Перейти к основному содержанию

То, что выглядит, как любовь, часто оказывается лишь губительной страстью

В прокат выходит «Анна Каренина» знаменитого режиссера Джо Райта (Великобритания)
27 декабря, 12:25
В КАРТИНЕ СНЯЛИСЬ ТАЛАНТЛИВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ: РОЛЬ АННЫ КАРЕНИНОЙ ИГРАЕТ ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ КИРА НАЙТЛИ, А ВРОНСКОГО СЫГРАЛ ААРОН ТЕЙЛОР-ДЖОНСОН, КОТОРЫЙ В ПРОШЛОМ ГОДУ БЫЛ НОМИНИРОВАН НА ПРЕМИЮ BAFTA В КАТЕГОРИИ «ВОСХОДЯЩАЯ ЗВЕЗДА» / ФОТО C САЙТА KINOPOISK.RU

Новую экранизацию известного романа Льва Толстого сделал известный британский режиссер Джо Райт. Это лучший фильм для поддержания праздничного настроения!

Во-первых, «Анна Каренина» повествует о страстной любви, которую, не найдя в жизни, мы ищем в книгах или на экране. Любовь сама по себе уже праздник, который, впрочем, часто заканчивается тяжким похмельем.

Во-вторых, в картине снялись талантливые исполнители, а встреча с талантом обычно дарует радость. На роль Анны Джо Райт позвал очаровательную Киру Найтли, с которой он работал в третий раз; в роли Каренина снялся снискавший славу одного из лучших британских актеров Джуд Лоу, а Вронского сыграл Аарон Тейлор-Джонсон, который в прошлом году был номинирован на премию BAFTA в категории «Восходящая звезда».

В-третьих, исторические ленты за счет пышных декораций и роскошных костюмов обычно очень красочны. «Анна Каренина» в этом отношении — не исключение, фильм на протяжении двух часов просто-таки радует глаз эффектными театральными декорациями (художник-постановщик Сара Гринвуд) и стильными костюмами, в работе над которыми Жаклин Дюрран по просьбе режиссера использовала моду 1950-х годов с контурами 1870-х.

В-четвертых, в картине прекрасные музыка и хореография. Режиссер особое внимание уделил пластике, что вполне закономерно вытекало из первоначального замысла: вся история романтической любви Анны и Вронского разворачивается как бы на театральной сцене. Хореограф Сиди Ларби Шеркауи плотно работал в содружестве не только с режиссером, но и с замечательным композитором Дарио Марианелли, расписывая четкую партитуру движений даже для нетанцевальных сцен (танец же Анны и Вронского стал одним из самых впечатляющих эпизодов фильма).

Наконец, часть действия происходит зимой, и уже сам вид заснеженных улиц и полей невольно привносит настроение самого любимого всенародного праздника. Одним словом, «Анна Каренина» в версии известного, прежде всего, своими пьесами британского драматурга Тома Стоппарда (получил премию «Оскар» за фильм «Влюбленный Шекспир), который написал сценарий, и снявшего по нему замечательный фильм Джо Райта — самое настоящее пиршество для гурманов.

Взявшись за известный классический сюжет, авторы картины преследовали не только эстетические цели, но и пытались донести до зрителя определенные идеи, которые заставляли Толстого браться за перо. Помещая действие картины в театр, в котором декорации трансформируются с удивительной изобретательностью, Райт не просто отдал дань своему детству (режиссер вырос в театральной семье). Прежде всего он стремился показать искусственность, фальшь жизни российского общества второй половины позапрошлого века, которое, будучи по духу азиатским, стремилось по форме стать европейским. Как за позолотой можно обнаружить ничем непримечательный материал, так и за внешней респектабельностью и аристократизмом высшего общества здесь скрывается пустота, ложь и лицемерие. Режиссер, накануне съемок — а они происходили главным образом в Великобритании — съездивший в Россию, потом говорил: «То, что там выглядит как мрамор, может оказаться штукатуркой»...

Собственно, понимание того, что обман, фальшь, неискренность определяют окружающую ее жизнь, мешает поддавшейся страсти Анне до конца поверить и в безраздельную любовь Вронского, и в саму возможность счастья с ним.

Ныне, когда супружеские измены и разводы стали нормой, трудно найти внутреннее оправдание сюжетным коллизиям романа Толстого, которые теперь разрешились бы по-другому, — нам ведь неинтересно смотреть на переживания, отношения и конфликты, если они не имеют непосредственного отношения к нашей жизни. Указав подчеркнутой театральностью окружающей среды на косность и лицемерие русского общества ХІХ века, Райт, конечно же, делал картину не о том, что к трагедии привело отсутствие либеральных законов, позволяющих легко расторгать браки и заключать новые. Он снял фильм о нашей неспособности противостоять страсти, о нашей готовности проигнорировать доводы разума и податься порыву чувств, которые, подобно урагану, способны разрушить и нашу, и чужую жизни.

Проблема не в том, что внешние обстоятельства и условности общества ограничили возможность Анны и Вронского выстроить их совместную жизнь (культура всегда будет накладывать те или иные ограничения). Героиня Киры Найтли — и актриса очень убедительно это показывает — разрушает себя и отношения с любовником изнутри. Не столько пересуды общества, сколько зудящий голос совести и пробудившаяся ревность, этот неизменный спутник всякой страсти, превратили жизнь романтической пары в ад. Когда питающаяся адреналином страсть начала трансформироваться в ревность, то счастье, которого мы вполне оправданно ожидаем от любви, оказалось лишь неосуществленной мечтой.

Тема любви в картине не сводится к романтическим отношениям Анны и Вронского. Том Стоппард вычленил из романа несколько любовных линий. Саморазрушительной страсти Анны и Вронского противостоят отношения Левина (Домналл Глисон ) и Китти (Алисия Викандер), которая обрела счастье в замужестве как раз после того, как ее чувство к Вронскому угасло. Идея жертвы ради спасения отношений и семьи воплощается в истории Облонского (Мэтью Макфейден) и Долли (Келли Макдональд), которая находит силы для того, чтобы простить мужу реальные измены, в то время как Анна разрушает отношения с Вронским из-за ревности к изменам воображаемым.

Кроме исполненных различных оттенков и нюансов непростых отношений мужчины и женщины, авторы фильма показывают и другие проявления любви: материнской и детской (отношения Анны и сына), любви брата и сестры (Анна и Облонский), наконец, взывающей к следованию долгу любви к Родине, беззаветное служение которой демонстрирует Каренин.

Перенося наблюдение Райта о штукатурке, выглядящей как мрамор, на сюжет «Анны Карениной», можем лишь добавить: то, что выглядит как любовь, часто оказывается лишь губительной страстью. Согласитесь, на то, чтобы научиться отличить одно от другого, иногда уходить вся жизнь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать