Чем радует и чем огорчает современная Терпсихора?
29 апреля во всем мире отмечают Международный День танца![](/sites/default/files/main/articles/28042016/17teatr.jpg)
Этот праздник был учрежден в 1982 году и приурочен ко дню рождения Жана Жоржа Новерра, реформатора танцевального искусства, жившего в XVIII веке, который своим искусством опередил время и послужил примером для многих хореографов будущего. Новерр видел балет таким же важным и самостоятельным, как театр драматический. Он связывал искусство танца с музыкой, литературой, живописью, оформлением сцены и костюмами. Некоторые постановщики, подражая его эпистолярному жанру, даже писали символические письма к Ж.Новерру, признаваясь ему в преданности. А как сегодня обстоят дела с заветами мэтра танца?
К сожалению, у нынешнего танца нет прямой, генеральной, линии. Он давно разбился на множество разных направлений, течений и жанров. Да, балет считается высшей формой хореографического искусства. Но его актуальность признают далеко не все. Иначе откуда бы взяться трактовкам старых балетов, героев которых современные хореографы приближают к современности? Вспомним хотя бы недавнюю «Жизель» Раду Поклитару («Киев модерн-балет»).
Есть и другой способ, чтобы не раздражать завзятых балетоманов и заставить танец говорить современным и доступным языком. Например, снять пуанты (их не любила еще гениальная «босоножка» Айседора Дункан) и творить на сцене танец, рожденный «здесь и сейчас». Многие хореографы так и делают. Но беда в том, что в подобном танце, который в ХХ веке предложили называть «контемпорари», уже появились свои штампы и заученные комбинации, которые ничего не говорят ни уму ни сердцу. Украинский фольклорный танец давно предпочитают народно-сценическому, заученные комбинации и сюжеты которого тоже не мешало бы обновить.
В этом можно было убедиться, побывав на разных фестивалях и конкурсах, проведенных в Киеве и Харькове. Так, на симпозиуме в столице Украины совместно с участниками польского проекта «Территория хореографии — восточное партнерство» обсуждалось много проблем современного танца, который сегодня гораздо шире, чем привычный балет. Это и взаимовлияние Востока и Запада, конфликты традиционных и авангардных направлений, взгляд на танец в сфере развлечений, фольклорный танец и формирование культурной самобытности и, наконец, на место танца в современной культуре (а не только в искусстве).
Польским коллегам было чем проиллюстрировать результаты творческого поиска: на сцене возникали темы социально острые, для танца непривычные, но очень эмоциональные и содержательные. Такое впечатление возникало на некоторых спектаклях, которые показали на недавно завершившемся V Международном фестивале современного танцевального театра Zelyonka Fest. Этот форум уже давно из профессиональной тусовки для хореографов и танцовщиков вырос в платформу регулярных событий современного перформативного искусства, аудитория которых постоянно расширяется. Но подобных примеров, увы, немного. Заботы о развитии современного танца возложены, в основном, на тех, кто его пропагандирует.
Украина с полным основанием позиционирует себя как страна танцующая, но в то же время — не секрет, что мы теряем балетные кадры, любовно воспитанные в специализированных учебных заведениях. Уезжают работать за рубеж и танцовщики неакадемических стилей — для них всегда, особенно летом, находится место в зарубежных развлекательных центрах. Такова печальная статистика, изменить которую может только заинтересованность государства, его забота о танце как форпосте национальной культуры.
Выпуск газеты №:
№77-78, (2016)Section
Культура