Богдан Сегин: «Мы стремимся, чтобы наш слушатель преодолевал собственные внутренние барьеры восприятия музыки»
В Киеве и Львове с успехом прошел XIII Международный форум «Музыка молодых»Известный фестиваль впервые прошел в формате Украинского биеннале новой музыки. Наша газета уже сообщала, что эта акция объединила композиторские мастер-классы COURSE, которые были основаны в Киеве в прошлом году, Лабораторию музыкальной критики — LAB (лекцию на тему новой музыки и ее восприятия прочитала Моника Пасечник, редактор польского журнала Ruch muzyczny) и 15 концертов при участии украинских и зарубежных музыкантов. Директор Форума-Биеннале, композитор Богдан Сегин, рассказал «Дню» о стратегии развития проекта, прокомментировал проблему восприятия современной музыки и описал образ «идеального слушателя».
— Биеннале новой музыки в Украине впервые проходил в двух городах. Что это значит стратегически и есть ли смысл расширять фестивальную территорию?
— Идея проведения в Украине первого биеннале новой музыки у меня возникла почти одновременно с тем, как в начале прошлого года в Национальном союзе композиторов Украины мне поручили организовать XIII Международный форум «Музыка молодых». Именно регулярность проведения фестиваля (раз в два года) и подтолкнула к идее создания его нового формата — биеннале. Я подумал, почему бы не попробовать объединить уже существующий проект — Киевские международные мастер-классы новой музыки COURSE (они впервые прошли в марте 2012-го) — с концертами, которые будут проходить в рамках Форума-Биеннале. Последним штрихом стало создание еще одного проекта: Лаборатории музыкальной критики — LAB. Благодаря организационной поддержке Львовской областной филармонии стало возможным проведение нескольких акций Форума-Биеннале не только в Киеве, как это было раньше, но и во Львове. Таким образом, молодежный фестиваль НСКУ в этом году получил новое название — XIII Международный форум «Музыка молодых». Украинский биеннале новой музыки — новый формат, в котором расширилась география проведения акций и объединились три важнейшие составляющие, необходимые для развития современной музыки в Украине: обучение, музыкальная критика и концерты.
Практически еще за полгода до проведения биеннале некоторые его акции (например, приезд с концертом известного коллектива из Германии Ensemble musikFabrik) были проанонсированы в западных интернет- и печатных специализированных изданиях, анонсирующих европейские фестивальные события сезона 2012—2013 гг. Кроме того, каждый из приглашенных на форум зарубежных коллективов анонсировал свой приезд в Украину на личных интернет-страницах. А Львовская областная филармония присоединила львовскую часть акций биеннале к своему концертному сезону. Все это свидетельствует о росте имиджа события и на международном уровне.
Следующий Украинский биеннале новой музыки планируем провести весной 2015-го. Есть идея расширить географию акций за счет привлечения музыкальных центров — Донецка, Харькова, Одессы и т. п.
— Что ты понимаешь под понятием «современная музыка»? Ведь у нас с этим терминологическая путаница!
— Я не музыковед, поэтому не могу оперировать профессиональной терминологией, однако попробую поделиться собственными размышлениями «на тему». Первое, что приходит в голову, это музыка, которая создается в наше время или максимально приближена к современности. Конечно, под это определение подпадает практически все, что мы слышим в нашей повседневной жизни: джаз, рок, поп, эстрада, электронная, импровизационная музыка, так называемая академическая музыка (пережиток советской терминологии) и т. п. Появляется вопрос: как же из всего этого многообразия рядовой человек для себя идентифицирует современную музыку, нужно ли выделять собственно ту музыку, которая в западном мире уже давно самоидентифицировалась как contemporary, modern music, или neue Musik? И здесь на помощь приходит осознание того, что современная (contemporary) музыка берет свои начало из многотысячелетнего процесса продолжения традиции развития музыки как искусства звуков. Само искусство создания звуков и перерождение их в музыкальное звучание является тем указателем, который становится определяющим в выделении этого музыкального направления среди всех других. Понятие «классика» (от латинского classicus, что означает образцовый, — явление, проверенное временем, высокое качество которого является общепризнанным) очень метко конкретизирует направление современного музыкального искусства, о котором, собственно, и идет речь. Для себя уже давно классифицирую это направление как современную классическую музыку. В конце концов такое определение, как contemporary classical music, тоже довольно часто встречается и в европейских специализированных изданиях.
— Существует ли проблема восприятия современной музыки у слушателей?
— С моей точки зрения, это не проблема восприятия, а, скорее, нежелание ее понять именно такой, какая она есть. Нужно осознать, что независимо от нас, вкусов и предпочтений, развитие искусства никогда не останавливалось. Искусство, как неотъемлемый фактор в существовании человеческого общества, находится в постоянном развитии.
