Богдан Ступка возвращается... виртуально
22 июля, в годовщину смерти выдающегося актера, состоится первая репетиция «Гамлета» — спектакля-неосуществленной мечты мастера![](/sites/default/files/main/articles/16072013/11stupka.jpg)
Сыграть в этой пьесе Шекспира мечтал Богдан Сильвестрович, но не успел это сделать. Кстати, «Гамлет» никогда не ставился на франковской сцене! Хотя задумка о постановке была еще у Гната Юры — корифея и основателя Театра им. И. Франко! Амбициозный проект, с использованием новейших технологий задумал сделать режиссер Валентин Козьменко-Делинде. По его словам, это будет спектакль, где зрители увидят три поколения актерской династии: Остапа, Дмитрия и... Богдана Ступку. Разве это возможно? Ведь Богдан Сильвестрович скоро уже как год ушел в Вечность! Что за фантазию надумал сделать Валентин Никитович? Впрочем, он человек креативный (театралы со стажем могут вспомнить, какой эпатажный режиссерский ход он придумал, поставив в 1980-ом шекспировский «Сон в летнюю ночь», когда актеры играли и летали на... батуте). Но ныне Козьменко-Делинде задумал что-то совсем фантастическое. Удастся ли его фантазии осуществить на сцене? Зачем вообще тревожить душу Богдана Сильвестровича? И как бы он отнесся к эксперименту? Об этом «Дню» рассказал режиссер.
— Наш «Гамлет» — это творческое завещание артиста и реализация неосуществленной мечты Ступки, — подчеркивает В. КОЗЬМЕНКО-ДЕЛИНДЕ. — Еще в 2001 году Богдан Сильвестрович хотел, чтобы эта пьеса появилась на франковской сцене. Напомню, это было время, когда Ступку назначили художественным руководителем Театра им. И. Франко. У меня сохранился автограф, который актер написал на альбоме, посвященном его творчеству. Это фотография Ступки в роли Мазепы в фильме Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу», на которой он, в частности, написал: «Если мы не поставим «Гамлета», то в Божьем творении нет смысла»... Мы много говорили об этом классическом произведении и однажды я предложил, чтобы эту трагедию сделать, как моноспектакль, а Ступка исполнял бы все роли! Богдана Сильвестровича такое «прочтение» пьесы очень заинтересовало. Мы хотели сделать полноформатный спектакль на большой сцене — с декорациями, светом. Потом, время от времени, идея «Гамлета» опять возникала, но Богдан Ступка был очень занят, и как руководитель театра, и как актер он много снимался в кино, и говорил: «Успею ли я такой большой объем текста подготовить»? Потом, где-то в 2006 г. я предложил другую модель — чтобы спектакль сыграли три актера — все роли, даже женские персонажи (не хотел повторять свой эксперимент, который сделал в Львове, когда у меня четыре актера играли роль Гамлета). Мне показалось, что зрителям будет интересно, чтобы на сцену вышли три поколения Ступок: Дмитрий тогда был студентом Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, и представителем молодой ветви актерской династии, Остап — среднее поколение, и сам Богдан Сильвестрович. Вот такая творческая троица. Всем Ступкам такая идея понравилась, но репетиции откладывались по различным причинам. Мы занимались другими проектами, думая, что еще будет время... Колесо жизни вертелось, потом заболел Богдан Сильвестрович... Смерть мастера стала шоком, а недавно я перебирал книги, и увидел альбом с автографом, и подумал, что мечты все же должны осуществляться! Поговорил с вдовой актера — Ларисой Семеновной Ступкой, рассказал о своей идее создать спектакль, где виртуально появится мастер. Она сказала, что идея хорошая, а спектакль станет «действующим памятником» Богдану Сильвестровичу, потому что для актера главное, чтобы его помнили зрители и тогда он продолжает жить — в своих ролях...
