Было два пути: стать криминальным авторитетом или пойти в искусство
Народный артист Украины Виктор Сарайкин празднует 55-летие![](/sites/default/files/main/articles/03062014/10saraykin.jpg)
Сегодня актер активно занят в репертуаре Национального театра им. Леси Украинки и много снимается в телесериалах и в кино. Сарайкина узнают на улицах, просят автограф, сделать фотоснимок на память... Но все это пришло не сразу, путь к популярности был довольно тернистым.
Детство будущего любимца публики было непростым. Виктор родился и рос на Урале, в далеком Магнитогорске, в семье с весьма скромным достатком. Родители были глухонемые, поэтому воспитывала мальчика бабушка. Район, в котором довелось возмужать парню, считался уголовным, и перед ним было два пути: стать криминальным авторитетом или пойти в искусство! Рано проявившуюся тягу к творчеству Сарайкин называет «знаком судьбы».
Любознательный одаренный мальчишка посещал драматический кружок при Дворце пионеров и обожал кино. А так как десять копеек на билет для него были роскошью, пришлось искать альтернативный способ проникновения в кинотеатр. Витя устроился в подмастерья к художнику, смывал старые киноафиши и грунтовал полотно для новых и тогда же решил: «Умру, но стану артистом»!
Целый год родители собирали деньги на дорогу в Москву — обучение в те времена было бесплатным. В театральных вузах и сегодня огромные конкурсы, а в 1970-е попасть в «Щуку», ВГИК или ГИТИС было просто нереально. Но в парне разглядели талант и личностное начало и приняли в ГИТИС на курс Олега Табакова (знаменитый тем, что на его основе возникла известная студия, а затем и театр «Табакерка»). Там Виктор познакомился со своей будущей супругой Ниной Нижерадзе. На третьем курсе они поженились и вскоре стали родителями. Правда, сынишку пришлось отправить к бабушке в Киев — нужно было окончить учебу. После выпуска супруги остались работать в студии, хотя были предложения из других театров. Но из-за отсутствия московской прописки пришлось переехать к родителям Нины, в Киев. Затем Виктор был призван в армию (служил на БАМе в железнодорожных войсках).
Настоящие испытания для Виктора Сарайкина начались позже, когда они с Ниной стали работать в Киевском театре драмы и комедии на Левом берегу. Нина играла главные роли, на ней держался репертуар, а у Виктора были обычно всего две роли в сказках, даже в массовку не приглашали... Как при этом не впасть в депрессию? Бывало всякое — и увлечение «горькой», и попытка свести счеты с жизнью, однако любящая жена не дала пропасть, делала все, чтобы вытащить его из этого состояния, за что Виктор ей бесконечно благодарен.
Испытания, посланные судьбой, не прошли даром. Сарайкин понял: надо воспитывать в себе философское отношение к жизни, быть устойчивым к невзгодам и неурядицам. Он проявил волю и в один момент бросил пить, возобновил занятия спортом. Жизнь стала налаживаться, в театре предложили несколько ролей...
ИЗ ГЕРОЕВ — В ЛЮБОВНИКИ
Новый импульс, творческое взаимопонимание Виктор Сарайкин получил в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки, куда его в 1995 году на главную роль в спектакле «Фернандо Крапп написал мне это письмо...» Т. Дорста пригласил Михаил Резникович. Этот спектакль предоставляет возможность развиваться в процессе общения со зрителем, который со временем меняется. Возникает особая атмосфера импровизации, Сарайкин ищет новые нюансы, роль обновляется. Этот спектакль с успехом идет много лет, правда уже под другим названием: «Настоящий мужчина в начале тысячелетия...».
Еще одна любимая роль артиста — Дон Жуан в спектакле «В плену страстей» по пьесе Леси Украинки «Каменный властелин». Этот образ и в пьесе, и в спектакле трактуется нетрадиционно. Дон Жуан Сарайкина не вписывается в каноны романтической драмы. Его герой простоват, даже груб, и это вполне соответствует правде жизни. Дон Жуана отвергло общество, он потерял все, существует вне закона, прячется в могильных склепах и питается тем, что украдет его слуга. В этой роли возникли новые акценты, такой герой действительно может убить в не очень честном поединке. В спектакле он никого не соблазняет, о его похождениях только говорят...
Любимая роль, по мнению артиста, — это та, которую душа не отвергает, которая в процессе общения со зрителем развивается и становится лучше. Сегодня Сарайкин с большим удовольствием играет в дуэтном спектакле с Ниной Нижерадзе «Пизанская башня» Надежды Птушкиной (в этой постановке они, как и в жизни, супруги), Сансона Карраско в спектакле «Дон Кихот. 1938 год» по М. Булгакову и Сервантесу, Джозефа Серфеса в спектакле «Школа скандала» Р. Шеридана...
С ВЕТРОМ ПЕРЕМЕН
Две роли, сыгранные Виктором Сарайкиным в недавних премьерах, еще раз подтверждают: этот актер обладает богатой, разнообразной палитрой изобразительных средств. В спектакле «Нахлебник» И. Тургенева он предстает в образе богатого, чванливого «хозяина жизни», изгаляющегося над стариком-приживалой. Яркий внешний рисунок роли — элегантное шарканье, пританцовывание, наглая самоуверенность в поведении — все это, если можно так выразиться, дистиллированный гротеск. Совсем другой он в спектакле «Джульетта и Ромео» по мотивам пьесы У. Шекспира, где он — отец Капулетти. Артист убедительно раскрывает характер одного из носителей вечного конфликта двух семей, трагического и бессмысленного. Пластика, стиль, речь — все соответствует эпохе.
Виктор Викторович не любит помпезности, фальши, хаоса и неопределенности. Он человек жесткой самодисциплины, чрезвычайно активный, заводной, легкий на подъем. Сарайкин успевает всюду: репетиции, вечерние спектакли, съемки в кино и на телевидении, занятия спортом, работа на садовом участке, рыбалка, семья... Быть собранным его научила жизнь, на собственном горьком опыте он убедился, к чему может привести безволие. Слово «перегрузка» для него не существует. Даже когда врачи рекомендовали пощадить себя — бросить спорт, он продолжал бегать, и надо сказать, медицинские показания улучшились. Прямо таки по Амосову: «бегом от инфаркта»!
Ныне актер — в отличной физической и творческой форме. Пятьдесят пять — пора зрелости. Хочется сделать еще много, и все предпосылки для этого есть. На сегодняшний день артист востребован и в театре, и в кино. Но впереди — множество творческих планов, осуществление которых, увы, не всегда зависит от него самого. Сарайкин считает, что все еще не нашел свой типаж. Хотелось бы сыграть больше комедийных, острохарактерных ролей, что ему ближе по характеру. Ведь он стал особенно популярен в народе после того, как сыграл пройдоху и афериста Жеку в сериале «День рождения Буржуя-2». Остальные фильмы перечислять можно долго, среди них — «Олигарх», «Темная лошадка», «Каменская» и даже итальянский многосерийный детектив «Отряд особого назначения». Спектр ролей — от бандитов до ментов. У Сарайкина, можно сказать, «отрицательное сценическое обаяние» (актерский термин, который ни в коем случае не характеризует личность). Такой природный дар встречается реже, чем положительное обаяние. Как известно, мужчины с отрицательным обаянием больше притягивают женщин. Однако, обладая интересной внешностью и мужской фактурой, Виктор Сарайкин не стремится стать «секс-символом», хотя сыграл героя-любовника в первом украинском эротическом фильме «Несколько любовных историй» А. Бенкендорфа, а в Театре имени Леси Украинки играет Дон Жуана и «Настоящего мужчину в начале тысячелетия...». В отличие от своих экранных героев, в жизни он человек ответственный и серьезный. Примерный семьянин, в браке с Ниной Нижерадзе состоит более тридцати лет! Воспитывает внуков...
Меняется время — меняется и сам актер, и его роли. С возрастом у артиста наращивается пытливость, интерес к жизни, созидательный азарт в творчестве. В одном из интервью Виктор Викторович сказал: «Чем старше я становлюсь, тем мне интереснее». Он чувствует ритмы времени, и в этом суть истинно творческого начала.
Выпуск газеты №:
№100, (2014)Section
Культура