Редчайшее мужество - это мужество мысли
Анатоль Франс - французский прозаик, литературный критик

«Браво!», Любовь Титаренко

Несколько рецептов выживания от владелицы частного театра
14 ноября, 2002 - 00:00

И швец, и жнец, и на дуде игрец — так можно охарактеризовать бурную деятельность хозяйки, художественного руководителя и примы Киевского драматического театра «Браво». Судя по тому, что зал практически всегда полон зрителями, Любовь Викторовна знает собственный рецепт: как в нынешних, достаточно непростых условиях, выживать театру. Премьеры, вверенный ей коллектив, выпекает, словно пирожки. Наша беседа состоялась после презентации спектакля «Жозефина и Наполеон», поставленного по пьесе Иржи Губача «Адъютантша его Превосходительства».

ЖОЗЕФИНА

— Чтобы добиться успеха надо любить жизнь, — тезисно, словно цитирует советы психолога Любовь Титаренко. — И прежде всего любить самой, а не только быть любимой. В этом мы с моей героиней Жозефиной сильно похожи. Я чувствую потребность больше отдавать, чем брать. Именно это качество мне помогает преодолевать трудности, которых, поверьте, в жизни было и есть немало. Сегодня сложное время для всех. Но, на мой взгляд, труднее всего приходится мужчинам. Из- за социально-обеднелой нашей страны сильный пол не чувствует себя хозяином положения, добытчиком и опорой семьи. Ныне женщины выходят из тени на передний план. Посмотрите, как много деловых леди! Им по плечу сделать блестящую карьеру, но при этом остаться женщинами: и матерью, и любимой, и бабушкой. Слабый пол готов на жертвенность ради поставленной цели. Пока мы готовили спектакль «Жозефина и Наполеон», я две с половиной недели жила в постоянном авральном режиме. И когда пришла к своей 4,5-месячной внучке, то меня ребенок не узнал. Я очень расстроилась, но ведь если не отдаваться постановке до конца, ничего не добьешься. Мне катастрофически не хватает времени. Из-за театральных проблем, которых великое множество, приходится меньше времени проводить со своими близкими. Я чувствую вину перед мамой, своими сыновьями, что мы редко видимся, мало общаемся. Может покажется высокопарно, но свою жизнь я бросаю на алтарь искусства. А родные меня простят. Они знают, как сильно я их люблю и, что они постоянно в моем сердце. Ведь если у меня заберут театр «Браво», то я сразу не только состарюсь, но и не смогу дальше жить.

В пьесе И. Губача «Адъютантша его Превосходительства» есть одна страшная фраза: «Кто мало просит — тот мало получает. Кто молчит и соглашается, тот и проигрывает». Всю жизнь Наполеон любил только одну женщину — Жозефину. Именно она была его музой, его талисманом, его камертоном. Даже разведясь с супругой, преследуя политические интересы и ради того, чтобы иметь наследников трона, Император не переставал любить ее. Автору пьесы удалось переплести исторические факты с фантазией, дав возможность своим героям рассказать об одиночестве, несбывшихся надеждах и жажде жизни. Совершенно не важно, была ли на самом деле встреча на острове Святой Елены Наполеона и Эвлалии-Жозефины. Зрителям интересно следить за развитием сюжета и сопереживать увиденному на сцене. Встретились два одиноких человека, у которых все светлые дни остались лишь в воспоминаниях. Можно по-разному относиться к Жозефине, считая ее авантюристкой. Она внесла в устоявшийся быт узника вначале хаос, а потом сумела заставить ходить по струнке наполеоновских генералов. Для меня она прежде всего женщина: со своими слабыми и сильными сторонами. Самое главное, что героине удается растормошить и приободрить ссыльного узника. Жозефина тоже любила, но ее муж погиб в бою, сражаясь в армии Наполеона. Не деньги для нее важны. Она взваливает на себя практически непосильную ношу — разбудить Императора, который живет только прошлым, вернуть ему радость бытия. Жозефина действует решительно. Не лебезит, а говорит всю правду, какой бы горькой она не была. Когда Наполеон говорит: «Меня же люди любили. А предают тех, кого любят, а не тех, кого боятся. Мне присягали». На это моя героиня отвечает: «Люди голосуют не головой, а рукой. Когда они кричат: «Да здравствует Император!», то про себя говорят: «Да какой же ты, к черту, Император? Раньше ты воевал, за равенство сражался, а теперь чины и звания раздаешь на лево и право, миллионы транжиришь любовницам и дармоедам-разгильдяям. Ты не Император! Ты трусливый слюнтяй!» Она своей шоковой терапией дала возможность Наполеону переосмыслить свою жизнь. Нельзя жить только прошлым, а надо уметь радоваться каждому дню. Для себя я придумала, что Жозефина — сон, видение Императора. Хотя режиссер Владимир Борисюк считает ее земной женщиной. Наш спектакль о любви, материнстве. Корсиканка — темпераментна, остроумна, бесстрашна. У нее те же качества, что у многих украинских женщин. Поэтому мне не пришлось много выдумывать. Я, в принципе, играю саму себя. Наоборот, даже стараюсь держать себя в узде, чтобы эмоции не перехлестывали.

