Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что сегодня слушают в Одессе

О масштабных планах оперного театра рассказал «Дню» его музыкальный руководитель Александру САМОИЛЭ
07 октября, 10:40
АЛЕКСАНДРУ САМОИЛЭ ОСУЩЕСТВИЛ БОЛЕЕ ШЕСТИДЕСЯТИ ОПЕРНЫХ И БАЛЕТНЫХ ПОСТАНОВОК В ТЕАТРАХ МНОГИХ СТРАН МИРА, С 2009 ГОДА РАБОТАЕТ ГЛАВНЫМ ДИРИЖЕРОМ И МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОДЕССКОЙ ОПЕРЫ / ФОТО С САЙТА OPERA.ODESSA.UA

Важное место в афише форума «Бархатный сезон», который с успехом состоялся в Одессе,  заняла украинская музыка. Концертной программой «Чары украинской лирики» дирижировала гостья фестиваля, приглашенная к участию в этом масштабном музыкальном событии генеральным директором театра Надеждой Бабич,  талантливый дирижер Оксана Лынив, которая в настоящее время имеет престижный контракт с ведущим оперным театром Европы — Баварской государственной оперой. Воспитанница львовской дирижерской школы, Оксана стремится знакомить с творчеством украинских композиторов западных слушателей и вместе с тем  быть полезной у себя на Родине. Одесский вечер она составила из произведений Е. Станковича, М. Скорика, О. Кивы. Примечательным событием культурной жизни Южной Пальмиры стала и вторая программа, подготовленная  молодым маэстро, —  исполнение фрагментов из оперы Бориса Лятошинского «Золотой обруч» хором, оркестром и солистами театра. Особенное звучание придали этой акции использованные декорации к знаменитому львовскому спектаклю оперы Б. Лятошинского незабываемого художника Евгения Лысыка.

С энтузиазмом восприняли зрители и оперу-балет В. Губаренко «Вий» — яркий современный спектакль, который уже второй сезон украшает афишу театра. Чувствовалось, что спектакль приобрел новые качества, исполнители намного более свободно чувствовали себя в заданных постановщиком Георгием Ковтуном сценических обстоятельствах и сложных мизансценах. Еще более естественным и органическим стал синтез балетных и оперных средств выражения. Хор не только пел, но и активно действовал, условность балетной лексики не вступала в диссонанс с поведением оперных персонажей.


ОПЕРА-БАЛЕТ В.ГУБАРЕНКО «ВИЙ»

Произведение прозвучало под руководством  главного дирижера и музыкального руководителя Одесского национального академического театра оперы и балета Александру Самоилэ. Ему принадлежит музыкальное руководство и недавней успешной премьерой оперы Ж. Бизе «Кармен», которой открылся фестиваль. Маэстро стал за пультом и на закрытии «Бархатного сезона». Была представлена новая сценическая версия (впервые исполненной еще два года назад кантаты Карла Орфа «Кармина бурана»). Вместе с дирижером этот спектакль осуществили режиссер Оксана Тараненко, хормейстер Леонид Бутенко и  балетмейстер Юрий Васюченко.

В Одессе Александру Самоилэ работает уже шестой год. За его плечами огромный опыт сотрудничества с известными оперными и симфоническими коллективами разных стран мира. Это позволяет  проводить сравнения, оценивать результаты собственной деятельности, строить дальнейшие творческие планы с учетом  уже сделанного. После феста А. Самоилэ  ответил на несколько вопросов «Дня».

О МИССИИ ИСКУССТВА В САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ВРЕМЕНА

— Расскажите, как работает театр в нынешний непростой политической ситуации?

— Одесса — город, жители которого больше всего ценят собственную идентичность, гордятся настоящим одесским юмором, позитивным отношением к жизни, доброжелательностью и гостеприимством. Жемчужиной и  символом города  всегда считалось  прекрасное здание  Оперного театра. Мы стремимся не дать разрушительным силам и настроениям нарушить стабильный творческий ритм труда нашего коллектива театра, помня о высокой миссии настоящего искусства в самые сложные времена. Поэтому в программе «Бархатного сезона» сделали акцент на достижениях украинской музыки. Кстати, в творческих планах, на концерте, который состоится  30 декабря, исполним самое величественное произведение мировой классики — Девятую симфонию  Бетховена, поражающую слушателей актуальностью (от мрака к свету и миротворческий пафос, заложенный в финальной части со знаковыми словами «Оды к радости» Ф. Шиллера  «Обнимитесь, миллионы»). Ранее на вечерах под конец календарного года звучала более популярная музыка, отрывки из мюзиклов, джазовые пьесы.   Среди традиций, которые были основаны в театре с моим приходом, название «Рождественский фестиваль», а также ежегодное исполнение в Страстную Пятницу «Реквиема» Дж. Верди. Такие масштабные полотна, как Девятая симфония и «Реквием» Верди, требуют высокой квалификации не только оркестра, но и хорового коллектива. Уровнем одесского хора, который взлелеял и которым много лет руководит Леонид Бутенко, можно гордиться. Его характеризуют ровность звучания, точность и чистота интонации, оперативность в усвоении новых произведений. В ближайших планах — подготовка вместе с хором, оркестром и солистами театра такого интересного, но редко исполняемого, а в Украине  и совсем малоизвестного произведения, как библейская оратория Ф. Мендельсона «Илия». Также хочу подготовить к «Рождественскому фестивалю» премьеру оперы классика английской музыки Г. Перселла «Дидона и Эней» (исполним в концертном исполнении, только с элементами театрализации).

