«Царь» в графике
Вспоминаем выдающегося театрального декоратора, одного из основоположников украинской сценографии — Александра Вениаминовича Хвостенко-ХвостоваРодился он в 1895 году в многодетной семье сельского художника-иконописца на границе Слобожанщины и Курской губернии, сейчас его родное, вполне тогда украинское село Борисовка — в Белгородской области РФ. Отец смог дать детям хорошее художественное образование. Младшие братья Василий и Михаил тоже стали выдающимися художниками. Поэтому, чтобы отличаться от братьев, Александр Вениаминович впоследствии добавил к своей фамилии псевдоним «Хвостов». Окончив в 1918 г. Московское училище живописи, где его преподавателями были такие мэтры, как Виктор Васнецов, Константин Коровин, молодой художник ищет свой путь в искусстве, принимает участие в выставках изобразительного искусства, выставляя свои живописные работы, занимается графикой, карикатурой и плакатом, пишет серию жанровых этюдов из театрального и циркового быта. Будучи учеником К. Коровина, абсолютно естественно, что он видел все спектакли, оформленные его выдающимся педагогом в Большом театре: «Садко», «Снегурочка», «Хованщина», «Сказка о царе Салтане», что в конечном итоге и повлияло на окончательный выбор в творческом поиске.
В 1919 году А. Хвостенко-Хвостов переехал в Киев, работал как газетный график, плакатист, оформитель праздников, а также для новосозданной Украинской оперы, куда был назначен главным художником, создал декорации для оперы «Галька», которая так и не была показана из-за захвата Киева деникинцами. При этом продолжал обучение в студии очень популярной тогда авангардистки Александры Экстер.
Александр Хвостенко-Хвостов известен преимущественно как художник оперно-балетного жанра. Его творческое наследие впечатляет. С 1924-го по 1941-й он был главным художником Харьковской оперы, на сцене которого оформил оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Русалка» А. Даргомыжского, «Валькирия» Г. Вагнера, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. Чайковского, «Красный мак» Р. Глиэра, «Светлана» Д. Клебанова, «Лесная песня» М. Скорульского). На сцене Большого театра в Москве оформил «Пиковую даму» П. Чайковского (1927).
В 1942 г. Александр Вениаминович стал художником объединенной Киевской и Харьковской оперы в эвакуации в Иркутске, а с 1946-го по 1952-ой возглавлял художественный цех столичного оперного театра имени Т. Шевченко. Во время эвакуации он оформил оперы «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Наймичка» М. Вериковского, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата» Дж. Верди, «Бесова ночь» В. Йориша и др. На сцене Киевского ГАТОБ им. Т. Шевченко в его оформлении в разные годы шли оперы «Джонни наигрывает» Э. Кшенека, «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Беркуты» («Золотой обруч») Б. Лятошинского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Кармен» Ж. Бизе, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Мазепа» П. Чайковского, «Паяцы» Г. Леонкавалло, «Тарас Бульба» Н. Лысенко, «Честь» Г. Жуковского, «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, «Иван Сусанин» М. Глинки (Гос. премия СССР), «Фауст» Ш. Гуно, «Галька» С. Монюшко, «Лакме» Л. Делиба, «Утопленница» Н. Лысенко, «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «Борис Годунов» М. Мусоргского, балеты «Красный мак» Р. Глиэра, «Лесная песня» М. Скорульского.
ЭСКИЗ КОСТЮМА КАРАУЛЬНОГО К ОПЕРЕ С.ПРОКОФЬЕВА «ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ», 1926. БУМАГА, СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА
Украинство настолько глубоко пропитывало творчество художника, что даже постановки «Сказки о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова (1926) или «Русалки» В. Даргомыжского (1931, со вставными номерами «Кроковое колесо» Н. Вериковского и финальной веснянкой «А уже весна, а уже красна» Н. Лысенко, украинский перевод И. Захаровского): дирижер Л. Брагинский, режиссер С. Каргальский) художник А. Хвостенко-Хвостов «украинизировал», используя мотивы украинского художественно-прикладного искусства.
Александр Вениаминович использовал самые разнообразные приемы: традиционный рисованный, реалистичный, импрессионистический, символически-плакатный, конструктивистский, графический, мозаично-аппликационный, монохромный, но с полной палитрой сценического освещения. Из театра он ушел, как уверяют, по состоянию здоровья. С 1952-го он был художником-графиком Гослитиздата, оформлял книги, писал прекрасные пейзажи и рисовал театр, который так любил!
И все же Хвостенко-Хвостов остался в истории как художник театра, где он был, как говорится, царь и Бог! В далеком 1936 году его макет киевской спектакля «Запорожец за Дунаем» был экспонирован на Международной художественной выставке в Париже (1937) и удостоен серебряной медали. Многие эскизы художника хранятся в архиве Национальной оперы Украины.
Дочь художника Татьяна тоже стала художницей-графиком.
Умер Александр Хвостенко-Хвостов 16 декабря 1968-го, похоронен на Байковом кладбище в Киеве...
Выпуск газеты №:
№88, (2020)Section
Культура