Богдан СТУПКА : Театр — это и работа, и семья, и дом!
Мы планировали побеседовать еще до гастролей в Севастополь, но времени у художественного руководителя Национального театра им. Ивана Франко было мало и пришлось поговорить по телефону (см. «День № 30), чтобы написать анонс. Гастроли прошли успешно — докатилось эхо из Крыма. Сейчас отпуск у творческого коллектива, а Богдан Сильвестрович каждый день все равно в театре. Казалось бы, тишина, поговорим спокойно, да где там — телефоны разрываются, всем Ступка нужен, и срочно...
Формально мы встретились, чтобы поговорить о Севастопольских гастролях и о новинках нового сезона, но это только повод, потому что год насыщен событиями: 10 лет назад Ступка возглавил коллектив франковцев, 40 лет назад вышел легендарный фильм «Белая птица с черной отметиной» — кинодебют актера, в августе Богдан Сильвестрович отметит 70-летие (хотя официальное празднование перенес на октябрь), а еще спустя более двух десятилетий, наконец, откроется Малая сцена.
«ПРИЯТНО, КОГДА ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ ВЕСЬ ЗАЛ ВСТАЕТ И КРИЧИТ «БРАВО!»
— Богдан Сильвестрович, вы довольны гастролями в Севастополе?
— Гастроли прекрасные. Я доволен, думаю, что и вся труппа довольна. 10 дней были аншлаги и все гастроли прошли «на ура!». Мы каждые два года, начиная с 2000-го, приезжаем в Севастополь и выступаем на сцене Театра им. Луначарского. Показываем только новые постановки, которые за это время появились в нашем репертуаре. Начали свои выступления с комедии «Свадьба Фигаро», а закончили гоголевской «Женитьбой», а еще показали украинскую классику — «У неділю рано зілля копала», шекспировскую «Бурю» и спектакль-эксперимент «Романс. Ностальгия» (популярные украинские романсы и хиты ХХ века исполняли «живьем» драматические артисты). Нам очень приятно, что нас ждут севастопольцы, что всегда есть контакт со зрителем — никаких языковых барьеров! Согласитесь, приятно, когда после спектакля весь зал встает и кричит «браво!».
— Говорят, что вы собираетесь организовывать в Киеве Международный театральный фестиваль?
— Это наша общая идея с Ириной Ступкой.
— Семейный подряд?
— Ирина не только моя невестка, но и хороший менеджер, организовывала гастроли в Киеве ведущих театральных коллективов, в частности из Грузии и России. Мы хотим сделать в нашей столице классный фестиваль. Названия пока нет. Нет и оргкомитета, нет ничего! Но думаю, что идея хорошая, а поэтому она должна обязательно реализоваться. Если найдем средства, то проведем Международный театральный фестиваль уже следующей весной или осенью. Конкретных дат не скажу, потому что нужно спонсоров найти, чтобы эта идея обрела конкретные черты. Если не успеем в 2012-м, то проведем в 2013—2015 гг. Мечтаю, что украинская публика увидит лучшие спектакли из Европы и Азии. И эти спектакли можно показывать не только в Киеве, а повезти их по крупным городам Украины, где есть хорошие театры. Наша страна может гордиться, что у нас есть прекрасный кинофестиваль «Молодость», у которого 40-летняя история который является кинобрендом нашей столицы. А театрального фестиваля такого масштаба у нас нет и давно нужно что-то делать в этом вопросе.
О БУДУЩИХ ПРЕМЬЕРАХ
— Международного форума театралам придется еще подождать, а чем франковцы будут удивлять публику в следующем сезоне?
— Нужно сначала сделать спектакль, а потом уже удивлять. Впервые на нашей сцене мы обращаемся к творчеству Сергея Жадана — «Гимн демократической молодежи» ставит режиссер Юрий Одинокий. Готовим спектакль по пьесе «Пианино в траве» известной французской писательницы Франсуазы Саган. Режиссер Игорь Гринберг свой спектакль назвал «Рояль в траве». Ранее он ставил на нашей сцене «Камень на камне» и работал вместе с Сергеем Данченко над «Балом воров». Мне очень приятно, что прекрасная актриса Лариса Хоролец возвращается в наш театр. Она сыграет в этом спектакле главную роль. Не забываем мы и о своих маленьких зрителях — готовим «Золушку», к которой музыку пишет молодая эстрадная певица, композитор и актриса нашей труппы Виктория Васалатий (напомню, что она написала музыку к мюзиклу Юрия Рыбчинского «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит» и исполняет главную роль, по очереди, с актрисой Татьяной Михиной). Еще появятся в нашем репертуаре водевиль «Жена есть жена» по Антону Чехову, повесть «Перекрестные тропинки» по Ивану Франко — инсценизация и постановка Дмитрия Чирипьюка, к американской драматургии «Луна для пасынков судьбы» Юджина О’Нила обратится режиссер Андрей Приходько, а историческую драму Августа Стриндберга «Эрик ХIV» поставит режиссер Молодого театра Станислав Моисеев (наша последняя совместная с ним работа — спектакль «Лев и Львица»).
— Достаточно разнообразное наполнение афиши, а в каких фильмах вы сейчас снимаетесь?
— Активно снимался в нескольких кинопроектах и сериалах еще до Нового года. Потом, из-за болезни, пришлось сделать паузу. Возможно, с октября начну снова сниматься. Я не люблю говорить о том, что не готово. Потому что в кино актер может сыграть несколько прекрасных, по его мнению, дублей, а режиссер, монтируя ленту, так порежет или вообще все выбросит, что выйдет абсолютно не то, что происходило на съемках. В театре роль рождается постепенно, и если что-то ты не доиграл сегодня, то можно усовершенствовать, переделать завтра, выходя на сцену, а кино — это мгновение.
«БУДЕТ ИНТЕРЕСНО ПОСМОТРЕТЬ, КАК ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ УКРАИНСКАЯ И РОССИЙСКАЯ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ»
— Богдан Сильвестрович, вы скоро будете отмечать юбилей. Вы что-то готовите к важной дате?
— Это секрет. Официальное празднование решил перенести на 7 октября, когда уже начнется новый театральный сезон.
— Я слышала о двух версиях: одна — что вы хотите сделать вечер джаза и капустник, а вторая — это будет международный проект с вахтанговцами.
— Международный проект с Московским театром им. Вахтангова будет, но к юбилею он не имеет отношения. У меня есть давнишняя мечта — сыграть Фирса в «Вишневом саде» Чехова. Ставить будет Вадим Дубровицкий (он поставил много спектаклей в разных театрах России, снял фильм «Иванов», сериал «Свадьба. Дело. Смерть»). Рабочее название спектакля «Фирс и другие». Думаю, что зрителям будет интересно посмотреть, как переплетаются украинская и российская театральные школы.
— Но Фирс — хоть важная, но по объему небольшая роль, да и публика привыкла, что Богдан Ступка играет на сцене главные роли, а не эпизодические. Или, может, чеховский сюжет постановщик перепишет?
— Ну зачем мы будем обо всем подробно рассказывать. Пусть сохранится интрига! Напомню только, что наш международный творческой проект называется «Фирс и другие».
— Раньше на день рождения, 27 августа, вы традиционно ездили во Львов...
— Сейчас уже не к кому ездить — мать умерла. (Мария Григорьевна тоже родилась 27 августа — только с разницей с Богданом Сильвестровичем в 28 лет. — Т. П.). Официально я буду праздновать 7 октября (к юбилею нужно подготовиться, чтобы самому получить удовольствие и чтобы люди получили удовольствие от твоего вечера), а неофициально 27 августа — на день рождения никого специально не приглашаю. Кто хочет, позвонит или придет и поздравит. Мне повезло родиться в такой хорошей компании, как Иван Франко, Фаина Раневская, Джек Лондон...
ПАНТЕОН КОРИФЕЕВ
— Недавно в сквере у Театра им. И. Франко, открыли памятник Гнату Юре (в образе легендарного Швейка), и это уже второй памятник (после памятника Николаю Яковченко) известным франковцам. Можно сказать, что скоро будет возведен пантеон корифеям. Уже решили, какой следующий памятник установите?
— Не знаю. Но пантеон, на мой взгляд, нужно делать не в скверике, а на другой стороне площади, за памятником патрону нашего театра Ивану Франко. Там думаем установить монументы всем корифеям-франковцам. Нужно продумать, как это сделать органично, чтобы вышел целый скульптурный ансамбль.
— Уже более двадцати лет «ремонтируется» Малая сцена. Нынешняя власть обещала, что этот вопрос в ближайшее время решит. Когда на новоселье пригласите?
— Напомню, что наш так называемый ремонт тянется уже 22 года! Может, в октябре пригласим зрителей на новоселье. На днях разговаривал по телефону с премьер-министром Азаровым, и Николай Янович сказал, чтобы я готовился в октябре перерезать «ленточку». Сейчас думаем, как расставить в зале кресла (на 150—200 человек), потому что хотим, чтобы сцена напоминала трансформер, и делать постановки, максимально используя помещение. Думаем и о репертуаре, но еще не решили, каким спектаклем откроем Малую сцену. Она нам очень нужна, потому что театр жив, когда актеры активно работают.
— Этот год богат историческими событиями: сорок лет фильму «Белая птица с черной отметиной» — ваш кинодебют в кино, и 70-летие Ивана Миколайчука. Что вам вспоминается в первую очередь?