Мы недавно показали в таком же формате «Евгения Онегина» П. Чайковского. Оркестр находился на сцене и был включен в действие. Артисты выступали в костюмах, им помогали скромные детали оформления. Благодаря аскетизму и отсутствию лишнего весь акцент был перенесен на музыку и на фигуры певцов, которые воспроизводили выразительные портреты своих героев. Эксперимент полностью себя оправдал. Публика приняла наше исполнение 7 мая, в день рождения Петра Чайковского, очень горячо. Достаточно большую роль сыграло при этом участие совсем молодых певцов. Татьяну пела Юлия Терещук, Онегина — Гарри Гукасян, тогда еще студент, который по возрасту оказался даже младше, чем герой Пушкина. Это соответствие внешнего вида и внутреннего состояния исполнителей образам, которые они воспроизводили, оказалось для публики чрезвычайно привлекательным. На открытии в этом сезоне исполнительский состав  спектакля  дополнил замечательный бас Александр Цымбалюк, который спел партию Гремина. Блестяще исполнил партию Онегина Виталий Билый. Эти певцы сделали удачную карьеру на Западе, однако не забывают свои одесские корни и свою альма-матер.

— Вы рискнули доверить премьерный спектакль «Кармен» также молодым исполнителям, и этот риск себя оправдал?

— Да, совсем юный Александр Прокопович оказался замечательным Хозе. А после этого я поручил артисту  спеть Альфреда в «Травиате» вместе с Юлией Терещук — Виолеттой. Гарри Гукасян пел в этом спектакле Жермона. Участие молодых исполнителей существенно обновило старую и уже несколько морально устаревшую  постановку. Что касается «Кармен», то хотя в театре есть несколько претендентов на главную партию, и они с ней справляются, у них только что появилась молодая конкурентка Таисия Шафранская. Еще студенткой консерватории она дебютировала в театре в партии Полины в опере «Пиковая дама». Уже тогда я почувствовал большой потенциал ее голоса, настоящего густого меццо-сопрано. Стал работать с вокалисткой и готовить к роли Кармен, и понял, что по внешним данным, по темпераменту она является настоящей героиней оперы Ж. Бизе. Ее недавний дебют в этой «звездной» роли подтвердил мои предыдущие наблюдения.

«ПРИГЛАШАЕМ МОЛОДЫХ АРТИСТОВ, КОТОРЫЕ СРАЗУ ВОСПИТЫВАЮТСЯ НА СЕРЬЕЗНОМ СЛОЖНОМ РЕПЕРТУАРЕ»

— Зная хорошо Одесскую оперу на протяжении многих лет и теперь наблюдая вашу деятельность, заметила, как выросло мастерство оркестра театра. Расскажите о своей репертуарной направленности?

— У нас произошло обновление состава коллектива, приглашаем молодых артистов, которые сразу воспитываются на серьезном сложном репертуаре. Впервые в Одессе мы показали «Весну священную» И. Стравинского. Оркестр и хор в совершенстве справились и с партитурой «Вия» В. Губаренко, произведения, написанного на современном языке. В честь 200-летия со дня рождения Рихарда Вагнера мы подготовили большой концерт с исполнением отрывков из его опер. Кстати, Вагнер не звучал на одесской сцене 80 лет! Возникло ошибочное убеждение, что его музыка не будет близкой и понятной одесситам. Однако концерт  подтвердил совсем противоположное. Полный зал реагировал так горячо, а  наши исполнители проявили себя в таком совершенстве, что я даже на мгновение остановил аплодисменты и громко спросил у публики: «Так что, Вагнера можно играть и ставить в Одессе»? В ответ прозвучал шквал одобрительных возгласов...

Я считаю, что стабильность работы коллектива, а также возможность осуществления интересных, креативных проектов обеспечивается благодаря совместным действиям всей команды театра — вместе мы большая творческая и организаторская сила!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать