Четыре юбилея и три сцены
15 сентября Национальный театр российской драмы им. Леси Украинки открывает 90-й сезонСегодня Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки — это три сцены («Большая», «Новая» и «Под крышей»), и каждый вечер свободных мест там нет! По-видимому, знает руководитель коллектива секрет, как пополнять свою зрительскую армию. О настоящем и ближайшем будущем, в частности о юбилейных мероприятиях, премьерах, творческом потенциале и гастролях — наша беседа с Михаилом РЕЗНИКОВИЧЕМ. Кстати, накануне в театре им. Леси Украинки — первым из национальных театров прошел конкурс, объявленный Министерством культуры, на должность генерального директора художественного руководителя. Случилось так, что кроме Михаила Резниковича, который возглавляет театр с 1994 года, других претендентов не было. И хотя конкурс оказался безальтернативным, но все же это конкурс. В результате комиссия (в нее входило девять человек) признала Михаила Резниковича победителем отбора.
ОТ ПОКОЛЕНИЯ — ПОКОЛЕНИЮ
— В этом году Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки будет отмечать не только 90-летний юбилей, а мы будет праздновать еще три даты: 125 лет со дня основания первого стационарного театра в Киеве (Театр Соловцова); 90 лет предоставления нашему театру статуса «государственного»; и 75-летие со дня присвоения коллективу имени Леси Украинки. К юбилею готовим спектакль под названием «Смесь небес и балагана». Это поэтическая строка из произведения известного поэта Давида Самойлова. В спектакле будет задействована вся труппа, — рассказал «Дню» М. Резникович. — Это название отображает то, что происходит в театре: от создания, периода расцвета, когда его возглавлял Константин Павлович Хохлов и по сегодняшний день. Также планируем к юбилею подготовить выставку и сделать окна-витражи перед входом в театр, где представим документальные фотографии известных мастеров сцены: актеров, режиссеров, художников. На премьеру пригласим 20 октября.
МИХАИЛ РЕЗНИКОВИЧ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Знаете, мне кажется, что наш театр уникальный, потому что здесь мистически объединилась преемственность поколений. Я застал еще тех мастеров, кто работал с Константином Павловичем, и они передали живые традиции психологического театра, основанные Хохловым, которые перешли к следующим поколениям. Мы сегодня тоже пытаемся передать молодежи человековедение и все то, что очень нужно современному театру. Мне очень жаль, что театр, на котором я рос, — Большой драматический театр Георгия Товстоногова сейчас умер. У Георгия Александровича была позиция, что его театр умрет с ним вместе. Так и произошло. Он работал только с одним поколением актеров, и это был действительно прекрасный театр, и постепенно большой коллектив исчез. Мы идем по пути, предложенному Хохловым, чтобы критерии живого психологического театра передавались следующему поколению актеров. Сейчас у нас работает очень мощная 30-летняя молодежь, и это говорит о большом творческом потенциале коллектива.
«УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ» ПЛАНИРУЕМ ИГРАТЬ НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ»
— Под занавес 89-го сезона мы выпустили четыре спектакля. Две постановки на Большой сцене: «В этом старом, милом доме» Алексея Арбузова и «Вид с моста» Артура Миллера (режиссер К.Кашликов). Эти спектакли дались непросто, но они вызвали резонанс у публики и критиков. Я не ожидал, что спектакль по пьесе Арбузова так трудно будет рождаться, хотя знал, что никому из коллег не удавалось его сделать аншлаговым. У нас было 380 репетиций! И это можно назвать исключением, но, несмотря на трудности, рад, что постановка понравилась зрителям.
В афише появились две новинки на «Сцене под крышей» — «Все родом из детства» моноспектакль Юрия Яковлева, в котором он и автор текста, и исполнитель роли, а также на «Новой сцене» идет спектакль «Двое, не считая собаки», поставленный по пьесе В. Красногорова.
Дальше выпустим юбилейный спектакль «Смесь небес и балагана» — серьезная и сложная постановка. А далее в планах остросатирическая комедия английского драматурга Ноэла Коуарда «Обнаженная со скрипкой» о том, что такое настоящее искусство, а что подделка. Премьера намечена после Нового года.
С ноября начнутся репетиции спектакля «Доктор Стокман» по пьесе норвежского классика Г. Ибсена. Постановку осуществит известный литовский режиссер Йонас Вайткус.
Думаю, что в октябре на «Новой сцене» выпустим актерскую работу Евгения Лунченко «Ветер шумит в тополях» — это трогательная история о пожилых людях. Напомню, что по традиции наши актеры сами готовят для показа дирекции спектакли, а лучшие мы включаем в репертуар. Есть планы и о премьерах двух-трех спектаклей на «Сцене под крышей».
В середине сезона начнем репетиции под рабочим названием «Брак по-американски», по пьесе Сэма Бобрика, которую поставит И. Барковская.
За последние годы в нашем театре заметно вырос актерский потенциал, и потому хочу в следующем году взяться за произведения мировой классики — шекспировского «Гамлета» и «Украденное счастье» Франко. А еще режиссер Кирилл Кашликов поставит «Загадочное убийство собаки» Марк Хедден — это известный роман в Англии, который станет сценическим первопрочтением в Украине. Стоит отметить, что уже на протяжении четырех лет спектакль, поставленный по этому роману ежедневно (!) идет в Лондоне.
Кстати, «Украденное счастье» планируем играть на украинском языке. Мы не ставим спектакли под даты (в этом году отмечали 400-летие со дня смерти Шекспира и 160-летие со дня рождения И.Франко). Когда появится идея, родится спектакль — тогда и будет. Мечта о постановке «Украденного счастья» у меня очень давняя. Думаю, что время ее рождения скоро придет. Я помню легендарные спектакли франковцев (постановки Г.Юры и С.Данченко, как по-разному потрясающе роль Задорожнего играли Дмитрий Милютенко и Богдан Ступка). Сегодня нужно по-другому ставить и играть эту великую драму, находить новые выразительные средства. Знаете, берясь за классику, есть опасность, что еще жива «традиция великого бытового театра». От этого нужно отходить, но очень осторожно.
«НАШИМ ЗРИТЕЛЯМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ЛИТОВСКИХ МАСТЕРОВ»
— В октябре будем выступать в Луцке. Покажем резонансные спектакли: «Последняя любовь», «Игры на заднем дворе» и «Бабье лето» (совместная постановка Театра им. Л.Варпаховского, Канада и Театра им. Леси Украинки).
В ноябре на нашей сцене будет выступать Вильнюсский русский драматический театр Литвы. Будут представлены два спектакля — «Король Лир» Уильяма Шекспира и «Розовая Дама» Э.-Э. Шмитта, а мы повезем в Вильнюс «Нахлебника» по И.Тургеневу. Идея провести обменные гастроли возникла после общения с Йонасом Вайткусом. Мы давно знакомы. Думаю, что нашим зрителям будет интересно познакомиться с творчеством литовских мастеров, и уверен, что и наша постановка заинтересует театралов Вильнюса. Кстати, в феврале-марте Й.Вайткус выпустит на нашей сцене «Доктора Стокмана» (в этом сезоне в труппу пришел актер Александр Кобзар, который и будет работать над воплощением главной роли).
Нас пригласили снова приехать на гастроли в Англию и выступить в St. James Theatre в Лондоне в 2017—2018 гг., чтобы показать «Нахлебника», «В этом милом, старом доме» и «Вид с моста». Сейчас ищем спонсоров и меценатов.
ЕЖЕДНЕВНО С «Днем»!
— 20 лет для газеты — солидный возраст. Я считаю, что «День» — одно из немногих изданий в нашей стране, где можно увидеть всесторонний спектр культуры и искусства. Так держать! Я желаю продолжать свой путь, по которому вы идете и ведете за собой читателей, а еще — чтобы тиражи газеты ежедневно росли.
Выпуск газеты №:
№160, (2016)Section
Культура