«Чорне намисто» в Венеции
Европейский культурный центр уже не первый год подряд организует на всемирной выставке параллельный проект, на который собирает когорту достаточно мощных молодых художниковПолуторатысячелетнюю Венецию уже давно прячут на дне морском все, кому не лень. Впрочем, как настоящая красавица и волшебница, она имеет в своем арсенале так называемое средство Макропулоса (вспомним пьесу Карела Чапека). Последние сто лет оно действует безотказно. Называется этот эликсир молодости Венецианская биеннале — Всемирная художественная выставка, которая проходит каждые два года при участии международного жюри, избирающего куратора. Это своеобразное художественное состязание многих государств мира и самых харизматичных мастеров.
• Наивысшей наградой является Золотой лев. Их дают несколько:
— лучшей экспозиции государственного павильона — в этом году награду получил проект Армении, который был развернут в армянском монастыре на острове Святого Лазаря;
— кому-либо из известных художников за прижизненный вклад в искусство — в 2009 году это были Йоко Оно и Джон Балдессар; а в этом году — художник из Африки Эль Анацуи, а также куратор и арт-менеджер Сюзанн Гез;
— актуальному художнику — за лучший проект, в 2015 году награду получил Адриан Пайпер;
— молодому художнику или группе молодых художников — за креативность и на перспективу, дают Серебряного Льва;
— получают Золотого льва и критики искусства, как в 2007 году Бенджамин Бухло.
• Но получить такого льва шансов немного даже у очень известных и признанных художников и кураторов. Самой желанной наградой становится возможность заявить о себе, войти в русло международного современного искусства, пообщаться с коллегами высокого уровня профессиональности (ведь на ВБ уровень представленных художников наивысший), получить признание.
Эти художественные состязания проводятся на венецианских островах, преимущественно вдоль Гранд-канала, то есть в самом сердце Венеции. А сердце этой волшебницы богатое и загадочное. За сто двадцать лет состав и насыщенность волшебного средства под названием Венецианская биеннале изменился кардинально, но тонизирующее воздействие его очевидно.
• Рядом с прекрасными старинными, искусно исполненными и эмоционально насыщенными, художественными произведениями, которые очень плотно населяют этот удивительный город, смело и парадоксально появляются и демонстрируются новые, актуальные и очень не похожие на классические, присущие Венеции, произведения. Этот контраст словно биоревитализация для уставшей кожи прекрасного лица. В старинных палаццо, среди стен с выцвелыми и полусгнившими шелковыми обоями, заплесневелыми от влаги, которая тянется из каналов, росписями плафонов стали уживаться и селиться авангардные художественные произведения.
ВБ превратилась в очень серьезное, весомое, престижное, амбициозное соревнование.
• Глобализация — беда и спасение современного человечества. И если технические и технологические стандарты объединяют мир, то стандартизация культуры обесценивает и обезличивает жизнь. Поэтому эйфория, связанная с этим феноменом, проходит, и активно это проявляется в искусстве. Об этом все громче говорит современное актуальное искуство. С этой точки зрения, интересно посмотреть на экспозицию 56-й Венецианской биеннале.
Тема огромной официальной выставки в этом году — будущие миры, будущность мира — All the World’s Futures, заявленная и воплощенная куратором Okwui Enwezor.
• В основной экспозиции обнаружено странное однообразие достаточно апокалиптического мироощущения и пессимистического взгляда в будущее очень многих художников разных стран, конечно, презентация этого взгляда предопределена углом зрения куратора Okwui Enwezor, который формировал через работы разных художников собственное мироощущение.
В Джардини в национальных павильонах был проявлен взгляд на мир более оптимистичный, там наряду со страхом или разочарованием звучит надежда, а иногда продемонстрированы размышления, поиски, рецепты, загадки, тайны.
Венецианская биеннале — престижный художественный форум, в который вливаются много параллельных проектов разного уровня.
В старинных палаццо по всей Венеции разбросаны параллельные проекты крупных фондов — таких, как Прадо и Пино, а также частные экспозиции.