«Гамлет» — это не спектакль-посвящение, как мы сделали с чеховской «Чайкой» (потому что инициатива постановки принадлежала Богдану Ступке, и в ней он хотел сыграть роль Сорина). Я хочу поставить действо, используя новейшие сценические технологии, где главные роли исполнят Остап и Дмитрий Ступки, а образ отца Гамлета, который появляется как привидение, сыграет Богдан Сильвестрович. Это будет виртуальный персонаж. Думаю, что наш спектакль будет интересен и исполнителям, и зрителям. Технически виртуальный образ возможно сделать, хотя это достаточно сложно. Есть много записей у меня, и огромная фонотека хранится у Остапа Ступки. Сегодня есть такие возможности, что виртуальный голос и изображение можно воспроизвести очень полноценно. Это не будет театральный аттракцион, но для меня важно воспроизвести персонаж отца Гамлета именно в образе Богдана Ступки. Теперь ищем спонсоров и всех неравнодушных людей, почитателей творчества художника, чтобы проект воплотить на сцене. Хочу подчеркнуть, что наш проект свободный, это не репертуарная единица Театра им. И. Франко и не антреприза, а будет оригинальный и масштабный спектакль. В постановке, кроме Ступок, будут задействованы не только франковцы и кое-кто из его бывших учеников (напомню, что ныне в труппе работают восемь артистов, которые окончили курс Богдана Сильвестровича в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого), но и ведущие актеры из других театров. Мы проведем кастинг и выберем тех, кто лучше всего подойдет на роли пьесы.
Свою первую репетицию начнем 22 июля — в день смерти Богдана Сильвестровича, и годовщину светлой памяти выдающегося мастера встретим в репетиционном зале... Если все получится так, как мы задумали, то на премьеру «Гамлета» пригласим зрителей уже в следующем сезоне.
А что думает о наполеоновских планах Валентина Козьменко-Делинде художественный руководитель Национального театра им. И. Франко? О новой театральной премии и народном памятнике художнику, который предлагают поставить в сквере у театра, — рассказал «Дню» Станислав МОИСЕЕВ:
— Пока речь идет только о режиссерской идее, и это творческий проект Валентина Козьменко-Делинде, — подчеркнул нынешний руководитель франковцев. — Это не значит, что его спектакль «Гамлет» обязательно войдет в репертуар франковцев. У нас пока нет средств на такую масштабную и достаточно финансово затратную постановку, какой ее видит Козьменко-Делинде. Хотя, возможно, в будущем, это может стать общим творческим проектом театра, группы артистов и режиссера. Пока я еще не совсем понимаю, как концептуально Валентин Никитович видит «виртуального Ступку». Хотя сейчас есть высокие технологии, которые позволяют мультимедийно делать разные проекты, но это пока очень сложно. В нашей стране еще нет опыта, как это можно сделать, чтобы использовать не только изображение, но и неповторимый голос Богдана Сильвестровича. Поскольку Ступка никогда не играл роль отца Гамлета, поэтому я не очень понимаю, как режиссер будет монтировать текст и видео-слайды.
Накануне черной даты — 21 июля франковцы соберутся на Байковом кладбище, чтобы вспомнить о Богдане Сильвестровиче. А вечер памяти к годовщине смерти выдающегося актера мы проведем осенью, когда начнется новый театральный сезон, потому что сейчас весь коллектив в отпуске. Мы помним Ступку и очень хорошо, что Президент Украины дал поручение разработать положение о премии имени Богдана Ступки. Это очень правильный шаг, связанный не только с увековечением памяти выдающегося актера, но и с тем, что скоро на государственном уровне появится адекватная театральная награда, которой до сих пор не было.
А что касается народного памятника Богдану Ступке, о котором говорил премьер-министр Азаров и даже предлагал собрать средства с киевлян и установить его в сквере у Театра им. И. Франко, то напомню, что семья актера против такого проекта. Поэтому этот вопрос нужно согласовывать с семьей художника, коллективом франковцев, а еще спросить самих киевлян, хотят ли они, чтобы сквер превратился в скульптурную галерею. Напомню, ныне там установлены памятники Николаю Яковченко и Гнату Юре, уже готов монумент Сергею Данченко, который планируется поставить у Камерной сцены, которая носит имя режиссера. А еще у детской площадки, на клумбе, сейчас стоит бюст патрону нашего театра — Ивану Франко. Все это достаточно хаотически. По-видимому, нужно, чтобы архитекторы продумали, как реконструировать площадь и только тогда устанавливать скульптурные монументы.
Выпуск газеты №:
№122, (2013)Section
Культура