Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Браво, маэстро!

В Киеве состоялась мировая премьера Восьмой симфонии Валентина Сильвестрова
27 мая, 10:27
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Праздник музыки подарили музыканты Национального симфонического оркестра Украины под руководством Владимира Сиренко. Этим концертом была перевернута вторая яркая страница ХХV юбилейного Международного фестиваля «Музыкальные премьеры сезона», проведение которого   в этом году уже во второй раз совпадает во времени с Днем Киева. Выступление прославленного коллектива стало роскошным подарком ценителям симфонической музыки классиков — Ф. Шуберта, Р. Вагнера и наших современников — М. Скорика и  В. Сильвестрова.

Музыкальная классика, независимо от эпохи ее создания, сосредоточивает в своих образцах вечные образы и чувства,  способные вызывать у слушателя целую цепь ассоциаций и аллюзий, которые могут ощутимо перекликаться с современностью, быть созвучными настоящему и не терять своей актуальности, каждый раз удивляя свежестью впечатлений. Поэтому, открытие  концерта Восьмой («Незавершенной»)  симфонией Франца Шуберта (премьера которой, кстати, состоялась в Вене ровно 150 лет назад, уже после смерти композитора)  направило слушательское восприятие в круг сложных лирико-романтических, контрастных психологических состояний человека, который чувствует катастрофическую бездну между своими светлыми мечтами о счастливом бытии и драматическими жизненными коллизиями, реальное осознание которых достигает пиков трагизма.

Удивительным образом отголосок образной  сферы шубертовской симфонии собравшиеся почувствовали в Восьмой симфонии Валентина Сильвестрова, мировой премьеры которой давно с нетерпением ожидало музыкальное сообщество столицы и почитатели творчества известного украинского композитора. Определенная близость шубертовского мироощущения  и современного украинского композитора проступала и в общем для обоих композиторов стремлении прислушиваться к концовкам музыкальных фраз, которые буквально способны  растворяться в акустическом пространстве зала. Такой эффект постепенного угасания звуковых вибраций был применен Шубертом в самом финале его Восьмой симфонии.  Возможно, поражающая динамическая поляризация образов и звучаний Симфонии В. Сильвестрова — от громоподобного звучания, в буквальном смысле слова — «извержение» звуковой массы непосредственно в концертное пространство зала, что вызвало определенные ассоциации с апокалиптическими сюжетами — до небесно-прозрачных, хрупких, трепетных мелодий,  нежных интонаций, почти детской беззащитности звуковых переливов струнных, зависающих и тающих в воздухе «фарфоровых» звучаний фортепиано, заставили многих присутствующих почувствовать в этой пост-эсхатологической звуковой картине отзвук сегодняшних реалий.

В этом опусе композитор не изменил  своему творческому кредо — предельной искренности и рафинированности авторского высказывания, углубленности  в «космические» глубины звуковых вибраций, свободному оперированию огромными звуковыми массами и любованием каждым отдельным музыкальным звуком. Целостная композиция из одной части будто бы виртуально вместила в себя несколько разнохарактерных частей традиционной классической симфонии.

Знаменитое Вступление в оперу Р. Вагнера «Лоэнгрин» захватило всех собравшихся в зале  мощной вагнеровской энергетикой симфонического оркестра, постепенным введением слушателей в состояние тантрически-экстатического захвата, невероятного эмоционального подъема. Искусная интерпретация дирижером Владимиром Сиренко чрезвычайно сложной, достигающей вершин звуковой экспрессии партитуры Вагнера, нашла прогнозируемый резонанс у публики, которая, длительное время, стоя, овациями не отпускала музыкантов со сцены.

ВЛАДИМИР СИРЕНКО
ПРАЗДНИК МУЗЫКИ ПОДАРИЛИ МУЗЫКАНТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА УКРАИНЫ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ВЛАДИМИРА СИРЕНКО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«День» поинтересовался впечатлениями от концерта у известных музыкантов Киева — оперного и симфонического дирижера Ивана ГАМКАЛО и композитора Анны ГАВРИЛЕЦ.

— Концерт замечательный и я с радостью приветствую маэстро Владимира Сиренко с таким большим и заслуженным успехом, — отметила А. Гаврилец. — Чрезвычайно интересна сама идея и программа концерта, она была четко выстроена и филигранно выполнена. Чрезвычайно яркое впечатление оставило выполнение  альтового концерта Мирослава Скорика. И, конечно, мы все  с нетерпением ожидали  премьеры  новой симфонии Валентина Сильвестрова. Мне кажется, что в этом произведении слились воедино и прошлый, и нынешний Сильвестров. И это сочетание вышло на удивление  гармоничным и естественным. Бесспорно, это произведение знаменует новый этап в творчестве художника. Все музыканты, коллеги Валентина Васильевича,  знали, что он все время находится в творческом поиске, но выльется ли это в симфонический опус — никто не мог этого предусмотреть. Тем большим сюрпризом для всех стало появление такого монументального симфонического полотна.

— Меня поразило большое количество публики, которое, несмотря на то, что этот концерт (впервые, кстати, за всю историю фестиваля) был платным, почти полностью заполнило зал, — сознался И. Гамкало. — Оркестр хорошо справился с непростой программой, и особенно мне понравилось выполнение альтового Концерта Мирослава Скорика замечательной альтисткой, призером международных турниров Италии, Словакии, Германии, Швейцарии Валентиной Пришляк, которая уже после львовской Национальной музыкальной академии закончила Международную музыкальную академию И. Менухина,  потом Высшую школу музыки в Лозанне (Швейцария) и уже имеет опыт выступлений с  симфоническими оркестрами Украины, Германии, Швейцарии. Вы могли заметить, какое у нее элегантное звучание инструмента. Временами создавалось впечатление, как будто она играла на одной струне. Концерт М. Скорика интересен музыкально,  фактурно, и он обязательно должен стать репертуарным в программах  наших солистов, поскольку концертов такого рода не только в Украине, но и в мире в целом не так уж и много. С большим интересом прослушал и новую симфонию В.Сильвестрова, от которого все всегда ожидают чего-то нового и необычного. Большое масштабное, хотя и из одной части, симфоническое  полотно, было очень одобрительно принято публикой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать