Босх и его путь к свету
Что открывает ранняя копия произведения художника-легенды, которую показывает Музей ХаненкоВ центре проекта «Искушения Иеронима Босха» — одна из наиболее ранних копий знаменитого триптиха «Искушение святого Антония». Картину датируют началом XVI века, вероятно, ее создали в мастерской художника. Работу Богдан Ханенко приобрел в Мюнхене в начале ХХ века, и сегодня она относится к коллекции киевского музея. Других произведений Босха или копий его картин в украинских музеях нет.
Несколько лет назад произведение забрали на реставрацию, которая до сих пор не завершена. Поэтому сегодня гости музея имеют уникальную возможность увидеть работу в процессе реставрации, еще и после перерыва. Повод для выставки весомый: в течение 2016 года мир отмечал 500-летие со дня смерти мастера Северного Возрождения.
ТРАВМИРОВАННАЯ КАРТИНА
Куратор выставки, заместитель генерального директора по научной работе Музея Ханенко — Елена Живкова подает историю реставрации триптиха, как детектив. «Много лет работа «Искушение святого Антония» «болела». Причем очень удивительным образом. Две створки «болели» хронически, на них возникали вздутия, постоянно были угрозы осыпания, и мы регулярно с этим боролись. Также старая рама рассохлась и требовала реставрации», — вспоминает Елена Живкова. В конечном итоге, дирекция музея рискнула и позволила снять произведение с экспозиции, чтобы приступить к обстоятельной реставрации. Музей Ханенко приобщился к Bosch Research and Conservation Project — международному исследовательскому проекту, который начался в 2010 году и охватил музеи, в чьих коллекциях есть произведения Босха или их копии.
Первые исследования, проведенные бюро научно-технической экспертизы «АРТ-ЛАБ», завели музейщиков в тупик. Оказалось, что две створки триптиха написаны не на дереве, а на полотне. Однако ни Босх, ни его мастерская на полотне никогда не писали. Неужели «киевский» триптих оказался поздней копией? Чтобы просветить ситуацию, произведение отдали в Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины (ННИРЦУ).
Оказалось, специалистов сбила с толку давняя работа реставраторов. Более того, она и привела к «болезни» двух створок триптиха. «В начале ХІХ века среди реставраторов было модно переносить работы, написанные на досках, на полотно. Это очень опасный, сложный и, как теперь видим, бессмысленный процесс, который разрушает слой краски. Это травмирует работу, — говорит заместитель генерального директора по научно-реставрационной работе ННДРЦУ Татьяна Бычко. — Все части триптиха, как показывают наши исследования, написаны одним мастером. Однако их состояние очень отличается. Когда работу переносили с доски на полотно, неминуемо происходила деформация. Правая створка (не перенесенная на полотно. — Авт.) почти в идеальном состоянии, но насколько бугристой и фактурной стала живопись на двух других створках! Эти потери, думаю, возникли в результате упомянутого переноса. Но знаю примеры, когда после таких действий картину теряли вообще. У нас, я считаю, идеальное состояние работы после такого процесса, сохранилась большая часть авторской живописи».
ХУДОЖНИК-НЕВИДИМКА
Парадокс в том, что некоторые исследователи до сих пор не уверены, кто создавал картины, приписываемые Босху (кстати, настоящее имя художника — Ерун ван Акен). Единственный истинный факт из его биографии — умер 9 августа 1516 года в нидерландском городе Гертогенбос. О некоторых событиях из жизни Босха, особенно о живописи начала XVI века и толковании образов его картин на выставке в Музее Ханенко можно узнать из инфографики. При ее подготовке музейщики изучали источники на английском, немецком, французском, португальском, испанском, польском, нидерландском языках, потому что современных материалов по теме на украинском или русском фактически нет.
«Когда начали работу с источниками, очень обрадовались: «Ура! Литературы много, сейчас ее исследуем и будем знать о Босхе все!» А когда начали ее изучать, ужаснулись. Поняли, что единого мнения даже по поводу того, писал ли Босх «произведения Босха», нет, — говорит Анастасия Мацело, заведующая научным отделом западноевропейского искусства Музея Ханенко. — Существует мнение, что действительно был Иеронимус Босх из Гертогенбоса, но также есть версии, что картины, приписываемые ему, создавали несколько людей».
Музейщикам удалось глубже отследить историю копии «Искушения святого Антония», которая попала в Киев. В начале исследований было понятно только то, что это копия работы Иеронима Босха, оригинал которой хранится в Лиссабоне, произведение Богдан Ханенко приобрел не позже 1911 года. Во время изучения архивов узнали, что впервые триптих упоминался как собственность «врача Гюмбаля». Специалисты допускают, что имелся в виду психиатр Анри Гимбай, чью коллекцию в 1905 году продали на аукционе в Амстердаме. А Богдан Ханенко приобрел триптих через пять лет у мюнхенского арт-дилера Юлиуса Белера.
Оригиналом триптиха «Искушение святого Антония» называют работу из коллекции Музея древнего искусства в Лиссабоне. «Во-первых, лиссабонский оригинал намного больше. Во-вторых, там отдельные мелкие детали изображены более тщательно. Это касается не значительных фигур, а, в основном, маленьких человечков на периферии композиции, — рассказывает Елена Живкова. — Тщательность Босха в изображении деталей поражает. В нашем произведении она не такая, поэтому мы говорим, что это, наверное, произведение мастерской. Но после того как мастерская изготовляла реплики, с них опять писали реплики, а затем — еще. И ценность произведения обусловливает то, насколько далеко он отстоит от мастерской Босха».
НЕСТРАШНЫЕ ЧУДОВИЩА
Еще одна составляющая выставки — ряд гравюр XVI—XVIII веков из коллекции Музея Ханенко. По образам и тематике они связаны с наследием Босха. Собственно, одна из экспонируемых гравюр — тоже об искушении святого Антония. Ее в XVII веке создал Франц ван дер Вингарде по картине Давида Тенирса ІІ.
«ОПЕРАЦИЯ ПО УДАЛЕНИЮ КАМНЯ, ИЛИ КОЛДУНЬЯ ИЗ МАЛЛЕГЕМА». 1559 Г. ПО РИСУНКАМ ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ-СТАРШЕГО
«Мы представили ранние работы издательства Иеронимуса Кока. В частности, в экспозиции есть гравюры по работам двух гениев, которые подражали Босху, — Питера Брейгеля-Старшего и Давида Тенирса. В инфографике показаны прямые цитаты из произведений Босха, которые встречались у этих авторов. Но хотя цитаты прямые, Брейгель и Тенирс были людьми другого времени, другого нрава, и каждый вносил свое в эти сюжеты. А вместе все это расширяет тему Босха», — объясняет заведующая научным отделом графики Музея Ханенко Елена Шостак.
После выставки реставрацию «Искушения святого Антония» продолжат. Музейщики и дальше будут исследовать историю «киевского» триптиха. Также не останавливается Bosch Research and Conservation Project. Как создавались картины, которые приписывают Босху, — исследования этого вопроса, вероятно, будут длиться годами, и не факт, что ответ на него когда-то найдут.
«Я долго не понимала, почему произведения Босха, где образы состоят из такого количества ужасного, никогда не выглядят страшными. Ужаса нет. Думаю, это потому, что самому Босху было не страшно, потому что он видел свет, — рассуждает Елена Живкова. — Каждый из нас всегда стремится к свету. Тот, кто на этом пути хранит стойкость, себя, свою личность, этот свет находит. Об этом и триптих «Искушение святого Антония», и вообще все творчество Босха». Фигура художника крайне размыта историей, но что из того, если его картины много веков даруют людям веру в свет?
Выставка «Искушения Иеронима Босха» проходит в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко до 6 марта.
Выпуск газеты №:
№3-4, (2017)Section
Культура