• В двух таких роскошных зданиях — в Палаццо Бембо и Палаццо Мора — Культурный центр Европы демонстрирует интересный проект Personal Structures. Crossing Borders — «Личностные структуры. Пересечение границ». Организационно его поддержал Глобальный фонд по делам искусств с рядом известных кураторов.
На выставке представлен широкий спектр художественных техник, в которых выполнены произведения: видео, скульптуры, картины, рисунки, фотографии и инсталляции. Участие в ней приняли свыше 100 художников из разных культур и 50 стран. Темы, освещенные ими в экспозиции — Время — Пространство — Существование — поданы с необычных, очень личностных точек зрения.
Европейский культурный центр уже не первый год подряд организует параллельный проект, на который собирают когорту достаточно мощных молодых художников. Они, заняв пространство старинного здания, наполнили его сильными визуальными воплощениями довольно перспективных идей. Так, одним из мощных проектов, который привлек внимание профессионалов, стал проект украинской художницы Зинаиды Лихачевой «Чорне намисто».
• В затемненной комнате на нескольких прозрачных полотнищах, расположенных друг за другом на расстоянии полуметра, проектор высвечивает степенную молодую женщину с большим, фантазийно завязанным белым очипком на голове. Сам этот роскошный головной убор вызывает в памяти и свадебные девичьи венки, и праздничные очипки молодых женщин западной части Украины, и важную для многих народов мира тему покрытой женской головы в замужестве и во время присутствия в храме.
Сорочка модели имеет такие крой и форму, которые вызывают ассоциации с узорчатым и вышитым белым по белому строем, например, Полтавщины. Находится фигура в каком-то космическом библейском пространстве, где клубится туман, где потрескавшаяся изможденная земля. Весь визуальный ряд проекта выделяется сдержанной монохромностью, но не бесцветностью.
• Эта символично одетая молодая женщина медленно, словно исполняя какой-то ритуал, одевает поверх длинной белой сорочки ряд за рядом большие тяжелые бусы. Они сделаны из дерева. Бусины необычно большие, еще и такого нетипичного для народного наряда цвета — черного; впрочем, есть и бусины насыщенного темно-синего. Восхищение красотой изображения и действия приглушается и драматизируется магической медленностью движений героини.
• Очень похоже на то, как одевают невесту... Но на невесту надевают красные и разноцветные бусы, а героиня видеоперформанса медленно и медитативно надевает бусы черного цвета. Их много, они начинают быть похожими больше на цепи и путы, которые смиренно и символично принимает женщина, и в конечном итоге напоминает обремененную грузом статую.
Во всем мире женщины любят щедро украшать себя. У некоторых народов чем больше украшений, тем богаче, а значит — счастливее женщина. Богатые украшения должны защитить их владелицу символично, магически и материально. «Чорне намисто» содержит в себе квинтэссенцию этих обычаев. И вместе с тем его цвет — черный и синий — меняет знаки-полюса: плюс на минус. Это уже не украшения, а круги судьбы, ее пути и часовые и пространственные признаки.
• Черные бусы... Такого в национальных обычаях мы не находим, но сама форма и содержание... Это художественный жест современного художника, и он выступает убедительным продолжением неписаных законов человеческой жизни. Весь образ и месседж проекта вырос из традиций, из народной обрядности.
Драматичный контраст между белым нарядом и темными бусинами, которые все же украшают и даже возвеличивают эту отстраненную задумчивую женщину, которая с каждым надетым витком бус психологически становится старше, опытнее, мудрее. Именно парадоксальный цвет, как для ситуации одевания невесты, наполняет визуальной, формальной и, главное, — духовной информацией... На полу, вокруг прозрачных экранов, и дальше — по всей комнате, словно сорвавшись с нити, раскатились деревянные, черные, гипертрофированных размеров бусины. Они теперь выглядят большими шарами, которые попадают под ноги зрителей, словно беспомощные затерянные дети.
• Тема лихолетья, потерь, тревоги и вечной любви, а также проясненного взгляда в будущее прозвучала среди круговерти мыслей, идей и эмоций Венецианской биеннале особенной чистой струной, без экзальтации. Такому чистому, иногда пронзительному звучанию способствовала неделимая часть этого проекта — электроакустическая музыка известного украинского композитора, музыковеда, философа и экспериментатора Аллы Загайкевич.
Умение делать синергические проекты — особая черта таланта Зинаиды Лихачевой. Ей дан именно такой синтетический талант, когда, остро чувствуя мир и его модуляции, она умеет уловить самое существенное, «вытянуть» главное, глубинное и образно артикулировать его. Как и в этом проекте «Чорне намисто», где фигура степенной молодой женщины и ее движения напоминают фигуру Оранты. (Вспомним мозаичное изображение Божьей Матери в центральной апсиде Софийского собора.) Это происходит на определенное мгновение, и опять перед нами молодая женщина, уже не юная невеста, наверное, все же молодая женщина, ведь голова покрыта. Ее движения степенные, важные, и фигура сильная.
Зинаида Лихачева умеет организовать пространство минимальными средствами так, что и в маленьком помещении, и в большом этот проект звучит монументально, привлекая зрителя к действу, завораживая движениями и ритмами, наполняя звучанием света и музыки.
• Несколько слоев сетчатой ткани, служащей экраном, с одной стороны, придают объемность, трехмерность проекции, с другой — эфемерность, немного расфокусируют четкость изображения, делая его похожим на фреску. Это наполняет дополнительными смыслами и аллюзиями, приобщает подсознание зрителя, знакомого с европейской художественной традицией, к опыту глубины веков. Напоминает о вечных темах любви, надежды, веры и софийного (мудрого) их переживания и сохранения в любые времена и при любых условиях.
Конечно, художница имеет собственную выразительную гражданскую позицию, и события именно последних лет в Украине, изменения, произошедшие в стране и в сознании соотечественников, подсказали ей этот проект. Каждый украинец — от ребенка до старика — произносит строки Дмитра Павлычко как имманентно свойственную собственному сознанию мантру: «Червоне — то любов, а чорне — то журба». В поэзии-песне речь идет о символике вышитого узора, а в проекте художницы эта тема зазвучала еще глубже, поэтому помогает образному восприятию семантики цветов, свойственной человечеству.
• Для современного украинца проект воспроизводит тему скорби о потерянном и молитвы о раненых, сломанных, тех, кто воюет и защищает. Он словно олицетворил «продленное», бесконечное горькое время ожидания тех, кто покинул родительский дом, оплакивание тех, кто оставил этот мир. Однако проявленная грусть глубокая и не экзальтированная. Образ дышит гармонией, а отсюда — красотой и силой духа. Вроде бы речь идет о боли сегодняшней, а тема — вечная, и «звучит» она не апокалиптически, а философски. Помните библейское о том, что «всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать, ...время разбрасывать камни и время собирать; ...время войне и время миру».
• Символика каждой детали простая и чрезвычайно глубокая. Ее простота обращена к архаичным формам и архетипным образам, а художественное решение — острое, современное, направленное на глубокие размышления и ассоциации с явлениями, существующими в истории и культуре большинства народов мира. Олицетворенные в прекрасном и элегически-драматичном женском образе идеи художницы понятны и близки каждому, кто имеет малейший культурный и духовный опыт. Мастер — национально сознательная украинка, которая знакома с культурой родной страны и вместе с тем обращена лицом и душой ко всему миру.
Первый показ произведения Зинаиды Лихачевой «Чорне намисто» состоялась в Украине, в киевской галерее «Боттега» осенью 2014 года, а международная презентация и признание — в Венеции весной 2015-го в рамках участия в параллельном ВБ-2015 — очень удачном и амбициозном проекте европейских кураторов в старинном Палаццо Бембо.
Выпуск газеты №:
№92, (2015)Section
Культура