Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что не так с украинским вариантом «концессии»

Европейская бизнес ассоциация обратилась в парламент с просьбой внести изменения в проголосованный законопроект
20 апреля, 12:28
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Революционный и такой актуальный для Украины законопроект О концессии нуждается в доработке. Об этом заявляют те, на чью поддержку по внедрению этого механизма  рассчитывало правительство — иностранные инвесторы.

Эксперты Европейской бизнес ассоциации говорят: в целом идея и концепция документа — правильные. И бизнес ее поддержит. Но есть отдельные положения законопроекта, которые уже на этом этапе вызывали у представителей европейского бизнеса обеспокоенность. Поэтому Ассоциация обратилась с просьбой рассмотреть и учесть наработанные  ЕБА предложения к моменту рассмотрения Верховной Радой данного законопроекта во втором чтении.

Ассоциация отмечает, что в особенном внимании и концептуальном изменении  нуждаются следующие положения относительно:

— изменений к земельному законодательству (Земельного кодекса и Закона Украины «Об аренде земли» в редакции проекта Закона). Соответствующие изменения компании-члены Ассоциации предлагают исключить из текста Проекта Закона;

—  создание юридического лица для предоставления помощи государственным партнерам (п. 8 Заключительных и Переходных положений Проекта Закона). Компании-члены Ассоциации предлагают исключить данную инициативу из текста Проекта Закона;

— подсудности споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и выполнении договоров, заключенных в рамках государственного частного партнерства, в том числе, концессионных договоров (предложенные проектом Закона изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины и Кодекса административного судопроизводства Украины). Компании-члены Ассоциации предлагают не вносить изменения к действующим процессуальным кодексам Украины;

— порядка заключения концессионного договора путем проведения прямых переговоров с арендатором государственного имущества;

—  замены концессионера и ипотеки концессионных прав;

— гарантий прав концессионера в аспекте стабильности концессионных отношений;

—  одноразовой фиксированной платы и условий установления ее размера.

«Вышеупомянутые положения имеют критическое значение для экспертов компаний-членов Ассоциации», — идет речь в обращении ЕБА.  В листе Ассоциации также нашли отображение ряд других положений, которые нуждаются в изменении и которые должны быть учтены в рабочем порядке.

Напомним, Верховная Рада поддержала законопроект О концессии 3 апреля этого года.

Председатель офиса Национального инвестиционного совета Юлия Ковалив  заявила, что эффективный механизм концессии позволит частично преодолеть одну из наибольших проблем украинского рынка для международных компаний-инвесторов — отсутствие «room to invest». Room to invest, с ее слов — это, буквально, пространство, место, ниша, в которую можно инвестировать.

«Дело в том, что слишком много рынков в Украине занимает государство. Чтобы решить эту проблему, необходимо провести скорую и прозрачную приватизацию, а также создать те же механизмы государственно частного партнерства», — отметила Ковалив.

Глава парламентского комитета по вопросам экономической политики Андрей Иванчук отметил, что  принятый в первом чтении законопроект О концессии, в частности, разграничивает регуляцию концессию и другие формы государственного частного партнерства, упрощает процедуру выделения земельных участков для концессионных проектов, устанавливает единственную процедуру принятия решений во всех формах государственного частного партнерства, в том числе, концессии.

«При этом право собственности на объект концессии у местной территориальной общины», — уточнил Иванчук.

Он признал необходимость доработки законопроекта ко второму чтению, но шла речь о процедуре концессионного конкурса.

Концессия — самый распространенный в мире тип государственно частного партнерства, в котором объект остается в государственной собственности, но право пользования, инвестирования и получения прибылей от его эксплуатации, а заодно и возможные операционные риски — отходят к частному инвестору.

Таким способом правительство надеется решить одну из главных проблем украинской экономики — изношенности основных фондов и инфраструктуры: дороги, порты, железная дорога, и тому подобное.

Планировалось, что первыми пилотными проектами государственного частного партнерства в форме концессии в Украине будут проекты в инфраструктуре, а именно портовые проекты. Об этом сообщил первый вице-премьер — министр экономического развития и торговли Степан Кубив во время презентации нового законопроекта О концессиях.

По его словам, первыми проектами будут концессия государственного стивидора «Ольвия», Херсонского морского торгового порта и железнодорожно-паромного комплекса порта «Черноморск».

Говоря о вышеуказанных трех проектах, заместитель министра инфраструктуры Надежда Казначеева сообщила, что предыдущее технико-экономическое обоснование для них уже готово.

В сентябре начнется работа по ТЕО, а концессионные конкурсы планируется провести в 2018—2019 годах.

«Надеемся, что новый закон будет «обкатан» в сфере инфраструктуры, а затем будет успешно применяться и в других сферах», — добавила она.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать