Человек «галантного века»
Народный артист Украины Владимир Лукашев отмечает сегодня двойной юбилейВладимир Анатольевич Лукашев, народный артист Украины, профессор, художественный руководитель Национальной филармонии Украины, сегодня юбиляр — ему 70. Ровно столько лет тому назад Владимир Лукашев увидел свет в своем родном городе Харькове. Семья его родителей — Анатолия Даниловича и Марии Александровны — профессионально ни к театру, ни к музыке не относилась. Однако с детства он был окружен музыкой. Музыка доносилась из маленькой эстрады в саду Т. Шевченко — там играл небольшой оркестр. Приятельница мамы, тетя Поля, работавшая капельдинером в Оперном театре, пропускала его на спектакли, где много-много раз он слушал великих И. Паторжинского и М. Литвиненко-Вольгемут. Музыка завоевывала его в хоровом коллективе, где он пел и даже солировал. Музыка замкнула на себе весь его мир, когда он стал учиться играть на аккордеоне. Поэтому вполне логичным казалось для окружающих, для родителей и для самого юного таланта поступление в музыкальную одиннадцатилетку, а затем — в Харьковскую консерваторию на вокальный факультет. Последующие пять консерваторских лет стали новым формирующим началом — общение с педагогами (а это были последние представители безвозвратно утраченного «галантного века»), их опыт, манеры, интеллигентность, знания и умения, наконец, настраивали и направляли начинающего вокалиста на определенный путь в искусстве; мало того, — на определенный уровень в нем.
1960 год — год окончания Харьковской консерватории и время начала вокальной карьеры — стал одновременно порой неких, возможно, неожиданных открытий в себе самом. В какой-то момент Владимир Лукашев вдруг понял, что ему тесновато в рамках одной роли, одного образа, пространство его интереса значительно шире — это весь спектакль, полномасштабный оперный спектакль. Тогда же, вероятно, созрело решение учиться режиссуре. Но в те времена творческие вузы не готовили режиссеров музыкальных театров, поэтому оставался лишь театральный факультет. В 1964 году был окончен режиссерский факультет Харьковского театрального института, и с того момента началась «взрослая» творческая жизнь. Харьковская консерватория, точнее, ее оперная студия, с того же 1964 года и, пожалуй, до 1973 стала стартом его театрального взлета. Владимир Лукашев — педагог, режиссер- постановщик кафедры оперной подготовки, со временем — доцент и заведующий этой же кафедрой.
Он был молод, азартен в творчестве, дерзок в планах. Этот жгучий коктейль чувств, качеств, манер и представлений как нельзя лучше отвечал времени той знаменитой, пусть и короткой, поре относительной свободы и вольнодумия, нареченной весенним словом «оттепель». 60-е годы даровали ему главное: театр — на всю жизнь и любовь — навсегда. Он и в этом оказался непохожим на многих. В далеком 1962 году в жизнь Владимира Лукашева в качестве жены вошла Алла Карпова, и вот 44 года они вместе. Именно ВМЕСТЕ — в этом, вероятно, и кроется такая простая разгадка секрета их семейного долголетия. А еще, наверняка, в том, что Алла Михайловна поняла и приняла свою роль и место в жизни мужа. Она ему не мешала, переходя порой на «вторые» роли, «первые» добровольно оставляя для театра. Он же с головой уходил в свою стихию — поставив за годы работы в оперной студии около 20 спектаклей (1964 — 1973 гг.).
1973 год — Владимир Лукашев утвержден в должности главного режиссера Харьковского театра оперы и балета им. Н.В. Лысенко. Для него принципиально важным было вывести свой театр в разряд ведущих, видных, значимых на творческой карте бывшего СССР. Едва ли стоит объяснять, сколь сложно разрешимой оказалась эта задача. Он много ставил сам (за 20 лет — около 40 спектаклей) и не боялся приглашать других режиссеров, считая «чужую руку» полезной инъекцией в организм театра. В результате — репертуарный лист засверкал ярчайшими именами и названиями: П.И. Чайковский — «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка»; Дж. Верди — «Аида», «Дон Карлос», «Травиата»; Ж. Бизе — «Кармен»; Р. Леонкавалло — «Паяцы» и т.д. Он ставил оперы современных композиторов на современные сюжеты, не всегда, впрочем, руководствуясь собственным творческим выбором. Владимира Лукашева привлекла опера В. Бибика «Бег». Он загорелся ею, разработал постановочный план, словом, практически вся работа, предшествующая репетиционному процессу, была завершена. Но... «бдительное» Управление культуры (в те времена подобное вмешательство было нередким) сочло нецелесообразным появление булгаковских героев на сцене. Вместо же этого произведения режиссеру настоятельно рекомендовалось ставить оперу А. Билаша «Знаменосцы». Начался поединок с чиновниками. И не потому, что опера «Знаменосцы» была плоха, а, в первую очередь, потому что подобный прессинг обязательно и абсолютно у всех возбуждает дух противоречия. В итоге режиссеру был предложен своеобразный компромисс — сейчас, мол, ставьте оперу А. Билаша «Знаменосцы», а в следующем сезоне — «Бег» В. Бибика. В. Лукашев принял это условие. Правда, довольно скоро понял, что реализация его режиссерской версии булгаковской истории отодвигается на очень (!) неопределенный период. Что же касается оперы популярного украинского композитора, известного широкой публике прежде всего своими песнями — Александра Билаша, — то судьба ее в режиссерской интерпретации В. Лукашева сложилась достойно. С точки зрения практического воплощения для режиссера — сложно, а с точки зрения зрительского успеха — весьма счастливо. Этот случай явился для Владимира Анатольевича большим уроком, и впредь, став мудрее, он не допускал таких непререкаемых «рекомендаций» извне в творческую жизнь театра.
Менее всего сам В. Лукашев, отправляясь в плановую командировку в Киев, ожидал каких-либо, а тем более — кардинальных перемен в своей жизни. Поэтому приказ Министерства культуры о назначении его на должность генерального директора и художественного руководителя Национальной филармонии Украины был откровенной неожиданностью. Столичная жизнь изначально замкнулась на чрезвычайно трудных проблемах реконструкции филармонии, на не менее сложных задачах усовершенствования творческого состава. Успешно преодолев эти испытания, он, наконец, получил возможность сосредоточиться на художественном руководстве филармонией и серьезной режиссерской практике, а еще — на педагогической работе. Отныне он мог свой ценный опыт режиссера музыкального театра передавать студентам Киевской консерватории факультета режиссуры музыкального театра. Остается только догадываться (ибо сам юбиляр говорит об этом бегло), скольких трудов ему стоил тот, внешний и внутренний, облик филармонии, которым мы сегодня любуемся. Это — во-первых. Во- вторых же, скольких усилий стоило ему утверждение на столичном творческом подиуме. А он стал видной и значимой фигурой в творческой жизни страны.
Выпуск газеты №:
№73, (2006)Section
Культура