Что там, за кулисами первой сцены страны?
Национальный дворец искусств «Украина» отметил свое 35-летие
Вчера, на свои именины коллектив дворца пригласил зрителей и коллег из ансамбля им. П. Вирского, хора им. П. Веревки, солистов Национальной оперы Украины, музыкантов оркестра народных инструментов, артистов Театра им. И. Франко, Русской драмы, цыганского театра «Романс», эстрадных певцов. Было торжественно и весело. В финале каждый, кто пришел на праздник, попробовал кусочек юбилейного торта...
«ДВУХ ЧАПАЕВЫХ У НАС НЕ БУДЕТ»
— Сегодня кардинально меняется наша структура, — подчеркнул Николай Мозговой, генеральный директор и художественный руководитель дворца. — Мы не только изменили название, но хотим улучшить свою работу. Теперь мы называемся Государственным культурно-творческим предприятием «Национальный дворец искусств «Украина». За 35 лет штат был сильно раздут (более 400 человек). В настоящее время идет реорганизация. Все сотрудники уволены и идет набор коллектива уже на контрактной основе. Если вы заметили, я занимаю две должности — худрука и директора. Считаю, что нужен один хозяин. Двух Чапаевых у нас не будет! Ныне штат дворца сократится вдвое, а работать станем эффективнее. Кстати, отныне никто не будет жаловаться на качество звука во дворце. У нас трудится лучший звукорежиссер страны — Борис Кливцов. Он сделал ревизию оборудования «Украины». Мы приобрели новый звуковой пульт. В руках мастера все «ямы» исчезли и сфазировованы все динамики. Теперь «живой звук», который пишется на афише, действительно будет на высоком уровне, а зрители, сидящие в любом кресле зала, не будут жаловаться на плохое звучание. Я горд, что в структуре дворца появилась художественно-постановочная режиссерская группа. Долгие годы «Украина» являлась просто концертной площадкой, которую руководство сдавало в аренду. Мы же теперь будем ставить собственные программы, заниматься гастрольной деятельностью. Мы будем проводить не только концерты, но и встречи, вернисажи. Например, в Коричневый зал можно приглашать зрителей на поэтические и камерные вечера. Я уже получил согласие, чтобы там выступил Борис Олийнык. Надеюсь, что хозяйкой одного из поэтических вечеров станет знаменитая Лина Костенко. Мы хотим проводить культурологические диспуты, знакомить публику с творчеством мастеров и молодых дарований. Изменим и ценовую политику. Так, 2 мая приглашаем на концерт хора им. Г. Веревки (билеты от 5 до 35 грн.). Нам важно, чтобы лучшие украинские коллективы выступали на главной сцене нашей страны. И ею она должна стать по сути, а не как красивая метафора. В этом мне поможет художественный совет, в который войдут ведущие специалисты искусства. И они подскажут, чтобы я не наломал дров и не делал ошибок. Мы являемся хозрасчетной организацией и должны зарабатывать деньги. Один день аренды «Украины» стоит 44 тыс. грн. Это стартовая сумма. Для гастролеров она будет выше, т. к. коммерческие интересы дворца никто не отменял.
«ГУД РАШЭН МАРИХУАНА»
По словам сотрудников, которые несколько десятилетий трудятся во дворце, сегодня работать им стало легче, т. к. многие процессы механизированы. Ведь здесь проводятся не только концерты, но и официальные мероприятия (съезды, пленумы, совещания). Хватит 20 минут, чтобы трибуну и стол президиума убрать, а на сцене уже готовы выступать артисты.
Как вспоминают «старожилы», дворец открылся к 100- летию В. Ленина. На торжественном концерте использовалось четыре плана занавесей. И вот, когда закрыли третий план, раздвижная «дорога» не сработала (лопнула текстолитовая каретка). В зале все Политбюро ЦК Украины, чиновники самого высокого ранга, а тут такой конфуз... Монтажники и механики ничего не могли сделать. Но за кулисами были наладчики оборудования и общими усилиями всем пришлось работать вручную. За находчивость и смекалку «героев» наградили именными часами...
Несколько десятилетий режиссером всех правительственных концертов был Борис Шарварко. Он создавал программы, в которых участвовало более двух тысяч человек и при этом никогда не было толкучки ни на сцене, ни за кулисами. В последние годы жизни режиссера критиковали за любовь к помпезности. Но когда Бориса Георгиевича не стало, оказалось, что нет ныне режиссеров, которые могли бы провести масштабный концерт динамично. Благодаря Шарварко засветились имена многих артистов, которые ныне являются мастерами. Кстати, с его легкой руки родилось «украинское трио теноров». Правда, состав его много раз менялся, но этот суперномер и ныне является украшением самого торжественного концерта.
А сколько капризов, истерик пришлось выдерживать работникам сцены от «звезд»? Самым-самым в этом отношении был Филипп Киркоров. Он человек настроения. То — весельчак, балагур, а то — хам. Несколько лет назад во Дворце «Украина» Киркоров давал 10 шоу-программ, выступая с экстравагантной Даной International. Филиппэффектно появлялся из люка, взлетая на сцене. Оказалось, что Киркоров боится высоты и требовал страховки, чтобы с ним в кабине был механик. Ругался так, что уши закладывало. Но когда освоил технические премудрости, то с очаровательной улыбкой кричал в микрофон зрителям: «Я люблю Киев!»
Ныне с улыбкой вспоминают «каприз» Боби Фарэла из популярной группы «Бони М». Организаторов гастролей он огорошил заявлением: «Найдите кокаин. Без него на сцену не выйду»! Как вышли из положения? Налили «королю диско» рюмку водки и дали крепкую папиросу «Беломорканал». Боби затянулся и с улыбкой заметил: «Гуд рашэн марихуана»!
«ЗВЕЗДНОЕ НЕБО»
— Я работаю здесь 40 лет, — признается главный механик дворца Валерий Иванович Скобель. — Фактически на моих глазах строилось здание. Первые сваи (а это около шести тысяч) забивались в 1965 году. Была сделана оригинальная «подушка» (фундамент). Генподрядчиком выступал Юго-Заптранстрой, а вообще строили дворец 112 организаций и 40 заводов г. Киева. В 69-м, когда мы начали монтировать оборудование, вдруг хлынула вода. Затопило подвальное хозяйство: где-то на 2, 5 метра. Ситуация была критической, но строители справились с бедой и насосами откачали воду... А когда здание сдали под ключ, то сюда со всей страны приезжали люди с экскурсиями. Посмотреть на чудо архитектуры. В ту пору это было самое оригинальное здание, построенное по последнему слову техники. Здесь проводились съезды Компартии Украины, правительственные концерты, выступали ведущие коллективы бывшего СССР и иностранные артисты.
Девять лет назад из-за прогнившего покрытия пришлось делать капитальный ремонт здания. Заодно поменяли и стекла, сделав их затемненными, изменились и интерьеры дворца. В механической части сцены поменяли минимум (поставили новый пульт, добавили индивидуальных подъемников, лебедок). А вот звуковое и световое оборудование полностью обновили. Например, «звездное небо», которое нравится практически всем «звездам». Его использовали во время концертов: Мотсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Джо Коккер, Лучано Паваротти, Мирей Матье, Патрисия Каас, София Ротару, Алла Пугачева и другие знаменитости. Любят артисты выступать на «горящем полу». Это когда сцена дворца накрывается «сотами» (плиты из огнеупорного стекла с подсветкой). Есть во дворце сертификат на использование во время различных шоу «дождя» и фейерверков. Вы, наверное, удивитесь, но самые «навороченные» программы, с использованием экранов, массой декораций, дыма и пиротехнических взрывов любит делать «поющий ректор» Михаил Поплавский. По словам сотрудников дворца, его концерты самые тяжелые в техническом плане и задействуются все силы «Украины».
«САМЫЕ-САМЫЕ...»
— Долгое время, когда привозили гастролеров, то организаторы их концертов, если хотели показать более яркое шоу, добавляли к нашему свое оборудование, — поясняет В. Скобель. — Сейчас коммерческие структуры Киева имеют шесть разнообразных комплектов по звуку и свету. Кстати, в Горловке (Донецкой области) есть компания «Терминал», которая обеспечивала концерт Лучано Паваротти. Так вот, у них самое лучшее звуковое оборудование в СНГ. Даже Москва не имеет такого. Кстати, эту технику киевляне и гости нашей столицы могут услышать в действии во время концерта на майдане Незалежности, предваряющем конкурс «Евровидение-2005».
Чем больше «звезда», тем проще артист. Этот постулат подтвердил легендарный итальянский тенор. Лучано Паваротти въехал на сцену на коляске. Для артиста специально сделали гримерку за кулисами (шесть на восемь метров). Красивые кресла, диван, биотуалет, кондиционер. Со всеми сотрудниками, встречающимися на его пути, Лучано здоровался. Он прекрасно выступал, хотя пел сидя. После концерта многие сотрудники дворца получили автографы на память об этом выступлении.
Если бы пришлось писать книгу воспоминаний, то концерт группы «Модерн-токинг» запомнился, как самый поздний из всех, которые проводились в «Украине». Он начался в 22.00! И зал был переполнен. Стоило на сцене появиться Дитеру Болену и Томасу Андерсу, как им простили многочасовое опоздание. Подпевали, плясали и стар, и млад. Два часа концерта пролетели, словно миг. Публика еле успела добежать, чтобы попасть на последний поезд метро. А самыми длинными концертами можно назвать программы «Шлягера», особенно подводящие итоги года, с вручением наград. Хоть они и начинаются на час раньше, но заканчиваются далеко за полночь. А самой многочисленной кинопремьерой стал показ ленты-победителя Московского фестиваля «Свои» Д. Месхиева на последнем фестивале «Молодость». Посмотреть на Богдана Ступку, получившего за роль старосты приз «Лучший актер», пришло более четырех тысяч человек...
Как признались сотрудники дворца, их общая мечта, чтобы они, подходя к «Украине», каждый вечер слышали одну фразу: «У вас нет лишнего билетика?»
СПРАВКА "Дня"
Дворец «Украина» построен в 1970 г. (архитекторы Е. Мариниченко, П. Жилицкий и И. Вайнер). Сооружение многоцелевого назначения. Зал рассчитан на 3780 зрителей. В плане здание имеет форму трапеции (50х80х90 м, высота — 28 м). Сцена вмещает 1500 человек. При строительстве здания использовались естественные искусственные материалы — белый и розовый мрамор, гранит, известняк, стеклопрофилит, дерево, кожа и др. Функционирует оригинальное оборудование для создания искусственного климата, электроосветительное, светотехническое, акустическое и радиооборудование. Дважды дворец ремонтировали, последняя реконструкция прошла в 1996 году.
Выпуск газеты №:
№77, (2005)Section
Культура