ДРУЗЬЯ

По словам Л. Титаренко, ей в жизни везет на хороших друзей, меценатов, которые любят театр, а чувствуя поддержку и словом, и делом, можно горы свернуть. Например, с известным архитектором Ларисой Скорик они давно дружат. Идея поработать в «Браво» исходила именно от хозяйки театра Любови Титаренко. Она считает, что сценография спектакля, созданная Ларисой Павловной, проста и многофункциональна. Актерам работать в этих условиях легко, они помогают играть.

— Лариса близка мне по духу. Она — это я, — призналась Титаренко. — Зная ее вулканическую натуру, если это касается политических вопросов (вспомните ее выступления на всю страну в первые годы независимости, когда она была народным депутатом) или объективные, наполненные горечью, замечания по поводу нынешнего бездумного и безвкусного градостроительства Киева, я была удивлена ее такту. Благодарна Ларисе, что несмотря на ее фантастическую занятость, она сумела выкроить время и создать прекрасную сценографию. Используя минимум средств, она создала потрясающие декорации.

У «Браво» есть Друг с большой буквы — Сергей Цюпко. Он спонсирует все наши постановки с первого дня существования театра. Например, когда мы дебютировали, то Сергей оградил меня от тысячи мелочей. Я занималась только творчеством. Мне не надо его в чем-то убеждать. Его помощь неоценима.

Мой театр частный. Другого такого в Украине и в СНГ нет. Нас иногда сравнивают с антрепризой, но это неправильно. В репризе ставится один-два спектакля, приглашаются звезды и они ездят с этими постановками по разным городам и поселкам. У них нет базы, репертуара. А в афише «Браво» 21 спектакль. Сейчас репетируем еще две пьесы. Я не только приглашаю в свой театр звезд, но и делаю звездами многих артистов. Именно на сцене «Браво» они сыграли свои лучшие роли.

Сегодня многие театры не живут, а выживают. Мне помогают друзья справляться с невзгодами и трудностями. Один в поле не воин. Огромную помощь оказывают Людмила и Сергей Максимовы из «ВА-БАНКА». А еще помогает двойственность моей натуры. С одной стороны я сильная, а с другой — очень ранимая. У меня прекрасная профессия, в которой могу все свои эмоции направить для раскрытия той или иной роли.

АКТЕРЫ

Для меня актеры — дети. Только к каждому нужно суметь подобрать свой ключик. Радует, что практически все, кого я приглашаю работать в «Браво», не отказываются. У нас маленькая труппа. Постоянно работают человек 6—7. Например, Ольга Радчук пришла молоденькой девушкой, мало умеющей что-то делать. А ныне играет главные роли в «Браво», выступает на ТВ. На конкретную постановку я приглашаю ведущих актеров из разных киевских театров. Многим предоставляю шанс реализовать силы, талант, а порой поэкспериментировать или показать себя с неожиданной стороны. Поэтому у нас собирается сильная команда профессионалов. Фактически из спектакля в спектакль у нас играют Алексей Вертинский и Виктор Шестаков. «Браво!» — коллектив, представляющий разные актерские школы и театры Киева. Со многими мы работаем уже давно. Я довольна нашим сотрудничеством с Владимиром Борисюком, который в «Жозефине и Наполеоне» выступил не как актер, как режиссер. К спектаклю он подключился на завершающем этапе. За неделю довел постановку до премьеры. Вначале «Жозефину и Наполеона» ставила московский кинорежиссер Лена Петровская. Но по семейным обстоятельствам ей пришлось срочно уехать в Германию. Если с Леной мы много спорили, по разному видели эту постановку, то с Володей все шло, как по часам. Наша следующая с ним работа будет называться «Танго любви, или Вальс случая» будет о потустороннем мире. С Георгием Дроздом (исполнитель роли Наполеона) я впервые играю на сцене. Могу в адрес этого актера сказать только самые восторженные слова. Георгий — потрясающий партнер и великий артист! Появление Дрозда можно считать новой вехой в моем искусстве. Это новые краски и оттенки. Надеюсь, что мы с ним продолжим совместное сотрудничество.

Я сама не делю работу на чистую и грязную. Идет репетиция, буквально парю на сцене, а меня хватают за юбку и возвращают к будничной действительности, подсовывают какие-то бумаги, чтобы гвозди купить. Но я не жалуюсь и не ропщу. Я хозяйка театра и отвечаю за все и за каждого, кого приглашаю работать в «Браво». Мне нравится заниматься организаторскими вопросами, но особое наслаждение я испытываю на репетициях. Процесс рождения спектакля самый волнительный. У старших актеров учусь мастерству, а у молодых — задору.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments