Быть или не быть?
Этот, не всегда озвученный, вопрос стал ключевым в большинстве спектаклей NETаПроходящий ежегодно в Москве международный театральный фестиваль NET (Новый европейский театр), разменяв второй десяток, занял почетное место в театральной жизни российской столицы. В силу специфики привозимых на этот фестиваль новой режиссуры спектаклей (они преимущественно играются в условиях «малой сцены») круг NETовских зрителей невелик. Однако ограниченное количество фестивальной публики восполняется ее качеством — свежие веяния современного театра отслеживают ведущие режиссеры, актеры и критики, которые определяют и отражают современное лицо московской, а подчас, и российской сцены.
В этом году NET открылся работой литовского режиссера Оскара Коршуноваса, привезшего из Вильнюса «Гамлета». Чтобы взяться за эту шекспировскую трагедию, нужно обладать определенным художественным и гражданским мужеством. Коршуновас давно грезил о «Гамлете», ибо, как и многие серьезные режиссеры не находил более достойной пьесы для высказывания о перманентно находящемся в экзистенциальном кризисе мире. Еще до того, как свет в зале погаснет, зрители видят сидящих к ним спиной за гримировочными столиками актеров, всматривающихся в свое отражение в зеркалах. Девять столиков-трюмо станут тем «строительным» материалом, из которого актеры по ходу спектакля будут создавать необходимые для игры конструкции, выполняющие то свою непосредственную роль гримировочных столов, то стола из морга, на котором выкатывают труп (не тень) отца Гамлета, то украшенного белыми искусственными цветами надгробия Офелии... Зеркала, подсвеченные неоновым светом, станут проводниками в потусторонний мир подсознания, из которого смотрят похожие на нас люди. Но кто скрывается за этим привычным лицом, с изучения которого начинается наш каждый новый день? С этого вопроса: кто ты? — многократно и исступленно произносимого актерами в адрес своего изображения, и начнется спектакль.
Мир в понимании Коршуноваса является всего лишь внешним проявлением нашей внутренней, до конца не осмысленной нами реальности (так же и зло коренится в нас, а не в мире). Насколько эта реальность сумрачна и конфликтна, насколько она непригодна для бытия, если мысли о небытии начинают преследовать молодого еще, умного и пытающегося быть честным в бесчестном мире человека (в роли Гамлета — Дариус Мешкаускас), сюжет шекспировской трагедии рассказывает уже сам по себе. Бессмысленность, абсурдность отраженной во многих зеркалах, а посему раздробленной реальности (которая, в свою очередь, отражает реальность нашего раздробленного сознания) в спектакле Коршуноваса усиливается еще и тем, что в построенном им сценическом мире никто не понимает, кем он является. Если мир — театр, в котором все мы вынуждены надевать маски (актеры по ходу действия накладывают на свое лицо белую маску из грима), то это театр абсурда, не оставляющего никакой надежды не то что на счастье, но даже на попытку адекватного осмысления себя и реальности.
Современность этого «Гамлета» заключена не только в современных костюмах персонажей или в обезличивающих, омертвляющих все вокруг неоновых лампах, но, прежде всего, в мрачном, безнадежном восприятии мира. Мира, разорванного в сознании современного человека — как пресловутая цепь времен, — состоящего из не стыкующихся между собой бессмысленных фрагментов. Фрагментарным и лишенным объединяющего различные эпизоды смысла представляется и сам спектакль Коршуноваса, видимо, крепко уверовавшего в идею бессвязности и бессмысленности бытия.
Вильнюсский «Гамлет» стал продолжением проекта «Шекспир@Shekespere», организованного в Москве этой осенью Театром Наций. Открылся он «Гамлетом» Камерного театра из Тель-Авива (режиссер Омри Ницан). В отличие от сложного для восприятия литовского спектакля, израильский «Гамлет» поставлен как триллер, рассчитанный на людей, которые Шекспира никогда не читали. И в том и в другом случае постижение глубинных смыслов, заложенных автором в его самую востребованную театрами трагедию, представляется для публики весьма затруднительной.
Похоже, мы живем во времена утраты всяческих смыслов и достойных целей, из-за чего на вопрос: «Быть или не быть?» хочется ответить отрицательно. Особенно, после скандального бельгийского спектакля Яна Фабра «Оргия толерантности», который требует отдельно разговора. Как и украинские спектакли, впервые за последние несколько лет попавшие на NET. Спектакль Центра современного искусства ДАХ «Анна» и музыкальный перформанс «Dreams of the lost road» в постановке Влада Троицкого будут показаны в российской столице ближе к финалу фестиваля.
Выпуск газеты №:
№216, (2009)Section
Культура