— Иван Миколайчук, Юрий Ильенко, Вилен Калюта, Лариса Кадочникова, Николай Олийник, Наталья Наум, Алексей Бакштаев... Вспоминается вся съемочная группа фильма. Печально, что в прошлом году мы потеряли выдающегося кинорежиссера Юрия Герасимовича Ильенко. А Ивана Васильевича Миколайчука я считаю своим крестным в кино — это очень большая и интересная фигура в украинской кинематографии. Сколько идей у него было! И он эти идеи раздавал, щедро делился с друзьями. Уникальный был человек! Фактически, я забрал роль Ореста Дзвонаря, которую он специально в сценарии написал для себя. Миколайчук поднял запрещенную в советские времена тему — борьбу отрядов УПА. Тогдашняя власть не хотела, чтобы воина повстанческой армии играл Иван Миколайчук (красавец с голубыми глазами, актер, который в то время сыграл роль молодого Шевченко в фильме «Сон»). Меня утвердили на роль Ореста после театральной роли Ричарда III во Львовском театре им. М. Заньковецкой (за мной закрепился негативный имидж). Иван мне много подсказывал в плане трактовки образа Ореста Дзвонаря (воина УПА, в которого влюбилась главная героиня, красавица Дана (эту роль сыграла Лариса Кадочникова). Я ему очень благодарен за все. Миколайчуковские киноуниверситеты запомнил на всю жизнь и горжусь, что судьба подарила мне такого друга...
«МОЖНО ПРОШЕПТАТЬ НА СЦЕНЕ, И ПУБЛИКА ВСЕ БУДЕТ СЛЫШАТЬ»
— Заньковчане сделали по его сценарию спектакль «Небылицы об Иване». А на франковской сцене что-то поставить по Миколайчуку думали?
— Пока нет. Вы смотрели львовский спектакль? И как вам главный герой — Иван (Юрий Хвостенко)? Я после спектакля не поленился, подошел к актеру, потому что имел претензии к нему не по игре, а по произнесению текста (не понимал 75 % того, что он говорил). Разве такое может быть? Если бы не было Богдана Козака, который фантастически сыграл роль Толкователя, то спектакль бы пропал. Слово должно лететь в зал. Если оно только возле тебя, то такое искусство никому не нужно. Я сижу в зале и ничего не понимаю, что актер говорит. Я подошел после спектакля, говорю: «Сынок, что ты себя обкрадываешь, обкрадываешь спектакль, обкрадываешь театр».
— Некоторые зрители решили, что актеры говорят на буковинском диалекте.
— Да какой там диалект! Глупости. Если ты выходишь к публике, хочешь им что-то рассказать, а тебя не понимают — это плохо. Мне обидно за Львовский театр, где я начинал работать, и такие же претензии я выдвигаю и франковцам. Мы должны словом и игрой донести до зрителей суть спектакля — это закон театра, и никто его не отменял. Если «каша» во рту у моих коллег, то я откровенно об этом говорю, подсказываю, как нужно сделать так, чтобы даже твой шепот зритель услышал.
— Радуют ли вас студенты?
— Они только начинают профессионально работать в театре. Хорошо дебютировали Иван Залусский и Ренат Сеттаров в «Урус-шайтане», девочки очень хорошо танцуют в постановках. Еще студентами они выходили на сцену в массовке, а сейчас потихоньку каждый находит свое место в коллективе. Мы время не штурмуем, думаю, что у них еще все впереди: разные роли и популярность у публики.
— Легендарная актриса Наталья Ужвий говорила, что Театр им. И. Франко — это дом и семья. Сейчас другие времена — все вертятся, чтобы заработать копеечку, и театр становится просто работой?
— Наш театр — это и работа, это и семья, это и дом!
— А как вы относитесь к тому, что актеры-франковцы заняты в других проектах?
— Это их дело. Лишь бы заранее предупреждали о своих планах, и это не вредило театру. Я считаю, что актерам нужно сниматься, экспериментировать, делать проекты не только в театре, но и в кино, на ТВ. Если есть интересная драматургия, интересный режиссер — почему бы и нет. Я только «за». Кино и телевидение добавляет популярности актерам, а зрителей всегда привлекает известное имя. Пусть снимаются!
«Я РЕШИЛ НЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ С РЕЖИССУРОЙ»
— У вас были идеи, чтобы Григорий Гладий и Роберт Стуруа еще поработали из франковцами. Почему в ближайших планах нет этих проектов?
— Во-первых, нужны финансы. Во-вторых, и Гладий, и Стуруа — занятые личности. Мы не отказались, а немного отложили планы. Напомню, что хотели сделать «Тени забытых предков» в постановке Гладия. Но он сейчас очень занят как актер и режиссер, мотается из Канады в Россию. У Стуруа такой насыщенный творческий график, что трудно найти «окошко», но он сам говорил, что хочет поставить у нас украинскую классику. Думаю, что грузинский колорит на украинском фундаменте может сделать эту идею интересной. 20 августа будет уже десять лет, как ушел из жизни Сергей Владимирович Данченко. Он мечтал поставить «Пер Гюнта», но так и не успел. В память об этом мастере уговариваю известного литовского режиссера Римаса Туминаса взяться за постановку. Он не отказывается, думает.
— Театр — это всегда творческие личности и амбиции. Как вам удается этот вулкан держать, чтобы он не взрывался, а если взрывался, то только на сцене?
— Я не знаю... Все хотят роли. Стараюсь, чтобы творческая и моральная атмосфера была в коллективе, чтобы не прерывались традиции. Когда-то я спросил Ульянова: «Михаил Александрович, как вы решаете проблемы театра?» Он сказал: «Театр — это такая субстанция, где проблемы никогда не решаются»! Вот заработает активно Малая сцена, и станет легче, будем делать эксперименты на ней.
— В этом году есть еще одна дата — 10 лет как вы возглавляете Театр им. И. Франко, подхватив флаг после смерти Сергея Данченко (он был не только художественным руководителем, но и главным режиссером, а теперь такой должности в театре нет). Вы, слава богу, не ставите спектакли. Даете возможность, чтобы разные режиссеры работали с франковцами.
— Я считаю, что главный режиссер никогда не пригласит другого, лучше, чем он сам, режиссера в театр. Поэтому пусть у нас работают разные постановщики. Это пойдет на пользу всему коллективу. Художественным руководителем может быть драматург, театральный критик, актер, так как это должность стратегическая, которая формирует репертуарную политику театра. Приведу еще один пример из творческой судьбы Михаила Ульянова. Он поставил как режиссер один фильм, в котором я снимался. Помню, как он сказал, что на этом поставил точку, потому что не хочет пополнять ряды посредственных режиссеров. Я решил не экспериментировать. Я — актер, а режиссер — это совсем другая профессия, и моя задача как художественного руководителя — найти такого мастера, который бы оригинально поставил спектакль именно на нашей сцене.
— Богдан Сильвестрович, о вас уже написано несколько книг, не хотели бы вы написать мемуары?
— Может быть, когда-нибудь и напишу. Делаю заметки, и кто знает — может, удастся и книгу воспоминаний написать, потому что судьба подарила встречи с интересными людьми.
— И вот тогда понадобится ваша профессия — театральный критик (Ступка окончил Киевский театральный институт им. Карперко-Карого по специальности «театроведение». — Т.П.).
— Да. (Смеется.) Скоро еще одна книга выйдет в Москве. Называется просто: «Богдан Ступка». Ее автор — Владимир Мельниченко (историк, можно сказать, мой биограф, потому что написал обо мне уже несколько книг, «Театральный тандем», «Мастер» и др.). Эта книга расскажет о новых спектаклях и киноработах. Там будет где-то 800 вопросов и ответов на них. Опубликованные интервью разных лет, а также актеров-коллег, режиссеров, с которым работал...
— Ваш сын Остап Ступка сейчас известный актер, а теперь коллегой является внук Дмитрий. Вам нравится, как он занимается актерством (не как деду, а как художественному руководителю театра)?
— Это должны определить зрители и театральные критики, а не я, так как все равно буду субъективным. Дмитрию еще нужно расти, учиться, совершенствоваться, овладевать профессией. Актерство — это не такая простая вещь, как кажется на первый взгляд. И если выбрал эту профессию, то тяни этот воз.
Сейчас беда в том, что украинское кино никак не возродится. Если в Киеве и снимаются сериалы зарубежные, то на главные роли они приглашают своих актеров, а наши, украинские, могут рассчитывать только на второстепенные роли. Напомню, что ранее Киевская киностудия им. Довженко выпускала 25 фильмов и украинским актерам была работа. Сейчас если кино снимают на российские деньги, то они диктуют свои условия. Посмотрите, например, в России за несколько последних лет выросли такие популярные актеры, как Машков, Миронов, Хабенский, Пореченков и др. А у нас тишина, и все ждут, когда же начнет нормально работать украинский кинематограф. Надеяться только на государственные деньги не стоит, нужно искать спонсоров и меценатов.
— Судя по тому, как много вы наметили сделать, отдыхать и болеть у вас времени нет?
— Скажу мудрыми словами Тевье Тевеля из одноименного спектакля: «Нет такой болячки в мире, которая не зажила бы, такого несчастья, которое не забылось бы. То есть оно не забывается, но что поделаешь? То есть не было бы счастья, да несчастье помогло»!
Выпуск газеты №:
№125, (2011)Section
Культура