Брат за брата
В моноспектакле «Рыцарь храма» герой попытался перекричать... пушки
Новая пьеса Татьяны Иващенко нашла сценическое воплощение в Дрогобычском музыкально-драматическом театре им. Ю. Дрогобыча. В непростой (по построению) драматургии автор дарует возможность единственному герою пережить несколько перевоплощений, побывать в разных эпохах и прийти к важным мировоззренческим выводам. Впрочем, рассказ, обычно основу любого моноспектакля, Т.Иващенко делает активно действенным. Этот динамический событийный момент искусно подхватывает режиссер Влад Сорокин, он же автор музыкального оформления. Исполнитель роли Степана — Борис Великий — оказывается в изобретательском визуальном мире спектакля, возникающем из воображения сценографа Юлии Гнатенко (она же — автор костюмов).
Интрига сюжета захватывает с первого момента, когда на загроможденном чердаке появляется мужчина с футляром для гитары. В нем оказывается вовсе не музыкальный инструмент, а... винтовка с оптическим прицелом, и пришел сюда профессиональный убийца, чтобы найти лучшую позицию для смертельного выстрела. Среди чердачного хлама белеет обнаженностью забытый кем-то манекен. Он и станет немым собеседником Степана — Б. Великого. Раздраженным обращением, передвижением, толканием, бросанием манекена на пол будет создаваться калейдоскоп мизансцен, которые будут порождать иллюзию взаимодействия Степана с чужеземцем, которого ему заказано убить, Степана с миром, от которого он вынужден прятаться, Степана с самим собой...
Напряженное ожидание момента выстрела. Звуки таймера часов стрелка отсчитывают время. Герой любовно готовит к делу винтовку, это его единственная подруга и защита в этом безумном мире. Коротая минуты, складывает «кубик Рубика», как будто разгадывает собственный закодированный ребус. К профессиональной сдержанности своего героя актер добавляет взрывную эмоциональность, и это придает характеру особую убедительность. И вдруг происходит сдвиг сознания и времени. Кинематографическим способом, благодаря световым и звуковым эффектам, Степан превращается в древнего рыцаря-тамплиера. И тема войны, убийства человека друг другом, которая вырастает из глобального вопроса поиска Бога и высших истин, нащупывает свои истоки в далеких-далеких эпохах. Роланд, брат Степана в его другой, предыдущей жизни, нашел следующее воплощение в подобии чужеземца, и это он оказывается в оптическом прицеле винтовки брата.
Деревянные леса, которые обретают емкую метафору клетки, на плечах Роланда — Б.Великого, выглядят крестом, но ведь его одновременно несет и Степан... Каждый несет свой тяжелый крест!
Спектакль из рассказа об очередном заказном убийстве приобретает черты притчевости. Текст — многозначительный и даже афористичный. Драматург отрицает неутешительную сентенцию о том, что война выгодна и не закончится никогда! В уста своего героя автор вкладывает убеждение: в многочисленных реинкарнациях на земле все люди — братья! Рыцарь сквозь века прерывает цепь убийств. Заказ не выполнен — брат не убивает брата! Конечно, это идея искусства, но оно в состоянии перекричать пушки. Ради надежды, что тихий голос театра может стать громче выстрелов, и родился спектакль «Рыцарь храма».
Выпуск газеты №:
№117, (2016)Section
Культура