Во всех цивилизованных обществах уже давно не поднимается вопрос: для чего же необходимо современное искусство? В Украине, к сожалению, до сих пор существует непонимание и не осознание потребности познавать современное музыкальное искусство. Я это объясняю тем, что наши люди продолжают воспринимать искусство по принципу «будет хлеб — будет и песня», а советский лозунг: «Искусство для народа», как ни парадоксально, приобрел «новое» значение и сегодня популяризируется.
— А ты думаешь о слушателе, когда пишешь новое произведение?
— Прежде всего я думаю об исполнителе, ведь именно исполнитель доносит до слушателя то, о чем композитор хотел рассказать в своем произведении. Поэтому очень важно для композитора быть в постоянном контакте с исполнителем. Общаясь с исполнителями своей музыки, композитор создает вокруг себя своеобразную собственную творческую лабораторию: с одной стороны, он стимулирует исполнителей к совершенствованию мастерства, а с другой — поддерживает себя в состоянии постоянного творческого и, в конце концов, профессионального узнавания.
О слушателе, конечно, я тоже думаю. Однако я не считаю, что моя музыка должна всем нравиться. В наше время музыкальное искусство имеет очень большой спектр своих проявлений, и каждое направление, стиль или тенденция музыкального искусства имеет шанс найти «своего слушателя».
Наша целевая аудитория — это прежде всего образованные личности, интеллектуалы, которые имеют несколько большие эстетические потребности, чем просто получение эмоционального удовлетворения от услышанного. Мы стремимся, чтобы наш слушатель преодолевал собственные внутренние барьеры восприятия и развивал в себе потребность познавать музыку комплексно: анализируя, сопоставляя, улавливая преемственность традиции и перерождение ее в новые качества. Это слушатель, который в процессе слушания готов даже сотрудничать с композитором. Он постоянно открывает для себя что-то новое, иногда бессознательно, базируясь на своем опыте, начинает наполнять это «новое» собственным содержанием. Вот тогда и возникает резонанс, то есть когда то, о чем говорит композитор через свое музыкальное произведение, начинает резонировать с тем, как это считывается и переосмысливается слушателем.
— Что означает для тебя понятие «профессиональный композитор»?
— Принято считать, что профессиональный композитор — это человек, который получил определенное профессиональное образование (изучал музыкальную композицию в учебном заведении), после чего продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью. Композитор — это творческая профессия. Мне импонирует образ современного композитора как художника с универсальным типом мышления, который открыт миру и всем своим творческим естеством резонирует к проявлениям жизнь, бурлящей вокруг. Это художник, который коммуницирует с обществом и открыт к постоянному диалогу. Учиться создавать музыку можно на протяжении всей жизни, а не только в учебном заведении под руководством своего преподавателя. В мире существует целая система композиторского образования, которое можно получить параллельно с учебными заведениями, — композиторские мастер-классы. В достаточно сжатый срок старшие композиторы делятся опытом с молодыми коллегами, не обязывая их сдавать какой-то экзамен и т. п., а только подводя их к решению определенных творческих и профессиональных заданий. На таких мастер-классах создается ситуация постоянной тесной коммуникации и взаимообмена опытом. Кстати, композиторы-преподаватели очень часто начинают чувствовать себя частично и учениками, ведь через творческое общение с молодежью они познают для себя что-то новое, неизвестное.
СПРАВКА «Дня»
Богдан СЕГИН — композитор, автор и координатор музыкальных проектов. Родился в 1976 г. в Западной Украине. Окончил Львовскую национальную музыкальную академию им. Н. Лысенко (класс М. Скорика). Брал консультации по музыкальной композиции у Пярта, Фуррера, Щетинского и других композиторов. Лауреат Премии им. Л. Ревуцкого (2004). Дважды был участником стипендиальной программы Министра культуры и Национального наследия Польши Gaude Polonia (в 2003 году стажировался у Зб. Буярского и в 2006 году — у З. Краузе). Стипендиат Warsaw Autumn Friends Foundation (2003). Получил грант по программе Gulliver Connect (2008) и грант Президента Украины (2008—2010). Победитель нескольких композиторских конкурсов. Член НСКУ. Музыка композитора постоянно исполняется в Украине и за границей.
Богдан Сегин работал в оргкомитетах фестивалей современной музыки во Львове («Контрасти» 1998—2006; «Оксамитна Куртина» 2006) и Киеве («Київ Музик Фест» 2009; Международный форум «Музыка Молодых» 2009—2011). С 2009 реализовал ряд собственных проектов в сотрудничестве с Польским Институтом в Киеве, Goethe-Institut, Австрийским Культурным форумом в Киеве. В том же году начал координировать проекты Ensemble Nostri Temporis, а с 2010-го — директор ансамбля. С 2012-го — директор Международного форума «Музыка молодых», художественный руководитель Киевских международных мастер-классов новой музыки COURSE и коммерческий директор Львовской областной филармонии по вопросам развития современной музыки. Основатель и художественный руководитель «Украинского биеннале новой музыки».
Выпуск газеты №:
№71, (2013)Section
Культура