Перейти к основному содержанию

Чувство единого театра

26 сентября «поющий директор» франковцев Михаил Захаревич отметит юбилей
23 сентября, 20:10
МИХАИЛ ЗАХАРЕВИЧ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИЛИЕЙ БЕЛОЙ

Семейная мудрость франковцев всегда помогала избегать капканов социального производства, когда в театре было два одинаково важных руководителя — главный режиссер и директор.

Обычно уважение к творческому началу громко декларировалось, но часто и европейского масштаба художественный авторитет не спасал от хорошо спланированных действий руководителей идеологических органов районного масштаба. Поэтому к подстреканию лидеров привлекались широкие театральные массы — от театроведов до уборщиц кабинетов, выносящих из них мусор, который должен был служить доказательствами в интересах запланированных обвинений. Я помню, как компания по увольнению одного из главных режиссеров киевских театров забуксовала с учетом его образцового бытового поведения. Добили стальной логикой — если он не пьет в театре, значит, напивается дома, а тайный алкоголизм это, конечно, нравственное уродство.

Нынешний генеральный директор Национального академического драматического театра им. И. Франко Михаил Васильевич Захаревич в директорском кресле уже 19 лет! По факту это достаточно скромный стул, а вот значимости, а иногда и роскоши придают ему таланты хозяина. Гениальный украинский режиссер Сергей Владимирович Данченко, как безусловный кормчий первой драматической сцены Украины, принял Михаила Васильевича радостно и искренне. Доверял безоговорочно, и до сих пор директор-Захаревич благодарит за это, теперь уже уважая память о мастере. Правда, с тех далеких времен началась эпопея со строительством Малой сцены. Говорят китайцы: «Человек живет до тех пор, пока строит свой дом». И опыт в большом помещении франковцев доказывает справедливость этой мудрости. Каждый год известное «театр начинается с вешалки» здесь меняется на «театр начинается с кресел», «театр начинается с фойе» или беспардонное «театр начинается с приличных туалетов». А вот строительство Малой сцены превращается во что-то бесконечное! Возможно, однажды директору стоит открыть двери долгостроя и пригласить режиссеров, актеров, художников воцариться в том, что уже есть, а дальше дорабатывать на ходу. Так часто бывает на производстве, и поскольку именно производством считает театр Захаревич, то и соответствующий опыт вполне возможно позаимствовать.

Кресло директора театра никогда не было троном для нашего героя. И такую привычную для театральной среды систему жалоб и предложений ради дружбы против кого-то в Театре им. И. Франко искоренили напрочь! По-видимому, поэтому во время, когда практически все главные режиссеры ради олицетворения единовластия стали художественными руководителями-директорами, и Сергей Владимирович Данченко, и позднее Богдан Сильвестрович Ступка остались того же однозначного мнения о ценности должности и личности Михаила Васильевича. Хотя недоразумения и конфликты были между Данченко и Захаревичем (при моей работе в театре), но они решались всегда красиво и в пользу общего труда. Уверен, что присутствуют они и сегодня между Богданом Сильвестровичем и Михаилом Васильевичем, наверняка и намного более острые, ведь время и условия для работы театров не то, чтобы усложнились, а стали хуже некуда. Но к чести как первых лиц, так и всех франковцев, даже вращаясь вокруг этого театра на ближайших орбитах, мне об этом узнать не удалось. Следовательно, господствует сегодня в этом «храме украинской культуры» чувство единой театральной семьи. Семьи чрезвычайно жаждущей работы. Вообще, актерская профессия является уникальной в материальном смысле. Зарплата не меняется от количества ролей, количества выходов на сцену, а артисты требуют новых спектаклей, больших возможностей для проявления своих талантов. Театр им. И. Франко по количеству премьер, количеству показанных в своем помещении и на выездах спектаклей уверенно занимает лидерскую позицию. И вот, когда производственные показатели умножаются или даже возводятся в степень восторгом зрителей и радостью творчества артистов, Михаил Васильевич садится в кресло в кабинете и начинает петь. И поет так хорошо, что в качестве «поющего директора» легко бы собирал полные залы. Но намного важнее для него в этой песне присоединиться голосом своим к любимому хору своего уже столько лет единого театра.

P.S. Статья собственно написана к юбилею Михаила Захаревича, народного артиста Украины, лауреата Художественной премии им. Марка Кропивницкого. Сам он об этом молчит, о масштабных празднованиях информации нет, а внешность и вовсе сбивает с толку. Поэтому и мы об этом молчок. Просто, поднимая бокал, шепотом и с чувством пропоем: «Многая, многая лета!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать