Перейти к основному содержанию

Чем радует и чем огорчает современная Терпсихора?

29 апреля во всем мире отмечают Международный День танца
28 апреля, 16:55
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ ФЕСТИВАЛЬ ZELYONKA-2016 СТАЛ ИСТОЧНИКОМ НЕОЖИДАННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ОЩУЩЕНИЙ, МЫСЛЕЙ / ФОТО С САЙТА ZELYONKA-FEST.ORG

Этот праздник был  учрежден в  1982 году и приурочен ко дню рождения Жана Жоржа Новерра, реформатора танцевального искусства, жившего в XVIII веке, который своим искусством опередил время и послужил примером для многих хореографов будущего. Новерр видел балет таким же важным и самостоятельным, как театр драматический. Он связывал искусство танца с музыкой, литературой, живописью, оформлением сцены и костюмами. Некоторые постановщики,  подражая его эпистолярному жанру,  даже писали символические письма к Ж.Новерру, признаваясь ему в преданности. А как  сегодня обстоят дела с заветами мэтра танца?

К сожалению, у нынешнего  танца нет прямой,  генеральной, линии. Он давно разбился на множество разных направлений, течений и жанров. Да, балет считается высшей формой хореографического искусства. Но его актуальность признают далеко не все. Иначе откуда бы взяться трактовкам старых балетов, героев которых современные хореографы приближают к современности? Вспомним хотя бы недавнюю «Жизель» Раду Поклитару («Киев модерн-балет»).

Есть и другой способ, чтобы не раздражать завзятых балетоманов и заставить танец говорить современным и доступным языком. Например, снять пуанты (их не любила еще гениальная «босоножка» Айседора Дункан) и творить на сцене танец, рожденный «здесь и сейчас». Многие хореографы так и делают. Но беда в том, что в подобном танце, который в ХХ веке предложили называть «контемпорари», уже появились свои штампы и заученные комбинации, которые ничего не говорят ни уму ни сердцу. Украинский фольклорный танец  давно предпочитают  народно-сценическому, заученные комбинации и сюжеты которого тоже не мешало бы обновить. 

В этом можно было убедиться, побывав на разных фестивалях и конкурсах, проведенных в Киеве и  Харькове. Так, на симпозиуме в столице Украины совместно с участниками польского проекта «Территория хореографии — восточное партнерство» обсуждалось много проблем современного танца, который сегодня гораздо шире, чем привычный  балет. Это и взаимовлияние Востока и Запада, конфликты традиционных и авангардных направлений, взгляд на танец в сфере развлечений, фольклорный танец и формирование  культурной самобытности и, наконец, на место танца в современной культуре (а не только в искусстве).

Польским коллегам было чем проиллюстрировать результаты творческого поиска: на сцене возникали темы социально острые, для танца непривычные, но очень эмоциональные и содержательные. Такое впечатление возникало на некоторых спектаклях, которые показали на недавно завершившемся V Международном фестивале современного танцевального театра Zelyonka Fest. Этот форум уже давно из профессиональной тусовки для хореографов и танцовщиков   вырос в платформу регулярных событий современного перформативного искусства, аудитория которых постоянно расширяется. Но подобных примеров, увы, немного. Заботы о развитии современного танца возложены, в основном, на тех, кто его пропагандирует.

Украина с полным основанием позиционирует себя как страна танцующая,  но в то же время — не секрет, что мы теряем балетные кадры, любовно воспитанные в специализированных учебных заведениях. Уезжают работать за рубеж и танцовщики неакадемических стилей — для них всегда, особенно летом, находится место в зарубежных развлекательных центрах. Такова печальная статистика, изменить которую может только заинтересованность государства, его забота о танце как форпосте национальной культуры.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать