культуры и искусств»). Рассказали о своей работе. Подарили донетчанам небольшую библиотеку. Наши актеры читали стихи, пели. Кстати, на второй спектакль «Гуцулка Ксеня» приходили студенты из университета, чтобы посмотреть, как работают на сцене наши молодые актеры. Это была не запланированная встреча, а их личное желание. Меня радует, что молодежь нашла общий язык (хотя львовяне говорили по-украински, а донетчане по-русски) и подружилась.

Сейчас трупа заньковчан новая на две трети. Если мое поколение еще помнит Донецк, то молодежь впервые приехала в Восточную Украину. Для них Донецк считался только шахтерским краем. А это сейчас европейский город с развитой промышленностью. Много дорогих магазинов. Даже курс доллара там выше, чем во Львове и даже в Киеве. В Донецке ощущается какая-то мощь живой силы. Она ощущается во всем: пространстве, проспектах, машинах, даже людях. Возможно, это впечатление сложилось потому, что наш приезд совпал с началом матча «Шахтер» — «Милан». С вокзала и до гостиницы мы ехали под эскортом милиции. Наша гостиница находилась рядом со стадионом, и нужен был специальный пропуск, чтобы пройти. Мы попали в бурный водоворот. Побросали вещи и стали болеть за «Шахтер». А через несколько дней состоялся следующий матч: «Металлург» — «Лацио». И снова Донецк волнуется. Болельщики отправились уже в другой конец города. И те футбольные баталии тоже добавили свой аромат нашим гастролям. Только жаль, что наши «Карпаты» сейчас не в лучшей форме и играют не в высшей лиге, ведь львовяне, по своей сути, всегда патриоты футбола.

Я считаю, очень хорошо, что, наконец, состоялись наши гастроли. Десять лет этот процесс хромал. А театр, который не выезжает на гастроли, — чахнет. Его можно сравнить с комнатой в доме, которая не проветривается. Актерам нужна смена места пребывания, другой зритель. Тогда у них появляется стимул утверждения и самоутверждения. Начинает действовать закон мотивации — основа сценического действия актера. Это очень важно для театрального коллектива. Хорошо, что Минкульт, облгосадминистрации городов (а Львов и Донецк — города-побратимы), наконец, нашли понимание и возможности провести совместные гастроли двух театральных коллективов. Донетчане увидели, что происходит на Западе Украины, а мы — жизнь Востока страны. Возможно, наконец, Минкульт поймет, а правительство заложит программу, чтобы пусть не все, а хотя бы национальные и академические коллективы обязательно выступали по Украине. Нужно, чтобы был обмен. У нас должна работать система культурного кровообращения. Недостаточно только телевидения и эстрады, экономических и административных связей. Такой вид искусства, как театр, классическая музыка, изобразительное искусство должны иметь в Украине определенный обмен. Мы должны обмениваться лучшим. Например, донетчане показали во Львове свою «Энеиду». Этот спектакль получил Шевченковскую премию. Режиссер Шулаков (кстати, он выходец из Львова) по-новому прочитал украинскую классику. Я знаю, что мои земляки очень тепло приняли постановку. А львовяне к классике очень чутки. Мы считаем, что в этом вопросе нужно держать руку на пульсе. Важно находить новое в классике, не искажая произведение. Некоторые спектакли у нас совпадали, например, «Милый друг» Мопассана, «Оргия» Л. Украинки. Наши зрители имели возможность сравнить. И это хорошо. Хотелось, чтобы гастроли стали регулярными. Сейчас мы имели спонсорскую поддержку (помог «Кредит-банк»). Очень хорошо, что частный капитал соединяется с государственным, поддерживая культурные проекты.

Мне кажется, что после наших гастролей произошли некоторые сдвиги. Мы, актеры, вернулись на подъеме. Нас прекрасно приняла публика. Одобрительные отклики мы получили в прессе. Очень много внимания нам уделили местные СМИ. Все наши ведущие актеры постоянно давали интервью. В Доме актера состоялась встреча, мы провели пресс-конференцию, было записано несколько телепередач о нашем театре. Побывали в Институте искусственного интеллекта, встречались с учеными — это так интересно.

— А в шахту заньковчане не спускались, чтобы провести шефский концерт?

— Нет, до шахт мы в этот раз не добрались. Но впечатлений от поездки заньковчане получили достаточно. Так, группа молодых актеров побывала в «украинском Диснейленде». Он находится в 30 ти минутах ездына маршрутке от Донецка, в парке, который создало одно местное предприятие. Актеры восхищенно рассказывали о прекрасных аттракционах, фейерверках, красивых озерах, цветах, лебедях...

Потом мы ездили в Святогорск, в монастырь. Дорога была дальняя. Выехали рано, а вернулись уже вечером. Побывали в святых местах. Спускались в пещеры, заходили в церковь, которую монахи вырубили в скале. Это было словно паломничество. То есть мы жили очень активной жизнью. Не замыкались только на творчестве, работе на сцене, а старались узнать Донецкий край. Эти гастроли нам всем надолго запомнятся.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать